Найти в Дзене

Завод «Гидроприбор». Часть 1/4

В поселок Орджоникидзе, про который я писала чуть раньше, мы прибыли с конкретной целью – посетить бывший секретный завод «Гидроприбор».

Теперь он называется так
Теперь он называется так
Экскурсии на завод
Экскурсии на завод

Необходимость строительства такого завода возникла во время Русско-Японской войны после появления на вооружении самоходных торпед. Не, торпеды-то у нас, конечно были. С дальностью хода 3,5 км. А у японцев 20 км. Так что будем считать, что торпед у нас не было.

Для проведения разработок в этой области необходимы особые условия: достаточно большая бухта, с глубиной, не превышающей 25 метров, иначе водолазы, которые будут искать на дне экспериментальные торпеды, чтобы поднять их на поверхность для проведения корректировки точности и дальности, загнутся от кессонной болезни.

Всё это было найдено в Феодосийском заливе,

Феодосийский залив
Феодосийский залив

глубина которого всего 20 метров, что полностью устраивало водолазов. Но совершенно не устраивало жителей Феодосии.

Дело в том, что пристрелочная дальность полигона должна составлять не менее 25 километров, поэтому во время испытаний, которые длились примерно 2-3 месяца, выход в море для всех судов должен быть закрыт полностью.

Значит, хана порту, хана яхт-клубам и прочим морским развлечениям, что для курортного приморского города было смерти подобно. По тем же причинам для размещения полигона не подходили Ялта, Севастополь и Керчь.

Местные феодосийские депутаты даже прервали свой летний отдых, чтобы собраться в достаточном для наличия кворума количестве и высказать решительное «нет» строительству на территории их города торпедно-пристрелочной станции. Даже сам вице-адмирал М.В. Бубнов, инициатор строительства, голосовал за отказ.

После чего он предложил для строительства завода свои собственные земли в поселении Провато (к тому времени переименованное в Бубновку), пожалованные ему императором. На этих землях и был построен тот самый завод, где мы сейчас находимся.

Во время экскурсии был поднят достаточно философский вопрос: вот раньше-то оно как было? Ого-го! А теперь-то как? Вот именно!

Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В смысле, раньше люди свои земли отдавали под государственные или общественные нужды, а сейчас даже если под себя не гребут всё что хорошо и плохо лежит, то всё равно что-то отдавать на безвозмездной основе не торопятся.

Но вот в чем дело… В основном раздачей своего имущества на благие дела баловались те, кто это самое имущество сам не заработал. Или получил в наследство, или оно было пожаловано императором. Да и отсутствие семьи и наследников тоже важный фактор.

А что бы мы там не говорили о современных олигархах, им их имущество никто не подарил. Разница, надеюсь, понятна?

Двуякорная бухта не слишком-то подходила для испытаний, поскольку ее глубина составляет 50 метров,

Двуякорная бухта
Двуякорная бухта
Двуякорная бухта
Двуякорная бухта

но М.В. Бубнов, пользуясь своим служебным положением товарища (т.е. заместителя) министра обороны Российской Империи, а также авторитетом вице-адмирала, свое предложение продавил.

И вот в 1912 году на Киик-Атламе

Территория завода и мыс Киик-Атлама
Территория завода и мыс Киик-Атлама

началось строительство военно-морской минной пристрелочной станции судостроительной компанией «Ноблесснер», созданной на базе заводов «Людвиг Нобель» и «Г.А.Лесснер».

Справочно: «Ноблесснер» («Нобель & Лесснер») – судостроительная компания, образованная в 1912 году как совместное предприятие машиностроительного завода «Людвиг Нобель» и компании Густава Лесснера. Располагалось на берегу Таллинского залива и за 1914 – 1917 годы построила несколько подводных лодок типа «Барс». В советское время завод носил название Таллинский морской завод ВМФ СССР, а после обретения Эстонией независимости он еще некоторое время проработал по судостроительному профилю, но в 2001 году обанкротился, и на его территории возведен офисно-жилой квартал «Ноблесснер».

История династии Нобелей неразрывно связана с Россией. Три поколения этой семьи жили и работали в Санкт-Петербурге, внося свой вклад в развитие науки, машиностроения и нефтяной промышленности, о которой я уже упоминала, когда писала про Грозный.

Эммануил Нобель (отец Людвига и Альфреда) был архитектором, предпринимателем и изобретателем. Например, он придумал стационарные морские мины. Эммануил выполнял заказы для императорской семьи, после чего разбогател, но к середине XIX века его финансовое положение ухудшилось. Он вернулся с Альфредом и другими детьми в Швецию, а Людвиг остался заниматься отцовским бизнесом.

Вскоре дела у Людвига пошли в гору, и он создал один из крупнейших заводов в стране, а Альфред вообще прославился на весь мир.

Когда я была в Санкт-Петербурге, я как-то не заострила внимание на пребывании там в свое время династии Нобелей, и это объяснимо – нельзя объять необъятное. Только первая часть моего рассказа про Санкт-Петербург занимает более 300 страниц вордовского документа и состоит из 80 статей. А за вторую я еще даже не бралась. Но здание товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» на набережной канала Грибоедова всё же попало в объектив моего фотоаппарата.

Набережная канала Грибоедова, Санкт-Петербург. Здание справа. Фото из личного архива
Набережная канала Грибоедова, Санкт-Петербург. Здание справа. Фото из личного архива

Людвиг Нобель умер в Каннах, но его могила находится на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. Я посмотрела на карте, где именно, потому что во время своего визита на Смоленское кладбище я его могилу не видела… И не удивительно – в той части кладбища я вообще не была.

Я уже писала в своем рассказе о Швеции, что смерть Людвига очень сильно повлияла на судьбу Альфреда – из-за ошибки репортеров, которые не разобрались, какой именно брат умер, Альфред имел сомнительное удовольствие прочитать собственные некрологи, и они его очень расстроили. Именно это заставило Альфреда Нобеля учредить свою знаменитую премию.

Продолжение следует...