Найти в Дзене

Преодоление страха современной войны

Автор: Бойко Дмитрий Валерьевич

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ

Бойко Дмитрий Валерьевич
гвардии полковник
Командир Международного корпуса
Миротворческих Сил
Соискатель учёной степени доктора философии (PhD)

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли страха как адаптивного механизма в условиях боя и иных критических ситуаций. Мы рассматриваем страх как механизм, запускающий комплекс психофизиологических и психологических реакций, направленных на выживание и преодоление угрозы. Анализируются основные психофизиологические проявления страха (активация вегетативной нервной системы, гормональные изменения, изменения в работе мозга) и их значение для мобилизации организма. Параллельно исследуются социальные и психологические корреляции успешного преодоления страха, включая социальный проект государства и  нравственную политику.
Особое внимание уделяется взаимосвязи между социальным проектом  и способностью военнослужащего преодолевать страх. Цель исследования –предложить решение проблемы управления страхом.
Ключевые слова: военнослужащие, страх, паника, выживание, боеспособность и боеготовность, преодоление страха, социальный проект, условия применения супероружия.

Данные для цитирования:
Бойко Д.В. Преодоление страха современной войны: Военно-научный доклад. – Минск: Международный корпус Миротворческих Сил, 2025. – 31 с.

-2

OVERCOMING THE FEAR OF MODERN WAR

Dmitry Valerievich Boyko
Guard Colonel
Commander of the International Corps
Peacekeeping Forces
PhD Candidate

Abstract. This article explores the role of fear as an adaptive mechanism in combat and other critical situations. We examine fear as a mechanism that triggers a complex of psychophysiological and psychological reactions aimed at survival and overcoming threats. The main psychophysiological manifestations of fear (activation of the autonomic nervous system, hormonal changes, and changes in brain function) and their significance for the body's mobilization are analyzed. The social and psychological correlates of successfully overcoming fear are also examined, including the state's social project and nravstvennoral policy.
Particular attention is paid to the relationship between the social project and a service member's ability to overcome fear. The goal of the study is to propose a solution to the problem of fear management.
Keywords: military personnel, fear, panic, survival, combat effectiveness and readiness, overcoming fear, social project, conditions for the use of superweapons.

Citation information:
Boyko  D.V. Overcoming the Fear of Modern Warfare: A Military-Scientific Report. – Minsk: International Peacekeeping Forces, 2025. – 31 p.

С древних времён трусость каралась жестоко. Воины, демонстрировавшие страх, подвергались смертной казни или унизительным наказаниям. В прошлые века солдаты испытывали страх перед офицерским гневом, не меньший, чем перед врагом. Дезертиров казнили, подвергали пыткам. Примеры включают казни после взятия крепостей, установку виселиц в армии для устрашения и политические казни беглецов. Офицеры, не справлявшиеся с паникой в рядах, подвергались разжалованию и заключению. Паника, дезорганизующая войска, всегда была серьезной угрозой. Для борьбы с ней применялись суровые меры, включая расстрелы отступающих или пытающихся сдаться. Заградительные отряды, стрелявшие в своих солдат, были частью этой тактики, направленной на поддержание дисциплины и предотвращение массового бегства с поля боя.
В условиях боевых действий  страх может приводить к непредсказуемым последствиям. Известны случаи, когда бойцов, чья задача заключалась в удержании позиций до конца, приковывали к оружию, чтобы предотвратить панику и дезертирство. Японские смертники, добровольно обрекавшие себя на смерть, также сталкивались с этой проблемой. 
Военное начальство во многих армиях мира часто прибегало к устрашению, полагая, что подчиненные должны больше опасаться командиров, чем противника. Массовая сдача в плен солдат в Первую мировую войну, даже в начале конфликта, вызвала карательные приказы. Сдавшихся грозили судить и казнить, но это не помогало. Причиной сдачи в плен стала утрата социального проекта Российской империи. Коррупция в войсках, нехватка оружия и боеприпасов, утрата взаимного доверия и разрыв связи командования и личного состава войск стали причиной развала русской армии.  Безнравственная политика Николая II и безответственность его многочисленных родственников, вывозящих наворованные средства за пределы Российской империи, послужили пусковым социально-психологическим механизмом для суицидального поведения государства (социальный суицид).

-3

В годы Великой Отечественной войны, для подавления паники и повышения боеспособности, применялись жесткие меры. Приказы советского командования, такие как № 270 и № 227, предписывали сотрудникам НКВД останавливать бегство бойцов с позиций, прекращать панику, формировать новые подразделения, восстанавливать их боеспособность и боеготовность и направлять в бой. У СССР был социальный проект, и это  обеспечивало основное условие победы: солдаты, офицеры и генералы шли на самопожертвование ради защиты социалистического Отечества. 
Для капиталистического Отечества такой массовый героизм недостижим. Воевать за деньги военнослужащие готовы, но умирать – нет. Поэтому страх для армии капиталистического типа – это проблема, решение которой возможно, если  капиталистическим отношениям придать нравственный характер: не вредить и созидать, всё с народом обсуждать и вместе исполнять.

-4

Социальный проект для капиталистического государства возможен, если это государство станет использовать новую этику. Старая этика основана на принципах «око за око», «зуб за зуб», кровной мести, предполагающей убийство человека человеком. Новая этика увязана с глобальной экологией: человек не должен вредить человеку и среде обитания. Новая этика позволяет буквально очеловечить отношения людей, придать им нравственный характер. На защиту такого государства люди выступят с большей самоотдачей, а руководители, проводящие нравственную политику, смогут получить основания для применения стратегического оружия. Их мотив будет ясен. Безнравственный политик ограничен в применении стратегических сил. Всем понятно, что он войну использует как бизнес, обогащается сам и даёт заработать членам своей семьи, зависимым административным преступным группам (АПГ).  Нравственный политик придерживается принципа «за то, чтобы всем». Он делится с населением прибылью, повышает уровень благосостояния общества, развивает в первую очередь образование, культуру, здравоохранение, воспитывая нравственных граждан, приученных к коллективному действию и созидательному труду. Такие граждане способны одержать победу и не испытывать страха в бою, так как получили ответ на фундаментальный вопрос: за кого и за что я могу умереть?

-5

В современной войне одерживает победу только тот, кто получил нравственное превосходство. Предоставить такое превосходство своей армии и флоту можно, располагая социальным проектом. Если такого проекта нет, и проводится безнравственная политика личного обогащения любой ценой, то в критический момент армия и флот изменят, не будут союзниками безнравственных политиков. Диагноз – это массовая сдача в плен или самовольное оставление воинской части. Данные таких самовольных оставлений, как правило, скрываются, чтобы не показать саботаж, имитацию  военного противоборства с более сильным противником. 
Для борьбы со страхом современные армии используют различные способы снижения нервного напряжения перед лицом смерти. Это включает медикаментозные средства (от алкоголя до наркотиков) и психологические приемы (обращения командиров, религиозные практики, пропаганда). Звуковое воздействие, такое как барабаны, горны, боевые кличи:
«Ура», «Банзай» и т.д.;
боевые команды «В перед», «Бей», «Пошёл», «Давай», «Убейте всех», «задвухсотить всех» и т.д.

Эти команды выполняют несколько задач: подавление страха, мобилизация решимости, укрепление чувства единства и устрашение врага.
Изначально, подготовка бойцов игнорировала социальную и психологическую составляющую, делая акцент на манипуляциях и идеологической обработке. Однако, анализ войн и военных конфликтов (Великая Отечественная война, Фолькленды, Афганистан, Вьетнам, Персидский залив, Газа, Украина и др.) выявил необходимость наличия социального проекта, который позволяет существенным образом повысить эффективность боевой подготовки и использования военных специалистов.
Основная идея: государство перед лицом военной агрессии переходит к реализации социального проекта, то есть проводит нравственную политику.
Политика – это социальные отношения по поводу распределения общественных (не только материальных) благ. 
Безнравственная политика – этот такое распределение общественных благ, при котором обществу наносится вред, разрушаются социальные и биологические основы жизни человека, возникает неравенство. Безнравственная политика приводит к социальной катастрофе.


