Найти в Дзене
Music Story

Лейтмотивы болота: Взрослая глубина музыки «Шрека»

Когда речь заходит о «Шреке», первое, что приходит на ум — это ироничный юмор, пародия на сказки и зелёный великан-одиночка. Однако не менее гениальной оказалась его музыкальная составляющая. Композиторы и саундтрек-продюсеры создали не сборник поп-хитов, а сложную партитуру, которая работает на характеры, сюжет и главную идею: внешность обманчива, а внутри каждого — даже у огров и ослов — есть душа. Первый «Шрек» блестяще использовал современную музыку, чтобы создать контраст со сказочным сеттингом. Второй и последующие фильмы углубили музыкальную палитру, сделав её инструментом раскрытия персонажей. За кадром иронии и поп-хитов лежит блестящая оркестровая партитура композитора Гарри Грегсона-Уильямса. «Шрек» возродил традицию мюзикла в анимации, но сделал это в своём ключе. Музыкальная гениальность «Шрека» — в её многослойности и интеллектуальной честности. Она не боится быть смешной, используя поп-хиты для пародии, и в следующую секунду — быть пронзительно искренней, используя кавер
Оглавление
Саундтрек «Шрека» — это не просто сборник песен, а многослойное музыкальное полотно, которое смеётся над клише, плачет над искренними моментами и создаёт уникальную атмосферу сказки наизнанку.
Саундтрек «Шрека» — это не просто сборник песен, а многослойное музыкальное полотно, которое смеётся над клише, плачет над искренними моментами и создаёт уникальную атмосферу сказки наизнанку.

Когда речь заходит о «Шреке», первое, что приходит на ум — это ироничный юмор, пародия на сказки и зелёный великан-одиночка. Однако не менее гениальной оказалась его музыкальная составляющая. Композиторы и саундтрек-продюсеры создали не сборник поп-хитов, а сложную партитуру, которая работает на характеры, сюжет и главную идею: внешность обманчива, а внутри каждого — даже у огров и ослов — есть душа.

1. Сатира и оммаж: Зеркало поп-культуры 2000-х

Первый «Шрек» блестяще использовал современную музыку, чтобы создать контраст со сказочным сеттингом.

  • «All Star» группы Smash Mouth: Песня, ставшая визитной карточкой франшизы. Её использование в начальной сцене, где Шрек принимает грязевую ванну под зажигательный рок-н-ролл, — это манифест. Манифест того, что перед нами не обычная сказка. Это история о том, кто гордится своей непохожестью.
  • «I'm a Believer» (также Smash Mouth): Финал первого фильма, где все танцуют под этот хит The Monkees, — это пародия на голливудские хэппи-энды. Но в то же время — это и искреннее празднование. Музыка позволяет фильму одновременно иронизировать над клише и наслаждаться ими.
«All Star» с первых минут устанавливает правила игры: это будет смешно, иронично и совсем не по-сказочному.
«All Star» с первых минут устанавливает правила игры: это будет смешно, иронично и совсем не по-сказочному.

Гениальный саундтрек-менеджмент: Когда песня становится драматургией

Второй и последующие фильмы углубили музыкальную палитру, сделав её инструментом раскрытия персонажей.

  • «Hallelujah» в исполнении Джона Кейла (фильм 1-й): Это ключевой, кульминационный музыкальный момент всей франшизы. Версия Кейла (не оригинал Леонарда Коэна) с её аскетичной аранжировкой звучит в момент, когда рушится сказка Шрека. Он теряет Фиону, думая, что её счастье — в превращении в принцессу. Хрупкая, меланхоличная песня о сломленной любви и вере идеально ложится на отчаяние обеих сторон. Это момент, когда пародия уступает место глубокой, взрослой драме.
-3
  • «Holding Out for a Hero» (фильм 2-й): Легендарный кавер Бонни Тайлер звучит в сцене штурма замка. Но здесь это не торжество героизма, а ироничный комментарий к тщетным попыткам Шрека соответствовать роли «настоящего принца». Музыка подчёркивает абсурдность ситуации и внутренние сомнения героя. Так же хотелось бы отметить отменное исполнение данной композиции в лице Анжелики Владимировны Руллы в русской локализации.
-4
  • «9 Crimes» Дэмиена Райса (фильм 3-й): Пронзительная баллада сопровождает один из самых драматичных моментов франшизы — сцену, где Шрек принимает на себя удар и ответственность за свершенные им поступки в отношении Артура. Хрупкий вокал и минималистичный фортепианный аккомпанемент создают атмосферу глубокой экзистенциальной тоски, показывая, насколько серьёзными стали ставки в, казалось бы, комедийной истории.
-5

Оригинальная музыка: Невидимый герой Гарри Грегсона-Уильямса

За кадром иронии и поп-хитов лежит блестящая оркестровая партитура композитора Гарри Грегсона-Уильямса.

  • Лейтмотивы: У Грегсон-Уильямса есть темы для Шрека (задумчивая, немного грустная, с кельтскими мотивами), для болота (уютная, акустическая), для любви (нежная, лирическая). Эти мелодии проходят через все фильмы, эволюционируя вместе с персонажами.
  • Смешение стилей: Композитор виртуозно смешивает оркестр с фолк-инструментами (волынка, свирель), электронными звуками и элементами рока. Это создаёт уникальный «шрековский» саунд — одновременно сказочный и современный, эпический и камерный.

Вокальные партии персонажей: Музыка как характер

«Шрек» возродил традицию мюзикла в анимации, но сделал это в своём ключе.

  • Осёл (Эдди Мерфи): Его импровизационный, полный души R&B-вокал — это отдельный музыкальный пласт. Песня «Donkey» с Драконихой — это и комедийный номер, и трогательная история любви, спетая в стиле соул.
  • «People Ain't No Good» Ника Кейва (фильм 2-й): Мрачноватая, но глубокая баллада. Она служит философским комментарием о природе людей (и огров), подчёркивая тему одиночества и разочарования, которые испытывает Шрек, столкнувшись с жестокостью мира.
  • Румпельштильцхен (Уолт Дорн): Его мюзикл-холльный номер «Rumpel's Witchin' Hour» — это гимн манипулятору, который обожает внимание. Музыка раскрывает его как харизматичного злодея.
Музыкальная палитра «Шрека» — это микс из поп-хитов, ироничных номеров, пронзительных каверов и эпической оркестровой партитуры.
Музыкальная палитра «Шрека» — это микс из поп-хитов, ироничных номеров, пронзительных каверов и эпической оркестровой партитуры.

Музыкальная гениальность «Шрека» — в её многослойности и интеллектуальной честности. Она не боится быть смешной, используя поп-хиты для пародии, и в следующую секунду — быть пронзительно искренней, используя кавер на культовую песню для раскрытия трагедии персонажа. От ироничного «Holding Out for a Hero» до экзистенциальной «9 Crimes» и циничной «People Ain't No Good» — саундтрек проходит весь спектр человеческих эмоций. Это идеальное отражение главной идеи франшизы: в каждом из нас живёт множество разных «я» — смешных, грустных, ироничных и романтичных. И для каждого из них в саундтреке «Шрека» найдётся своя, идеально подобранная мелодия.