Часть 1
Вернемся к истории «Гидроприбора».
Позже на базе созданной в Крыму минной станции был построен минно-торпедный завод «Русский Уайтхед», который занимался изготовлением торпед «Уайтхеда» для русского флота. Впоследствии предприятие стало самостоятельным заводом «Гидроприбор», где испытывались первые электроторпеды, торпеды с турбинными двигателями.
Самоходные мины пристреливали до мыса Чауда,
который располагается примерно в 35 километрах от завода и является восточной оконечностью Феодосийского залива. Смотрим на карту:
Что выгадал Феодосийский совет, непонятно – залив все равно во время испытаний шикарно простреливается, не войти, ни выйти. Ну разве что по самому заливу можно на яхточках кататься, если захочется полюбоваться на проходящие мимо торпеды, система наведения которых находится в стадии разработки. 😁
В августе 1950 года во время перестройки одного из цехов завода была найдена серебряная табличка на которой зафиксирована дата окончания строительства полигона и закладки мастерских завода: «26 марта 1914 года». На торжественную закладку приехал морской министр Российской империи генерал-адъютант и адмирал И.К. Григорович.
Рядом с заводом построили рабочий поселок
со школой и библиотекой-читальней, больницу, провели водопровод и электричество, телеграф и телефон. Воду для нужд завода и рабочих возили тогда баржой из Феодосии. Кроме того, на средства владельцев завода было построено шоссе от поселка до Феодосии, которое передали в собственность города.
Таким образом, к началу Первой мировой войны завод был уже достроен, но как это повлияло на исход войны история умалчивает.
А вот после Великой Отечественной войны на территории завода не осталось ничего, кроме руин – именно здесь была ключевая позиция для подступов к Феодосии.
Но забрасывать такое перспективное место никто не собирался, поэтому к середине 60-х годов прошлого века вместо пристрелочной станции здесь появился завод «Гидроприбор».
Тогда же было принято решение о разделении завода и населенного пункта, который получил идеологически правильное название Орджоникидзе.
Благодаря рельефу местности поселок даже не пришлось относить на 10 км от завода (стандарт для секретных предприятий) – чтобы рассмотреть завод со стороны поселка, нужно было, во-первых, знать куда смотреть, а во-вторых знать откуда смотреть.
Причем возможности «во-вторых» были сильно ограничены с помощью колючей проволоки под током.
Все жители поселка давали подписку о неразглашении, поэтому даже в близлежащей Феодосии мало что знали о происходящем в Орджоникидзе. Когда я рассказала маме, выросшей в Феодосии, куда я еду, она очень удивилась и припомнила, что несколько раз была в Орджоникидзе, будучи школьницей, но ни о каком заводе не слышала. А ведь мой дедушка был командиром воинской части в Краснокаменке – еще одном секретном объекте. Но тем не менее...
В те времена скрыть тот факт, что за очередным холмом скрывается секретное предприятие было достаточно просто – прогулки в моем стиле «а не пойти ли мне воооон туда, вдруг там интересно» при СССР очень не поощрялись. Вам выделены туристические маршруты, вот там и гуляйте, шаг вправо, шаг влево – расстрел, прыжок на месте считается попыткой улететь.
После восстановления завода здесь начали осуществлять сборку и испытание торпед различных классов: парогазовых, электрических, самонаводящихся, тепловых, кислородных… всего 18 типов торпед.
Здесь был создан цех по сборке ракет вода-вода, вода-воздух, вода-земля, а также производилось вспомогательное оборудование для подводных лодок, в том числе атомных.
Многие разработки завода легли в основу современных видов вооружения.
Именно здесь появился комплекс «Бастион» и ракета-торпеда «Феникс», единственная в мире класса «земля-воздух-вода» и ракета-торпеда «Шквал», идущая под водой со скоростью 362 метра в секунду (первый звуковой барьер). На основе разработок, которые велись на «Гидроприборе» в 80-х годах прошлого века уже на другом заводе был разработан «Посейдон», а также другие интересные «игрушки», которые от Петропавловска-Камчатского до нежно любимого всем миром полигона для испытаний новейших видов вооружения долетят за 25 минут.
Почему от Петропавловска-Камчатского? А именно туда после развала СССР забрали всё, что осталось от завода. Новые власти, приговаривая: «Нам цого не треба», радостно разваливали всё, что урвали при отделении. Промышленность, особенно военная, им была не нужна, им нужна была земля у моря и быстрые деньги. А вы что, думали, только в Эстонии так было?