Нравственная политика – это такое распределение общественных благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.  
Нравственная политика поддерживается правом и дискурсивно-оценочным процессом. Граждане принимают участие в обсуждении и оценке решений по распределению общественных благ. Так создаётся условие доверия органам государственной и муниципальной власти. У руководства страны возникает нравственное превосходство. Такая власть одерживает победы во всех видах противоборств. Нравственное превосходство, основанное на вовлечении общества в самоуправление и открытое распределение общественных благ, предоставляет каждому подлинную свободу, восстанавливает справедливость, обеспечивает легитимное благосостояние (богатство) граждан.  
Нравственная политика становится мягкой силой государства и общества, которая гарантирует их безопасность и развитие. Мягкая сила нравственного государства и общества в виде свободных и богатых граждан, блага которых защищены таким государством, приходит на смену летальным войнам.
Нравственная политика – это такое распределение общественных благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.   Нравственная политика поддерживается правом и дискурсивно-оценочным процессом. Граждане принимают участие в обсуждении и оценке решений по распределению общественных благ. Так создаётся условие доверия органам государственной и муниципальной власти. У руководства страны возникает нравственное превосходство. Такая власть одерживает победы во всех видах противоборств. Нравственное превосходство, основанное на вовлечении общества в самоуправление и открытое распределение общественных благ, предоставляет каждому подлинную свободу, восстанавливает справедливость, обеспечивает легитимное благосостояние (богатство) граждан.   Нравственная политика становится мягкой силой государства и общества, которая гарантирует их безопасность и развитие. Мягкая сила нравственного государства и общества в виде свободных и богатых граждан, блага которых защищены таким государством, приходит на смену летальным войнам.
-7

В условиях неотвратимости конфликтных ситуаций нравственная политика направлена на формирование гуманного нелетального противоборства конфликтующих сторон.
Нравственная политика является источником национального и международного права ― источником, обеспечивающим экологию социальных отношений в обществе и государстве.  
Нравственная политика осуществляется через государственную политику и общественное самоуправление, обеспечивающие поддержку и ответственность в отношении нравственных или безнравственных деяний социальных субъектов.  
Нравственную политику могут принимать как руководство к действию политики и граждане всех стран международного сообщества.
Нравственная политика является основным условием развития уверенности в себе, в своих сослуживцах, командирах и начальниках,  оружии и верховном главнокомандовании. 
Социальный проект позволяет адекватно угрозам и вызовам организовать военно-политическую работу в войсках. Армия – это часть общества. Если общество видит, что жизнь улучшается, то оно доверяет своему правительству. Когда улучшение не очевидно, возникает разрыв социальных связей общества и государства, начинается активизация агрессоров, учуявших слабого соседа, партнёра по сделкам, которого уже можно безнаказанно разграбить.
Опираясь на разработки военно-научной школы В.А. Чигирева и П.И. Юнацкевича, для повышения эффективности военного управления можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Обучение распознаванию опасности и планированию действий повышает боеспособность. Это значит научить военнослужащего умению  быстрой оценки ситуации, распознания угрозы. Далее тренировать умение уклонения от угрозы или поражения источника угрозы подручными средствами (штатным оружием). Оценка, распознание и уничтожение источника угрозы – важное умение, постоянная тренировка которого позволит выйти к автоматическому действию (условному рефлексу) – боевому навыку. 
В критической ситуации непосредственной угрозы жизни у человека срабатывают только рефлексы (навыки). Умения и знания блокируются. Ступор, паралич охватывает человека.  Военнослужащий забывает, например, пароль. Не может его озвучить. Если такой ступор возник перед опытным командиром, несущим дежурство в секрете или засаде, то вместо уничтожения военнослужащего, оказавшегося неспособным озвучить пароль, он его начнёт расспрашивать и выводить из ступора или поверит и  даст команду на пропуск. По данным военных учёных, до 40% возвращающихся разведгрупп были уничтожены своими из-за это ступора. Память отказывает, люди в экстремальной ситуации забывают всё, что знают, особенно ключевые слова и пароли. Только запись, бумажка могут спасти военнослужащего от такой ситуации или наработанный опыт.
2. Отработка боевых умений в реальной ситуации опасности в составе подразделения (отделение, взвод, рота, батальон).
3. Преодоление когнитивной инвалидности.
Умственная скромность (когнитивная инвалидность) проявляется у человека, если ему не привили привычку читать и думать, он не освоил социально-значимых знаний, у него не сформированы актуальные для социализации умения и навыки. Обладает минимальным словарным запасом, в бытовой речи не обнаруживает своих интеллектуальных дефектов. Поверхностными суждениями имитирует свою грамотность. Нуждается в индивидуальном обучении и воспитании. При получении такого образования может преодолеть умственную скромность и стать успешным специалистом и грамотным руководителем.
4. Преодоление нравственной инвалидности у начальников и командиров всех уровней военного и государственного управления.

-8

Нравственная инвалидность – это социальная проблема, которую создаёт человек, не имеющий совести и чувства сопереживания, вредящий себе, другим людям и среде обитания.
Для определения нравственной инвалидности человек должен соответствовать двум условиям:
1. Иметь стойкое нарушение поведения (причиняет вред себе, другим людям, среде обитания).
2. Полностью или частично потерял совесть и чувство сопереживания другим людям.
Первая степень нравственной инвалидности – человек вредит себе (суицидальное поведение, социальная трусость).
Вторая степень нравственной инвалидности – человек вредит соседям, другим людям. Это убийства, иной криминал, мошенничество, наркомания, произвол и эгоизм, гедонизм, паразитизм, безнравственность.
Третья степень нравственной инвалидности – человек вредит  среде обитания, своей стране (предательство и продажа Отечества, вредные для здоровья людей технологии, продукты и условия жизни, поддержание на планете Земля безнравственной атмосферы).
Нравственная инвалидность сказывается деструктивным образом на  отношениях человека к себе, другим людям и среде обитания.  С точки зрения юридической практики, нравственные инвалиды становятся организаторами и участниками различного рода преступлений. Они не чувствуют сострадание к жертвам преступлений, не мучаются совестью, так как такое чувство им не известно. 
4. Формирование позитивного настроя и уверенности в своих силах. Важно, чтобы человек верил в себя и в успех своих действий. Это достигается через положительное подкрепление, акцентирование на успехах, а не на ошибках, и создание нравственной атмосферы в воинском коллективе. Когда воин чувствует, что он важен для всех, и все пойдут на всё ради него, он приобретает способность выполнить боевую задачу, его мотивация и эффективность значительно возрастают.
5. Использование техник релаксации и восстановления после стресса. Даже самые подготовленные люди нуждаются в возможности «перезагрузиться». Обучение техникам глубокого дыхания, медитации или другим способам быстрого восстановления помогает снять напряжение, вернуть ясность мысли и подготовиться к новым вызовам. Это как дать механизму остыть после интенсивной работы, чтобы он мог продолжать функционировать без сбоев.
6. Создание чёткой системы мотивации и постановка реалистичных целей. Человек должен понимать, ради чего он прилагает усилия, и видеть ощутимый результат своей работы. Мотивация может быть внутренней (чувство долга, стремление к самосовершенствованию) или внешней (похвала, награда), но она должна быть сильной и устойчивой. Постановка достижимых целей позволяет избежать фрустрации и поддерживать высокий уровень вовлеченности.
7. Формирование умения коллективного действия и взаимопомощи. В условиях боя способность эффективно взаимодействовать с другими членами воинского коллектива становится критически важной. Отработка совместных действий, доверие друг к другу и умение поддерживать товарищей в трудную минуту значительно повышают общую эффективность и снижают вероятность ошибок, вызванных индивидуальной паникой или растерянностью.

-9

8. Регулярное подведение итогов боя, разбор действий каждого бойца позволяет выявить и устранить допущенные ошибки и напрасные потери, а также выразить почёт и уважение к погибшим товарищам. Такой рефлексивный подход способствует постоянному совершенствованию и адаптации военнослужащих к условиям боя.
Сами по себе любые тренировки не полностью устраняют страх. В критических ситуациях, когда паника распространяется, эффективным средством является немедленное вовлечение резервных сил в бой, демонстрируя пример мужества и отваги. В прошлом использовалось появление в арьергарде развёрнутого Боевого Знамени и командира в парадной форме с саблей наголо для подавления паники. 
Успех в бою часто зависит от сохранения солдатами боевого духа, единства и опыта. Для борьбы с тревогой в малых группах используются громкоговорители на технике. Трансляция патриотических мелодий и установка предупреждающих знаков (включая имитации мин) также помогают. Эти меры планируются заранее, учитывая особенности, подготовку и опыт конкретного подразделения. 
В период острого боевого возбуждения после критической ситуации, когда бойцы испытывают негативные эмоции, рекомендуется:
подводить итоги боя;
осуществлять индивидуальный и коллективный разбор поведения каждого бойца и командира; 
предоставлять объективную информацию; 
демонстрировать личный пример командира и начальника по управлению боем; 
организовывать военные совещания (по подразделениям) с обсуждением личной помощи от главнокомандующего, иных командиров и начальников;
демонстрировать то, как главком реализует социальный проект, защищает национальные деньги от обесценивания;
своевременно начислять причитающиеся деньги;
делиться опытом того, как дома члены семьи получают положенные льготы, никуда не ходят, а ходят за ними;
предоставлять связь с близкими и родными; 
организовывать быт и отдых личного состава;
своевременно удовлетворять нужды и запросы военнослужащих;
дать выспаться;
своевременно обеспечить горячим питанием, сменить бельё, дать время для дополнительного сна.

Почему в боевой ситуации возникает ступор?

-10

Участие в боевых действиях – тяжёлое психическое и физическое испытание. Новички испытывают сильные эмоциональные переживания, вызывающие неадекватные реакции: от оцепенения до паники (метание или бегство). Опытные бойцы утверждают, что абсолютное спокойствие перед боем – это вымысел. Перед боем активируется инстинкт самосохранения, вступающий в конфликт с необходимостью рисковать жизнью. Этот конфликт порождает страх, который влияет на каждого по-разному. Опытный боец может справиться со страхом, новичок же оказывается беззащитным. Страх – это инстинкт, филогенетически обусловленный и доставшийся нам от предков, пробуждающийся при смертельной опасности, заставляющий в первую очередь заботиться о себе. Перед началом боя у многих возникает неконтролируемое мочеиспускание и испражнения. 
Исследования института военно-гуманитарных технологий показали, что сильное волнение и страх перед боем испытывают около 95% солдат, во время боя – 70%, а после – 60%. Все военнослужащие подвержены страху. Преодолевается этот страх боевой подготовкой и воинским воспитанием, направленным на формирование боевых навыков. Причём, если навык и сформирован, но государство не проводит нравственной политики, такой навык не спасает бойца от страха. Зачастую гибнет даже подготовленный, профессиональный военнослужащий, если он ведёт бой только за деньги, и не имеет нравственного превосходства над врагом.

-11

Предбоевое состояние характеризуется ускоренным метаболизмом, обезвоживанием (учащенное мочеиспускание – поллакиурия), учащенным сердцебиением, дрожью, изменением цвета кожи (побеление или покраснение) и глаз. Это свидетельствует о сильном нервном переживании, которое негативно влияет на выполнение задач, вызывая физические и психические расстройства. Проявления варьируются от подавленности до паники, часто приводя к ухудшению мышления и принятия решений. Медицинские исследования выявили, что около четверти бойцов перед боем испытывают непроизвольное опорожнение кишечника или мочевого пузыря, сопровождающееся тошнотой (тошнота, недержание мочи и стула - «медвежья» болезнь). Это рассматривается как инстинктивная реакция, направленная на облегчение тела для повышения шансов на выживание, особенно при ранениях в область живота. 
Участники боевых действий указывают на такие физиологические проявления страха. Подобные случаи, включая непроизвольное мочеиспускание или дефекацию перед боем, были зафиксированы и среди американских солдат во время войны в Ираке. Психологические исследования выявили, что в условиях крайней угрозы жизни, такие физиологические реакции, как опорожнение кишечника и мочевого пузыря, являются наследием животного прошлого, облегчающим спасение.
Парадоксально, но у значительной части военнослужащих в бою наблюдается временный паралич конечностей, отвечающих за применение оружия. Этот феномен, зафиксированный и у немецких солдат в период войны с СССР, объясняется тем, что человек по своей природе является нравственным существом. Он не хочет вредить никому. Агрессия ему нужна для выживания. Она направлена на другие виды живых существ и биологических объектов. Внутри своего вида возникает внутривидовая агрессия, на которую и опирается летальное противоборство (убей врага). Однако в ходе эволюции возникают новые люди, которые предпочитают новую этику отношений и борьбы – не вредить человеку и среде обитания. Эта этика отражена в Декларации нравственного пути человечества, поддержанной во всех странах мира.

-12

Эволюционное выживание приобретают люди, предпочитающие компромисс, созидание, безвредное поведение, а не агрессивное доминирование и конкуренцию, месть, отражённую в старой этике. По сути, эта старая этика кровавой борьбы людей отражена в Ветхом завете, который содержит множество примеров убийств людей и мести богов. 
Аналогичный механизм наблюдается у обычных (ненатасканных) собак, где в ходе конфликта активируется инстинктивный тормоз, предотвращающий нанесение смертельных травм. 
Мы полагаем, что в боевой обстановке у военнослужащих происходит отключение сознательного контроля и активация инстинктов, подавляющих агрессию к себе подобным. Именно этим объясняются случаи обмороков и рвоты у военнослужащих, участвовавших в массовых расстрелах.     Функциональные параличи («ноги не идут, руки ничего не держат», «все валится из рук») также являются распространённым проявлением нервного напряжения после применения оружия по людям. 
У значительной части солдат перед применением стрелкового оружия наблюдается временная дисфункция верхних конечностей, чаще всего указательного пальца (спазм), отвечающего за выстрел. Наша военно-научная школа (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич) трактует это как проявление страха, приводящего к оцепенению и нежеланию убивать. Нервное напряжение  часто вызывает мышечные спазмы, формируя характерную «оборонительную» позу.  В бою активируются примитивные отделы мозга (подкорковые центры), управляющие инстинктами, что может приводить к параличу как проявлению инстинктивного запрета на убийство. 
Неподготовленные бойцы более подвержены ступору или фуге. Опытные солдаты, напротив, в стрессовых ситуациях, как правило, выполняют приказы. Опросы ветеранов Второй мировой войны выявили, что лишь небольшая часть солдат открывала заранее без команды огонь по противнику, а ещё меньшая – прицельно. В воздушных боях эффективность была сосредоточена в руках небольшого числа опытных пилотов. В ситуациях, когда враг воспринимался как личность, эффективность боя была крайне низкой, что свидетельствует о нежелании или неспособности убивать. В условиях военных действий, когда враг обезличен и на расстоянии, эффективность атак возрастает. Война вызывает не только страх смерти, но и страх убийства. Исследования показывают, что нормальные люди, в отличие от хищных животных, менее склонны к агрессии.
Эволюция, вероятно, способствовала выживанию более миролюбивых нравственных личностей.

-13

Данные, собранные среди ветеранов Второй мировой, показали, что лишь около четверти новобранцев стреляли в сторону врага, причём лишь 4% сознательно целились. Аналогичные результаты получены среди лётчиков: менее 4% пилотов сбили большинство вражеских самолетов. Это означает, что основную часть потерь противнику наносят лишь немногие, заболевшие социопатическим расстройством. Однако ситуация кардинально меняется, когда противник невидим. Эффективность артиллерийских, танковых и авиационных ударов по невидимым целям значительно выше, достигая 90% потерь. Длительные боевые действия приводят к необратимым изменениям психики. Чем дольше солдат находится на фронте, тем выше риск негативных психических и патопсихологических последствий. После затяжных кровопролитных боёв дисциплина может падать, а отдельные подразделения иногда превращается в хаотичную массу, испытывающую постоянную тревогу. Личный состав психопатизируется. 
После одного-двух месяцев участия в боях психика большинства военнослужащих не выдерживает постоянного напряжения. Даже у тех, кто сохраняет относительную устойчивость, наблюдаются признаки психопатии и социопатии. 
Психопатии – общественно-опасные психические заболевания, сопровождаемые выраженными дефектами характера, побуждающие человека причинять вред окружающим, создавать невыносимые условия для взаимодействия.  
Социопатия – общественно-опасное заболевание, сопровождаемое утратой совести и чувства сопереживания другим людям.

-14

Примечательно, что наиболее агрессивные индивиды-психопаты со склонностью к садизму имели предрасположенность к психическим расстройствам ещё до призыва.  Их целенаправленно отбирают и используют для допросов и расправ над противником и мирными жителями.
По сути, эти 2-4% представляют собой психопатов и социопатов  способных эффективно вести ближние боевые действия, и убивать, пытать, казнить без эмоциональных последствий. 
Обычный психически нормальный человек не способен к убийству себе подобных. Следовательно, достреливают раненых, пытают, участвуют в массовых казнях те, кто в мирное время мог бы оказаться в заключении за убийство или за нанесение тяжких телесных повреждений – социопаты и психопаты.
Ветераны из разных стран НАТО отмечают: присутствие хотя бы одного психопата в подразделении значительно повышало шансы всех на выживание. В то же время, подразделения, состоящие исключительно из «нормальных» людей, часто несли большие потери. Исходя из этих наблюдений, Пентагон начал целенаправленно отбирать психопатов и социопатов для подразделений, предназначенных для ближнего боя, что, по их мнению, повысит боевую мощь американской армии. Эту практику стали копировать и другие армии мира.

-15

Ошибка данной практики заключается в том, что для того чтобы заставить военнослужащих убивать противника им нужен социальный проект, нравственная политика, Отечество, которое они хотят защищать. Тогда подразделение нормальных людей хорошо воюет. Им не нужен психопат или социопат. Наоборот, они его первым убьют, чтобы исключить издевательства над мирным населением и военнопленными. Когда социального проекта нет, тогда нормальные люди не видят оснований для убийства других людей, назначенных в противники. Поэтому ими начинают манипулировать, назначать командиров социопатов и психопатов. Но и тут возможна эволюция. Безнравственные командиры и начальники в условиях боя долго не живут. Их ротируют нормальные люди, чтобы выжить.
Длительное пребывание обычных нормальных военнослужащих в зоне боевых действий без отдыха может приводить к психосоматическим заболеваниям, таким как язвы желудка (двенадцатиперстной кишки), гипертонической болезни, нейродермиту и т.д. Необходимы перерывы (ротации) для восстановления. Анализ данных, полученных в ходе исследований, демонстрирует, что военнослужащие часто сталкиваются с широким спектром негативных эмоций при выполнении боевых задач. Эти переживания, представляющие угрозу для выживания и успешного выполнения миссии, требуют грамотного и нравственного командования, коллективного управления подготовкой и ведением боя. 
Вред – ощущаемое и переживаемое человеком нарушение условий его нормальной жизнедеятельности. 
Угроза – потенциальный вред жизнедеятельности человека.