По словам нашего гида, к 2014 году эта территория уже была продана и здесь должен был возникнуть один из запланированных четырех элитных гостиничных комплексов. Построить успели только один – «Mriya Resort & SPA».
Скажу откровенно – я в «Мрии» не была ни разу, это вообще не мой вид отдыха, парки мне мало интересны, да еще и за такие деньги. Но я примерно представляю размер той территории. Где здесь планировалось впихнуть всё это – непонятно. Получается, чем-то пришлось бы пожертвовать: или размером парка, что вряд ли – Крым в этом районе ну очень уж на любителя, или размером гостиничного комплекса, который должен был бы стать ну очень камерным и в связи с этим ну очень элитным. Но место для этого выбрано явно так себе. Ладно, на дороги, которые при Украине тут были ближе к грунтовым, можно наплевать с борта вертолёта, но общий антураж… Не могу представить, например, господина Коломойского, который бы рвался на элитный отдых в поселок Орджоникидзе.
Где должны были построить еще два комплекса – тоже тайна, покрытая мраком и освещенная только словами нашего гида.
Кстати, он же сказал, что стройка велась, объекты органично вписывали в ландшафт, и лишь российская воинская часть на мысе Киик-Атлама мешала размахнуться в масштабе Мрии.
Ну? И где?
Должно же было хоть что-то от трудов чешских строителей остаться до наших дней, не так уж много времени прошло, да и кто бы стал разрушать хорошие здания, особенно если учесть, что завод мягко говоря находится в упадке.
Но на территории завода и в окрестностях нет ничего, хотя бы отдаленно напоминающее элитный гостиничный комплекс, пусть и очень органично вписанный в ландшафт.
Тем более, что секретность с «Гидроприбора» до сих пор не снята – нам-то показали очень небольшую территорию,
а остальное в полном соответствии с моим любимым анекдотом:
Идет игра «Что? Где? Когда». Ведущий:
- С нами играет телезритель из Калуги. Внимание Вопрос: «Что находится на 25-м объекте?»
Минута обсуждения проходит бурно. У знатоков никаких идей. Отвечает Александр Друзь:
- Мы не знаем, что там находится.
Ведущий:
- Ответ принят. Ответ правильный. Вы и не должны знать, что там находится.
На один из вопросов экскурсантов гид сообщил, что ответ потянет на срок от трёх до пяти лет. 😜 Это так, для понимания ситуации. А территория заброшенная, да.
По словам нашего гида, территория завода охраняется очень злыми овчарками, которые то ли загрызают любопытных на месте, то ли сразу глотают живьем. Судя по объемам этих злобных собачек, второй вариант ближе к истине. Я даже не уверена, что они встать способны – лапки подломятся. Но на всякий случай я их обходила по дуге, как и было сказано. И не фотографировала. Тем более, они вообще не фотогеничны.
Перед нами находится площадка, на которой производились научно-технические исследования.
Основной цех засекречен до сих пор,
но еще до 2014 года в него проникли чрезвычайно шустрые блогеры, которые сняли, что находится внутри, и залили на Youtube. Эти ролики при желании там можно найти до сих пор, потому что шустрость блогеров полностью компенсировалась отсутствием у них мозгов, необходимых для понимания, что именно они хотят заснять. Самое интересное с точки зрения раскрытия секретов, им показалась скучным и в объектив их камеры не попало. Поэтому возиться с удалением роликов никто не стал.
- Почему уволили секретного агента Джонса?
- Потому что проникнув на территорию военной базы вероятного противника и увидев на мониторе компьютера секретные сведения, он украл только монитор.
На мысе Киик-Атлама находится воинская часть и маяк.
Местные легенды, дотошно пересказанные нам гидом, гласят, что сам мыс скрывает в своих недрах подземный город, который от Москвы отличается только тем, что в нем отсутствуют Кремль и Мавзолей, а размеры примерно такие же.
Я знаю, что такое художественное преувеличение, но он Москву хотя бы на карте когда-нибудь видел? Её площадь в пределах МКАД 878,7 км², а общая площадь 2 561,5 км² или примерно ⅒ площади Крыма. Думаю, на этом обсуждение подземных тоннелей под Киик-Атламой можно завершать.
У меня есть чувство юмора, но я не люблю, когда рассказывают байки, подразумевающие, что слушатели скорбны головой.
Продолжение следует...