-16

Ключевым понятием утраты боеготовности является страх – реакция на источник вреда или угрозы, направленная на устранение опасности путём агрессии, обездвиживания (ступора) или убегания.  Проявляется в следующих формах:
атака (активный акт агрессии)  – разрушение источника вреда или угрозы;
саботаж (пассивный  акт агрессии) – уклонение от вреда или угрозы путём имитации предписанных действий и отношений;
испуг – временный паралич, обездвиживание, пассивная форма  защиты от источника вреда или угрозы;
тревога – реакция на нераспознанный источник вреда или угрозы, проявляется в беспокойном суетливом поведении, направлена на стимулирование иной оценки обстановки, распознания источника вреда и угроз;
беспомощность – утрата активности, пассивное реагирование на источник вреда или угрозы;
боязнь – эмоциональная реакция на непосредственную угрозу, вызывает паралич волевого действия;
ужас – дезорганизация поведения и мышления, паралич воли, совершение хаотичных действий, генерация ненужных и неоправданных предложений и действий, ситуация поражения воспринимается как неминуемая и непреодолимая;
д) фобия – навязчивое эмоциональное состояние, характеризующееся устойчивостью, привязанностью к конкретному источнику вреда или угрозы, возникает при получении вреда и направлена на избегание контактов с вредителем; блокируют коммуникацию, фактически разрушают взаимодействие с источником вреда; фобии военнослужащих связаны с налётом БПЛА, ракетным, артиллерийским или бомбовым ударом, применением со стороны противника средств массового поражения; используются для паралича противника и его командования за счёт адресного, точечного применения средств поражения центров принятия вражеских решений, сосредоточений личного состава;
е) паника – активная реакция бегства от соприкосновения с противником, сопровождающаяся физиологическими симптомами, такими как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь и ощущение нехватки воздуха (удушье). 
Панические атаки могут возникать спонтанно или быть спровоцированы ситуациями массового поражения личного состава и техники,  воспоминаниями о таковых. Используется для обеспечения массовой сдачи в плен после применения средств массового поражения, массированных обстрелов средствами артиллерии, авиации и флота, БПЛА, ракетами. В состоянии паники человек испытывает сильный страх смерти и потери контроля над собой, что может приводить к избегающему поведению.  Панические атаки демобилизируют личный состав, передаются от отцов и дедов к сыновьям и внукам, чтобы те избегали войны с победившим противником. При уходе ветеранов боевых действий, переживших панику, правнуки, как правило, могут быть мобилизованы на войну при условии, что отрицательный опыт бегства и плена им не передали старшие поколения.

-17

В критических обстоятельствах психика человека активирует защитные механизмы, определяемые уровнем военной профессиональной подготовки личного состава. Если при подготовке военнослужащих не удалось выйти на формирование боевых навыков (автоматических бессознательных действий, уловных рефлексов), то бойцы при наличии военных знаний и умений будут всё равно избегать опасности в бою, вплоть до ступора или нелогичного бегства (реактивная фуга) с отбрасыванием оружия и средств индивидуальной защиты. В такие моменты доминирует желание выжить любой ценой. 
Ключевая задача подготовки военнослужащего к боевым действиям – формирование боевых навыков: 
первая медицинская помощь на боле боя самому себе и товарищу;
ведение боя в полевых условиях и городских условиях с высокотехнологическим противником в разное время года;
коллективные согласованные боевые действия военнослужащих в составе подразделений;
применение военных средств и техники, штатных систем вооружения и связи;
военные профессиональные действия в условиях ликвидации средств связи и выхода из строя электронной техники и автотехники после применения электромагнитного излучения.

-18

Поведение бойца определяется уровнем его боевой подготовки и наличием социального проекта, отвечающего на вопрос: зачем мне рисковать своей жизнью и здоровьем. Даже при наличии таких качеств как мужество, упорство, стойкость, патриотизм, военные знания и умения, воля к победе – страх и паника неизбежны.  Трудно сформировать боевые навыки, если у государства нет социального проекта. Боевой дух не возникает, воли к победе нет, военное противоборство превращается в длительный, затяжной процесс. 
Общество потребления не может воевать. Время массовых войн ушло, так как ни одно государства мира не располагает социальным проектом. Гражданам своих стран многие правители ничего кроме войны предложить не могут.  Через расставленных в СМИ психопатов предлагают людям воевать непонятно за что, распространяют ненависть и угрозы от назначенных врагов. Общество сомневается, и особой активности не проявляет в этом направлении, рассуждая примерно так: «Вам мешают, так вы идите, воюйте сами, мы то тут причём?».

-19

Без идеи, обеспечивающей нравственную солидарность, трудно получить боевое воодушевление у призывников, мобилизованных и вольно-определившихся солдат и офицеров.  Страх боя преодолевается, если военнослужащие одержимы общей идеей. В условиях информационной прозрачности они наблюдают за своим командованием, руководством страны и видят хорошую жизнь начальников и командиров. Это подрывает боевой дух, роняет боеспособность и боеготовность личного состава. Тут возникает следующая ситуация: начальство имитирует заботу об армии, армия имитирует защиту начальства.  Причём такое явление наблюдается у всех сторон противоборства. 
В условиях идеологического вакуума снижается боеготовность военнослужащих.
Боеспособность – это состояние военнослужащих, определяемое как результат воинского обучения и воспитания, освоения вооружения и техники, всестороннего обеспечения подготовки к ведению боя.
Боеготовностью называют состояние военнослужащих, вооружения и техники, когда всё сделано для того, чтобы приступить к выполнению, осуществлению боевой задачи в экстремальных условиях непосредственной угрозы жизни и здоровья.
Военнослужащие, вооружение, военная техника, снабжение могут быть боеспособны, но при начале боевых действий вмиг утратят  боеспособность: бросят вооружение, военную технику. Начнут грабить местное население, разворовать снабжение. При столкновении с противников сдаются в плен. Если смогут вернуться в часть, то потом её самовольно оставляют, не боясь уголовной ответственности за такое преступление.
Социальный проект позволяет сохранить боеспособность личного состава, вооружения и техники. Когда такого проекта нет, а во главу угла поставлены деньги, а не социальная идея, тогда на смену идеологической подготовке личного состава приходит психологическая подготовка. В ряде армий используют военных священников. Вместе с тем эти мягкие компенсаторы отсутствия идеологии не в состоянии обеспечить боевое воодушевление, так как направлены на улучшение самочувствия и личное спасение, а не самопожертвование ради великой идеи.
Гуманная идеология во главу угла ставит нравственного человека, который руководствуется новой этикой, связанной с глобальной экологией: человек не вредит человеку и среде обитания.
Антигуманная идеология ставит во главу угла не человека, а деньги. Выплаты осуществляются за убийства людей и причинение противнику различного вреда. Используют старую этику выживания путём причинения вреда человеку человеком и среде обитания.
Несомненно, психологическая подготовка важна как дополнение к боевой подготовке и социальному проекту государства, поскольку без них страх может парализовать бойца, приводя к неэффективности в бою и тяжелым психологическим и соматическим заболеваниям в случае выживания. 
Методы преодоления страха, основанные на жёстком подчинении и шантаже, основаны на принципе замещения: слабые эмоции подавляются более сильными (боязнь наказания и позора). Однако они не позволяет преодолеть первичный страх – осуждение воина со стороны других, мирного населения. Страх других превосходит страх смерти. Его преодоление достигается нравственной политикой, создающей духовную нравственную силу, обеспечивающую победу в современной войне.
Классический приём: «Воин должен больше бояться командира, чем врага» - морально устарел и не работает. Воинам нужен нравственный и грамотный командир, опирающийся на воинский коллектив, защищающий нравственную внешнюю и внутреннюю политику государства, реализующего социальный проект. Такой проект использовал СССР в войне 1941-1945 года – защита социалистического Отечества. Капиталистическое Отечество массы защищать не станут. 
Общество потребления изнежено, оно не умеет в массовом порядке вставать на защиту своего Отечества. Убивать и воевать за деньги потребители готовы, но умирать за деньги они не собираются. Принцип покупки наёмников и контрактников также не срабатывает, если проводится безнравственная политика. Это исчерпаемый ресурс, приводящий к ступору всю военную компанию.
Учёт социальных и  психологических факторов, влияющих на поведение в бою, позволяет эффективно формировать психологическую устойчивость. Ключевые направления:
1. Наличие социального проекта государства, отвечающего на вопрос: зачем человеку рисковать своей жизнью и здоровьем. Имитация такого проекта работает на противника, деморализуя и морально разлагая армию и флот, ибо союзников у безнравственных политиков нет и быть не может.
2. Кадровая политика в армии – подготовка и использование  нравственных и грамотных военных специалистов, командиров и начальников всех уровней. 
3. Использование социального проекта для обоснования применения серьёзных средств вооружения и массового разрушения, в том числе преимущественного нелетального характера (электромагнитное излучение), что позволяет отсталой     в технологическом отношении армии противостоять более развитому и сильному противнику с превосходящими силами и средствами, глобальным доминированием.

-20

4. Воинское воспитание и обучение должно осуществляться в воинском коллективе и через коллектив.
Коллектив – социальная группа, в которой сформирована нравственная атмосфера, характеризующаяся следующими признаками: внутренним единством идей, целей, задач; совместным способом деятельности; взаимовыручкой и поддержкой друг друга по принципу «один за всех и все за одного»; самоуправлением, где каждый член коллектива играет роль исполнителя при решении одной задачи и руководителя при решении другой задачи; возможностью каждому члену коллектива завоевать авторитет в форме общего признания социального и профессионального соответствия занимаемой должности или роли; дружбой, спокойствием и уверенностью в будущем каждого члена коллектива; конструктивным поведением членов коллектива, обеспечивающим им сохранность психического и соматического здоровья; чувством гордости за принадлежность к коллективу; совместным обсуждением и принятием управленческих решений.
5. Адекватным методом преодоления страха является использование идеологии-технологии нравственности.
Идеология/технология нравственности является экосоциальной технологией и включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею непричинения вреда и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.
Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этического оценивания их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.
Индивидуальные индексы нравственности социальных субъектов используются другими социальными субъектами в обеспечении национальной безопасности, государственного военного строительства, государственного управления, местного самоуправления и в других видах жизнедеятельности и обороны страны. 
Частными инструментами психологической подготовки являются
1. Визуальное воздействие: зрительный контакт, одобрительные жесты, товарищеские отношения командиров и начальников с личным составом.
2. Физическое воздействие: эмпатия, сопереживание, совесть, справедливость командиров и начальников, их прикосновения, рукопожатия, похлопывания, подбадривания.
3. Эмоциональная поддержка: сочувствие, присутствие, улыбка.
4. Личный пример командиров и начальников, помощь действиями, средствами и силами, совместные действия.
5. Физическая подготовка, развитие выносливости и нравственно-волевых качеств. 
6. Развитие когнитивной гибкости и адаптивности. Боевая обстановка динамична и непредсказуема. Необходимо тренировать способность быстро анализировать ситуацию, переоценивать риски и принимать решения в условиях неопределенности и дефицита времени. Это достигается совместным решением учебных, учебно-боевых и  боевых задач с меняющимися условиями и обучение техникам быстрого принятия решений. Важно научить бойцов коллективному действию и реагированию на обстановку.
7. Формирование позитивного мышления и самоэффективности. Вера в собственные силы и возможности играет огромную роль в преодолении трудностей. Необходимо развивать у бойцов позитивное отношение к себе и своим способностям, а также к поставленным задачам. Это достигается через поощрение достижений, акцент на сильных сторонах, обучение техникам саморегуляции и визуализации успеха. Важно, чтобы каждый боец верил, что он способен справиться с любыми испытаниями.
Для получения нравственного преимущества над противником используется метод нравственного управления. Это управления  осуществляется для защиты и развития армии и флота, государства и общества. Профилактика кризиса управления основана на своевременном выявлении и ротациях из органов управления социопатов, психопатов  и умственно скромных лиц. Выявление данных лиц осуществляется путём массовой оценки профессионального соответствия специалистов и руководителей всех органов власти. Это психогигиена государственного и военного управления, общественного самоуправления.
Для осуществления нравственного управления проводятся исследования профилей жизнедеятельности граждан, из которых могут быть получены показатели профессионального и социального соответствия  поведения глобальной экологии: человек не должен вредить человеку и среде обитания.
Исследования и уточнения профилей жизнедеятельности граждан носят непрерывный характер. Тем самым обеспечивается учёт изменений, вносимых обстановкой с целью защиты и укрепления духовно-нравственных ценностей, обеспечения приоритета духовного над материальным в сознании и поведении человека.
Формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей, образующих состав социально-важных качеств личности, осуществляется в процессе непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности человека. Уточнение динамики социально-важных качеств личности, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания граждан, в том числе в систем воинского обучения и воспитания.  
Измерение социально-важных качеств личности осуществляется посредством экспертной и массовой этической оценки, а также посредством дискурса – открытого публичного обсуждения.   Для военных систем используется групповое и коллективное обсуждение и оценка обстановки, выработка проектов адекватных обстановке военно-политических и боевых решений.
При выявлении корыстных мотивов деятельности специалиста государственной, военной, гражданской или муниципальной службы осуществляется досрочное расторжение трудового контракта с таким специалистом.
При высоком уровне развития социально-важных качеств личности военного и гражданского специалиста осуществляется поощрение такого специалиста и назначение его на более ответственную и руководящую должность.
Нравственное управление позволяет управлять энергией человеческих масс, направляя её на созидание и победу над безнравственными силами.
В системе психологического обеспечения важно использовать следующие приёмы
1. Обучение техникам саморегуляции и управления эмоциями. Бой оказывает сильное воздействие на нервную систему, вызывает сильные эмоции. Поэтому необходимо обучить бойцов техникам саморегуляции, таким как дыхательные упражнения, медитация, аутотренинг и прогрессивная мышечная релаксация. Эти техники позволяют снизить уровень тревоги, контролировать физиологические реакции на боевую ситуацию и сохранять ясность мышления в критических ситуациях. Важно, чтобы эти техники стали привычкой и применялись не только в бою, но и в повседневной жизни.
2. Создание сплочённого коллектива и развитие чувства боевого братства. Поддержка товарищей по оружию – один из важнейших факторов психологической устойчивости. Необходимо формировать в подразделении атмосферу доверия, взаимопомощи и уважения. Это достигается через совместные тренировки, выполнение задач, проведение досуга и оказание поддержки в трудных ситуациях. Важно, чтобы каждый боец чувствовал себя частью команды и знал, что может рассчитывать на помощь своих товарищей. Чувство боевого братства дает силы и уверенность в себе.
3. Задача командира и опытных сослуживцев - оказать поддержку и помощь в преодолении страха.  Основная задача – минимизировать панику у бойца. Исследования Военного института маршала Бирюзова показывают, что значительная часть военнослужащих (80%) демонстрирует неэффективное поведение в первом бою, например, быстро расходуя боеприпасы, ведя беспорядочный огонь. Необходимо проводить разъяснительную работу и тренировки с новобранцами по тактике стрелкового боя. 
4. Важно помнить о страхе ранения, необходимо убедить новобранцев в отсутствии невыносимой боли при ранении, а также в том, что прошедшие мимо пули уже не представляют угрозы. Следует поделиться опытом своего ранения: «Ударило, как палкой, и всё. Не страшно, видишь я же живой и снова воюю. И ты, брат, не бойся». Внушать уверенность в эффективности само- и взаимопомощи, уверенность, что сослуживцы и боевые санитары эвакуируют с поля боя в «случае чего», а также вселять веру в огромный опыт и подготовку отечественной военной медицины. Уделять большую роль в подготовке по тактической медицине. На тренировках демонстрировать, что даже в спокойной обстановке большинство выстрелов не попадают в цель, а в условиях реального боя тем более. К тому же солдат защищен укрытиями и средствами индивидуальной защиты (бронежилетом, стальным шлемом, кевларовыми рукавицами и т.д.). Тренировки, тренировки и ещё раз тренировки в условиях разрывов взрывпакетов и выстрелов из автоматического оружия позволяют выйти на приемлемый уровень готовности личного состава оказать первую медицинскую помощь самим себе и товарищам на поле боя.

-21

5. Коллективные действия также способствуют снижению страха. В группе индивидуальное восприятие ослабевает, формируется ощущение единства. Ключевым фактором формирования коллективного действия выступает вера в командира. Исторические примеры ничему не учат. Солдаты и офицеры современный армий уже не знают кто такой Петр I, Суворов, Жуков и другие советские и российские военноначальники. Они видят перед собой конкретных командиров. И если среди этих командиров будут нравственные и когнитивные инвалиды, то боевой дух личного состава никогда не возникнет, а страх боя только усилится. Назначение же лишённых совести лиц на важные военные и государственные должности порождает массу предателей, террористов и экстремистов среди личного состава. Это социальная реакция, которой невозможно управлять. Есть вред – доверия нет. Люди не помогают тем, кто вредит обществу. Мало того, они могут в массовом порядке предавать и продавать таких горе-руководителей.
6. В экстремальных условиях важны техники психологической самопомощи. Они должны быстро (3-5 минут) давать результат без негативных последствий (заторможенность, снижение концентрации или, наоборот, перевозбуждение). Этим требованиям соответствуют методы, основанные на взаимосвязи дыхания, мышечного тонуса и психического состояния. Правильное дыхание влияет на активность мозга. Короткий вдох носом и медленный выдох через рот успокаивают, снижая напряжение. Медленный вдох и резкий выдох, наоборот, тонизируют. 
Чтобы успокоиться в боевой обстановке, нужно сделать 8-10 коротких вдохов животом и медленных выдохов. 
Для мобилизации – 8-10 медленных вдохов и резких выдохов. Снизить излишнюю активность помогает расслабление мышц (особенно лица, головы, шеи, конечностей). 
Паралич, обездвижение, ступор в  бою связан с мышечным напряжением. В условиях боя  для снижения тревоги, сомнений, волнения Институтом психологии и информальной юстиции рекомендуется техника расслабления, состоящая из следующих шагов:
1) ощутив скованность, паралич, начните делать быстрые вдохи и выдохи (8-10 раз);
2) крепко сожмите и разожмите пальцы на руках (8-10 раз);
3) пошевелите ногами;
4) поверните голову в разные стороны, чтобы осмотреться;
5) повертите корпусом тела в разные стороны;
6) продолжайте движение и выполнение боевой задачи.
Дополнительно, для укрепления уверенности в себе, используйте самовнушение. Суть метода - усиление веры в собственные силы. Текст самовнушения должен быть кратким, позитивным и отражать желаемый результат. Используйте формулу «должен-хочу-могу». Например: 
Я спокоен! 
Я хочу быть спокойным! 
Я могу быть спокойным! 
Я спокоен!
Рекомендуется ежедневная практика.
Страх, как естественная реакция на угрозу, играет ключевую роль в выживании. Однако в условиях боевых действий он может трансформироваться в деструктивную групповую панику, нарушая когнитивные функции и снижая эффективность действий.  Боевая среда (обстановка), характеризующаяся внезапностью, интенсивным воздействием противника и физическим/психическим истощением, создает благоприятные условия для развития групповой паники. Деморализующие слухи, вражеская наступательная агрессивная пропаганда и отсутствие достоверной информации усугубляют эту проблему, приводят к развитию патопсихологических состояний.   
Панический страх, будучи психопатологической реакцией на угрозу, может быть трансформирован в адаптивный механизм. В критических ситуациях, когда паника угрожает боеспособности, существуют психологические и организационные методы ее преодоления. 
Тактика преодоления паники: для противодействия панике применяются различные методы, направленные как на индивида, так и на группу:
1. Индивидуальные меры, включают привлечение внимания, постановку четких задач, активацию моральных стимулов, подчеркивание ответственности и демонстрацию личного примера. Важно отвлечь бойца от источника страха, показать перспективы успеха и обеспечить поддержку.
2. Групповые меры направлены на повышение сплочённости, активацию авторитетных военнослужащих, создание позитивного эмоционального фона и постановку общих задач. Используются призывы, команды, лозунги, боевые кличи и ободряющие слова. Их должны озвучивать военнослужащие и командиры, которые пользуются авторитетом, то есть им доверяют. При иных обстоятельствах призывы, команды и лозунги станут бесполезными.
3. Экстренные меры, в критических ситуациях, когда паника охватывает значительную часть личного состава, эффективным средством ее пресечения может стать демонстрация активных боевых действий резервными подразделениями. В таких случаях бросают подкрепление на помочь, что позволяет сбить панику. 
Обратная связь от окружающих о собственном поведении также может снизить уровень страха и предотвратить панику.
4. Символические стимулы:  внезапное появление в первых рядах подразделения авторитетного командира с развёрнутым Боевым Знаменем может восстановить порядок среди охваченных паникой военнослужащих, особенно если они сохраняют боевой дух, имеют боевой  опыт.  
5. Связь с военнослужащими, выполняющими боевое задание: уверенный, спокойный голос авторитетного командира способен мобилизовать бойцов, координируя и направляя их действия.
Организационно-управленческие подходы к профилактике паники:
а) изоляция дестабилизирующих факторов, отстранение лиц, провоцирующих трусость и панику, демонстрация личного хладнокровия, воли, мужества и презрения смерти командиром, а также предотвращение распространения слухов о панике на другие подразделения;
б) информационная поддержка, проведение бесед с личным составом, внушение уверенности в победе, информирование о контроле ситуации командованием и сохранении боеспособности части;
г) мотивация и постановка задач: ознакомление с обстановкой на участке боя, разъяснение предстоящих задач, об имеющейся поддержке подразделения тяжелой техникой, ракетно-артиллеристскими частями и авиацией, призыв к хладнокровным действиям в будущем;
д) формирование убеждений: укрепление нравственной силы бойцов, основанной на их участии в социальном проекте -  защите государства, которое встало на нравственный путь, проводит нравственную политику;
е) кадровое усиление и пополнение подразделений военнослужащими из более боеспособных частей;
ё) использование тяжёлого вооружения и средств массового разрушения инфраструктуры и топливо-энергетического комплекса противника.
Наше исследование страха как адаптивного механизма в критических ситуациях выявило его многогранную роль, выходящую за рамки простого негативного переживания. Мы увидели, что страх запускает сложный комплекс психофизиологических реакций, направленных на мобилизацию организма и подготовку к действиям в условиях угрозы. Активация вегетативной нервной системы, гормональные изменения и нейробиологические процессы, связанные со страхом, являются неотъемлемой частью механизма выживания. Однако, как показал анализ, сама по себе физиологическая реакция не гарантирует успешного преодоления критической ситуации.
Ключевую роль играют следующие навыки личности военнослужащего:
распознание универсальных (внутренних и внешних) врагов человечества – социопатов и психопатов;
распознание и оценка угроз;
нравственная солидарность с другими военнослужащими и командирами (единство идеи, все разделяют и использую нравственное правило трёх С (не вредить себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом);
коллективное действие по ликвидации или нейтрализации источника угроз.
Управление эмоциональным состоянием военнослужащих осуществляется в коллективе и через коллектив.
Таким образом, страх в критических ситуациях является сложным, и естественным защитным механизмом. Его преодоление возможно в коллективе и через коллектив, сформировать который без социального проекта, принимаемой всеми гражданами страны гуманной идеологии и новой этики сложно.

Заключение

-22

Страх является одним из инструментов управления энергией человеческих масс. Это манипуляция, так не должно быть. Люди хотят жить, трудиться без страха. Однако социопаты, пробравшиеся в иерархические структуры власти, постоянно запугивают граждан, придумывая разные угрозы. Развязывают войны.
Социопаты осуществляют постоянное манипулирование человечеством с помощью страхов. Так прикрывается их паразитизм. То вирусы, то террористы, то инопланетяне, всё годится для обмана и запугивания общества.
Также следует отметить важный вывод о том, что если нет социального проекта, то невозможно применить супероружие. Оно может быть разработано, и даже поставлено на вооружение. Но применить его безнравственные политики не могут, так как очевидно, что действуют они из личных коммерческих интересов, и не руководствуются общественно-значимыми целями.  Только наличие глобального гуманного социального проекта развязывает руки нравственным политикам. Позволяет применить супероружие  для защиты общества от универсального врага человечества. 
Страх, как естественная реакция на угрозу, играет ключевую роль в выживании человека. Благодаря страху блокируются антигуманные, безнравственные действия у 99,99% населения. Только 0,01% социопатов, лишённых совести и сопереживания, способны убивать и пытать хладнокровно, безжалостно. Они за счёт эволюционного преимущества (нет совести, лицемерие и лживость, беспринципность) более активно проникают во власть. Разжигают войны. Расставляют на значимые посты психопатов, с помощью которых заражают массовым психозом ненависти население. Затем направляют его на убой, чтобы продлить своё пребывание во власти.   Страх для общества выступает защитным механизмом, блокируя участие граждан в летальных боевых действиях.  То есть если люди бояться участия в войне, это само по себе означает, что война носит несправедливый характер, направлена на удовлетворение запросов социопатов, проникших в органы управления.
Для защиты органов государственной власти и общественного самоуправления от проникновения в них социопатов, психопатов и умственно скромных лиц, способных действовать исходя из гедонистических или паразитических мотивов, осуществляется психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления и общественного самоуправления.
Психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления и общественного самоуправления заключается в подготовке соответствующих специалистов, привлекаемых в дальнейшем для выявления и профилактики социопатии, психопатий, умственной скромности в органах государственной власти и общественного самоуправления.
При отборе кадров в органы государственной власти и общественного самоуправления кандидаты должны пройти диагностику на предмет социопатии, психопатии, умственной скромности.

-23

При осуществлении профессиональной деятельности государственными служащими, представителями общественных и частных организаций, публичными лицами ежегодно проводятся мероприятия по диагностике их депрофессионализации и социопатизации. По итогам таких мероприятий принимается кадровое решение на ротацию лиц, психика которых разрушена социопатическими и психопатическими проявлениями и отягощена умственной скромностью.
Диагностику депрофессионализации осуществляют эксперты, обладающие соответствующими профессиональными познаниями. Субъектов, обнаруживших основной признак депрофессионализации – дилетантство, направляют на повышение квалификации или принимают решение по ротациям кадров, не соответствующих занимаемым профессиональным или социальным позициям.
Выявление и удаление из органов государственной власти и общественного самоуправления социопатов, психопатов, умственно скромных лиц является основным условием обеспечения глобальной безопасности, защиты прав и свобод граждан. Данная процедура получила название «социальный фильтр».
Без социальной фильтрации органов государственной власти и общественного самоуправления, очистки от социопатов, психопатов, умственно скромных лиц невозможно никакое развитие и нормальное, здоровое будущее. Руководителям следует помнить, что основным источником вреда для общества всегда являются  социопаты, психопаты, и лица с умственной скромностью. От их своевременного удаления зависит личная безопасность каждого руководителя органа (подразделения) государственной власти и общественного самоуправления.
Профилактика проникновения социопатов, психопатов и умственно скромных лиц на все социально-значимые позиции в обществе и государстве, международных и частных организациях является основным способом предотвращения летальной войны.
В регулировании общественных отношений государства мирового сообщества применяют основные положения новой этики: человек не должен вредить человеку, все социально-значимые решения широко обсуждаются и совместно с гражданами исполняются.
В публичных местах и информационных ресурсах недопустимы оскорбления личности, унижение человеческого достоинства, агрессивные высказывания и призывы к убийствам людей.  Демонстрация вреда человеку человеком является неэтичной, безнравственной. Государства всего мира помогают гражданам стать нравственными, чтобы такие граждане защитили своё Отечество от основной угрозы: социопатов, психопатов и создаваемых с их участием АПГ (административных преступных групп). 
Для эффективной защиты общества и государства от военной агрессии  предлагаются следующие меры:
1. Наличие у страны социального проекта, который принимается всеми гражданами и обеспечивает нравственное превосходство над противником. Наличие такого проекта предоставляет все основания для применения оружия, в том числе массового поражения, не вызовет страха применения тактических и стратегических видов вооружения. Отсутствие такого проекта сковывает страхом личный состав, боевые действия переводит в русло осторожных операций, на которые дают согласие только при наличии минимум 50-70% выживания.  Социальный проект должны осуществлять нравственные политики. Их деятельность позволит удовлетворить запрос общества на свободу и справедливость. Причастность к социальному проекту получает получить боевое воодушевление личного состава. Так возникает боевой дух военнослужащих – инстинкт защиты свободного, справедливого, нравственного общества. Военнослужащие в такой ситуации готовы идти на самопожертвование ради разгрома врага.
Отсутствие социального проекта замещается безнравственной политикой, обманом общества и произволом административных преступных групп (АПГ).
АПГ – административные преступные группы, особо опасная форма преступного сообщества,  образованного должностными лицами органов публичной власти на основе корыстного сговора. 
Безнравственная политика приводит к тому, то на задания идут только при гарантии выживания, что часто сводит на нет результативность боевых действий. Тут страх смерти можно купировать продуманными действиями командиров, направленными на предоставление таких гарантий своему личному составу. Развитие получают дистанционные виды боя, когда нет прямого столкновения с противником и используются БПЛА, роботы и иные автоматизированные системы.
Следует отметить возрастание жестокости современной войны. С применением дистанционных средств поражения наблюдается рост дегуманизации боевых действий. Операторы таких систем не испытывают жалости к людям. Для них это цели на мониторе, продолжение компьютерной игры. Не видно крови, страданий, мучений и ужаса, которые испытывает жертва дистанционного поражения. Как следствие растёт незащищённость личного состава. Военнослужащие испытывают страх перед такими средствами. То есть страх в данном случае выполняет адаптивную функцию защиты человека: «не становить жертвой, ты не защищён». Возникает блокировка поведения, минимизируется активность. Новобранцы уклоняются от таких действий, саботируют их. Гражданские не хотят добровольно принимать участия в штурмовых подразделениях. Всеми силами уклоняются от таких требований. В итоге возникает затяжной характер боевых действий до тех пор, пока не будет устранён источник страха. 
2. Кадровая политика должна быть направлена на подготовку и расстановку командиров, обладающих нужными социальными и военно-профессиональными качествами, в первую очередь, такими как чувство личной ответственности за порученное дело, нравственностью, совестью, справедливостью, честностью, высокой военной квалификацией. Этих командиров важно научить завоёвывать авторитет у личного состава, чтобы уверенно вести его в бой, преодолевая страх. Без нравственных и грамотных  командных кадров военнослужащие будут боеспособны, но не боеготовы. Чувство страха направит их на саботаж приказов безнравственных командиров и начальников. 
3. Массовая оценка профессионального соответствия – способ оценки соответствия специалиста занимаемой должности, основанный на оценке гражданами конкретного специалиста путём использования бинарной шкалы: занимаемой должности соответствует; занимаемой должности не соответствует. Бинарная оценка становится корректной при групповой оценке личности и коллективной оценке личности лицами, знающими друг друга по совместной деятельности. Также корректна массовая оценка публичного лица, от деятельности которого зависит уровень жизни граждан. Если этот уровень растёт и вреда от руководителя они не ощущают, то оценка будет такой: занимаемой должности соответствует. Если граждане ощущают снижение уровня своей жизни, то их оценка будет следующей: «занимаемой должности не соответствует».  Ротации специалистов и руководителей по результатам их массовой оценки профессионального соответствия позволяют обеспечить безопасность общества. 
4. Нравственная педагогика (НП) или экопедагогика (ЭП) – практическая педагогическая наука о способах обучения и воспитания, дополненная дискурсивно-оценочным методом.
Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) – способ регулирования социальных отношений, основанный на групповой экспертной и массовой оценке при обсуждении социально-значимых решений.
Нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
С раннего детства в семье, образовательных учреждениях, в профессиональных и общественных организациях граждан обучают нравственному правилу трёх С и практическому применению в семье, образовательном учреждении и профессиональной организации дискурсивно оценочного метода. Каждый участвует в общем обсуждении и оценке а также исполнении решений, которое его касаются.
5. В регулировании индивидуальных и социальных отношений применяется
новая этика. Синонимы: глобальная этика, новая глобальная этика, этика-технология. Её использование позволяет придать человеческим отношениям экологический характер, отражающий     глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить человеку и среде обитания.
Основания новой этики:
Глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания.
Глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не причинять вреда себе, другим людям и среде обитания.
Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) – способ регулирования социальных отношений, основанный на групповой экспертной и массовой оценке при обсуждении социально-значимых решений.
Нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
Технология новой этики основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. 
6. Осуществляется смена мировоззренческой парадигмы – процесс перехода к нравственному мировоззрению, построенному на распознании нравственности и безнравственности, вредного и созидательного, духовного и корыстного. Нравственное мировоззрение осуществляет этическую саморегуляцию поведения человека в границах, заданных нравственным  правилом III-C:  не вредить себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом.
7. Воинское обучение и воспитание должно быть направлено на формирование у военнослужащих адекватных современным вызовам и угрозам знаний, умений и навыков, способности и готовности бороться с универсальными врагами человечества – социопатами и психопатами, развязывающими летальные войны, криминализирующими государства и использующими государства как инструмент совершения массовых преступлений против общества.
8. Решение задачи поддержания боеспособности и боеготовности осуществляется при реализации социального проекта государства, направленного на удовлетворение запроса на справедливость и свободу, рост  благосостояния граждан. Для этого необходимо проводить нравственную политику кадрами, у которых сформирован приоритет материального над духовным.

-24

Духовность — это труд для других людей, при котором человек отдаёт им больше, чем берет взамен. Труд во благо других людей одухотворяет человека, становится его духовной основой.
Духовно-нравственные ценности – сформированные в результате обучения и воспитания отношения человека к себе, другим людям и среде обитания, характеризующиеся как безвредные и созидательные. 
Приоритет духовного над материальным - процесс созидательного труда человека.
Созидание – общественно-полезная деятельность, в ходе которой  человек отдаёт другим больше, чем получает взамен.
9. Практическая реализация социального проекта «нравственный путь человечества», отражённого в Декларации нравственного пути человечества № МК МС/АЭСТ/1/2025 от 03.07.2025 года, направлено на воспитание нравственных военнослужащих, командиров и начальников силовых структур всех государств мира.
Социальный проект нравственного пути может принять как государство, общество, так и отдельно взятый человек. На нравственном пути он преображается, так как ощущает свою принадлежность к чему-то большему. Миротворцы раздвигают рамки восприятия мира каждому человеку, обществу и государству: старая этика, основанная на крови (око за око, зуб за зуб, месть) доминировала долго в отношениях людей. Это приводило к летальным войнам. Новая этика, которую предлагают миротворцы всему миру, основана на глобальном экологическом принципе: человек не вредит человеку и среде обитания. Придерживаясь новой этики общество, государство и человек смогут продлить существование человечества в бесконечность.
Новая этика локально и глобальна одновременно. Стоит только человеку соблюдать нравственное правило трёх С (не вредить себе, соседям, среде), он уже не просто слуга или наёмный работник. Он часовой мира на земле. А каждый часовой в ответе за судьбу Отечества.
Здесь уже нет ничего о личной свободе и «невидимой (или неведомой) руке» рынка и самоорганизации общества. Здесь о чувстве ответственности, которое делает человека больше, чем он есть. Чувстве, которое позволяет ему осознать себя частью большого проекта, частью истории человечества. Не маленьким винтиком власть имущих. Не рабом, не холопом. Не наёмником. А титаном, приближающим светлое будущее, идя по нравственному пути.
Нравственный путь человечества – безвредная и созидательная деятельность людей друг для друга и среды обитания, совместное обсуждение и исполнение принятых решений.

-25

Если вы боитесь взять в руки оружие, значит это война не ваша. Страх возникает как блокиратор деструктивного поведения человека. Подавлять его алкоголем или наркотическими веществами, пропагандой бесполезно. Такие долго не живут. На нравственном пути страх преодолевается древнейшим инстинктом боевого воодушевления. Возникает боевой дух, который невозможно получить при иных обстоятельствах. Если боевое возбуждение у вас возникло, значит это ваша война, смело берите оружие в руки и защищайте Отечество от агрессоров. Однако миротворцы предлагают заменить летальное оружие на гуманное нелетальное, и направить его против поджигателей войны – конкретных социопатов и психопатов, маскирующихся под кандидатов на получение различных премий мира. 
Миротворцы летального оружия в руки не берут. Они концентрируют внимание общества и государства на новом глобальном гуманном социальном проекте нравственного пути. Предлагают проводить нравственную политику. Тогда такому обществу и государству ничего угрожать не будет, так как появиться нравственная сила и универсальный враг не сможет разграбить эту страну или сообщество стран. У государств без социального проекта будущего нет. Они периодически возникают и затем исчезают с политической карты, если не вырабатывают социальный иммунитет к универсальному врагу человечества – социопатам и психопатам. Этот иммунитет прост: движение во власть каждого субъекта сопровождается групповой, коллективной и массовой оценкой. Если люди считают, что это вредитель, то ему не место во власти. Такой социальный фильтр сложно имитировать в эпоху информационной прозрачности.

-26

Первый же руководитель страны, который такую технологию применит, получит неограниченный кредит народного доверия и международного признания. Так он сохранит свой народ и страну от разграбления и разорения. Создаст политические условия для процветания  и созидания.
Следует также отметить, что одного декларирования социального проекта недостаточно для возрождения боевого духа защитников Отечества. Имитация такого проекта может ещё больше деморализовать личный состав. Важно принять социальный проект и его реализовывать на практике, чтобы население видело перемены к лучшему, изменило своё отношение к государству, стало воспринимать его как источник безопасности, а не страха. Иначе страх для населения будет естественной формой блокировки участия в войне по защите государства, проводящего безнравственную политику или имитирующего социальный проект.

-27

Литература

Агафонов С.Ю., Горюнков С.В., Чигирев В.А., Юнацкевич П.И. Демократия умерла? Да здравствует демократия / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Институт нравственности, 2005. – 32 с.
Актуальные вопросы организации здравоохранения и общественного здоровья в современных условиях: повышение эффективности, дальнейшие пути развития / Под редакцией А.В. Чудакова / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург: Институт медицины и информальной юстиции, 2025 – 270 с.
Баринов И.В.  Теория формирования коллектива государственных и муниципальных служащих в предвоенное время / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых – Санкт-Петербург, Военный институт маршала Бирюзова, 2023. – 40 с.
Баринов И.В. Начальная военная подготовка: учебное пособие / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург, Военный институт маршала Бирюзова, 2023. – 122 с.
Баринов И.В. Технологии современных войн: учебное пособие / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург, Военный институт маршала Бирюзова, 2023. – 152 с.
Бойко Д.В. Миротворчество Беларуси / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания. – Минск: Международный корпус Миротворческих Сил, 2025. – 52 с.
Бойко Д.В. Миротворчество Беларуси / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания. – Минск: Международный корпус Миротворческих Сил, второе дополненное издание, 2025. – 73 с.
Бойко Д.В. Миротворчество: Учебник / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания. – Минск: Международный корпус Миротворческих Сил, второе дополненное издание, 2025. – 152 с.
Бурыкина Я.Ю. Диагностика социопатии у учащихся образовательных учреждений: учебно-методическое пособие / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, Институт нравственности, 2022. – 58 с.
Галушко Е.С. Долголетие. Как продлить себе жизнь / Серия книг: Нравственный путь человечества / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт индивидуальной педагогики, 2024. – 46 с.
Галушко Е.С. Патриотизм: Учебник / Серия книг: Нравственный путь человечества / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт индивидуальной педагогики, 2025. – 600 с.
Гальцев Ю.В., Новиков С.В., Юнацкевич Д.П. Диагностика и профилактика социопатии в органах власти государств-участников СНГ. Монография / Серия книг: Теория и методика управления  / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт информальной юстиции, 2022.  – 178 с.
Гальцев Ю.В., Костин Ю.А., Юнацкевич Д.П. Психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления в условиях социальной катастрофы. Монография / Серия книг: Теория и методика управления  / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт информальной юстиции, 2022. – 152 с.
Горюнков С.В. Смена мировоззренческой парадигмы – стратегическая задача России. - Санкт-Петербург: НК ВГСТ, 2022. – 158 c.
Декларация нравственного пути человечества / Серия книг: нравственный путь человечества. – Минск: Международный корпус Миротворческих Сил, Академия экосоциальных технологий, 2025. – 64 c.
Забота о здоровье военнослужащих Росгвардии – вклад в обороноспособность и стабильность государства. Сборник научных трудов. Часть II / Под редакцией А.Ю. Чудакова / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург: Институт медицины и информальной юстиции, 2025 – 100 с.
На страже здоровья военнослужащих Росгвардии. Сборник научных трудов. Часть  I / Под редакцией А.Ю. Чудакова / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург: Институт медицины и информальной юстиции, 2025 – 121 с.
Чигирев В.А. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб.: Институт нравственности, 2006. – 114 с.
Чудаков А.Ю., Горелов А.А., Утюганов А.А. Правила оказания первой помощи: учебно-методическое пособие / Серия книг: Теория и методика обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Санкт-Петербургская ордена Жукова военная академия войск национальной гвардии России, Институт медицины и информальной юстиции, 2025. –   174 с.
Чудаков А.Ю., Юнацкевич П.И.,  Гайворонская В.В., Еркудов В.О.,  Скребцова Н.В., Михайлов К.Д. Педагогика физиологической безопасности: Монография /  Серия книг: Теория и методика обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, Институт медицины и информальной юстиции, 2025. – 248 с. 
Чудаков А.Ю., Юнацкевич П.И., Михайлов К.Д. Педагогика физиологической безопасности населения /  Серия книг: Теория и методика обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, Институт медицины и информальной юстиции, 2025. – 244 с. 
Эсеналиев Т.Д. Анализ религиозных и светских философских концепций: Научный доклад / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Москва, Институт международной безопасности и информальной юстиции, 2023. – 112 с.
Эсеналиев Т.Д. Кризис материальной парадигмы мышления: Научный доклад / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Москва, Институт международной безопасности и информальной юстиции, 2023. – 60 с.
Эсеналиев Т.Д. Философия нравственного пути человечества: Автореферат квалификационной работы на соискание учёной степени доктора философии / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Москва, Институт международной безопасности и информальной юстиции, 2023. – 40 с.
Эсеналиев Т.Д. Философия нравственного пути человечества: Квалификационная работа на соискание ученой степени доктора философии / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Москва, Институт международной безопасности и информальной юстиции, 2023. – 448 с.
Юнацкевич П.И.  История разработки и применения дискурсивно-оценочного метода в СССР / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург, Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2022 – 61 с.
Юнацкевич П.И. Аномическая депрессия как средство массового психического поражения / Серия книг: Нравственный путь человечества. - Санкт-Петербург, Институт психиатрии и информальной юстиции, 2024. - 60 с.
Юнацкевич П.И. Военная психология формирования боевого воодушевления военнослужащих. – Санкт-Петербург: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий,  2015. – 12 c.
Юнацкевич П.И. Духовно-нравственные и патриотические основы формирования управленческого коллектива / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – Санкт-Петербург: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий,  2024. – 75 с.
Юнацкевич П.И. Методические рекомендации по укреплению доверия к органам государственной и муниципальной власти / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий,  2023. – 10 с.
Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Горюнков С.В., Матвейчук Е.Ф. Феномен еврейства как загадка истории культуры / Серия учебно-методических пособий «Когнитивное управление: проблемы теории и эмпирический опыт». Выпуск первый / Под ред. проф. В.А. Чигирева / СПб.: Институт нравственности, 2010. – 184 c.
Юнацкевич П.И., Чигирев В.А. Использование стандартных коррупционных механизмов для  нелетальной ротации из органов власти лиц с туманным прошлым и сомнительным настоящим: Методические рекомендации. – СПб.: Институт нравственности, 2007. – 12 с.

-28

Бойко Дмитрий Валерьевич
гвардии полковник
Командир Международного корпуса
Миротворческих Сил
Соискатель учёной степени доктора философии (PhD)