Найти в Дзене
Дневник алалика

Наша история (часть 6). Работа летом и поиск нового пути развития речи и интеллекта

Резко завершившееся сотрудничество с логопедом привело к необходимости поиска нового специалиста и подбора коррекционного маршрута в соответствии с выявившимися особенностями развития. Главной особенностью стала очевидная физиологическая умственная отсталость, выявленная по результатам ночного ЭЭГ. Левое полушарие мозга, отвечающее за речь и развитие интеллекта, не развивалось из-за нарушения кровообращения. В отсутствие каких-либо положительных прогнозов со стороны невролога необходимо было найти (либо разработать самостоятельно из имеющихся материалов) программу развития речи и интеллекта с учетом когнитивных нарушений. Не испытывая особых надежд найти подходящего специалиста летом, я приступила к восстановлению учебного поведения в домашних условиях. Ранее мы с Артуром регулярно выполняли речевые и нейропсихологические упражнения дома, однако, последний учебный год свёл на «нет» почти все усилия. Как следствие, нужно было снова тренировать фокусировать и удерживать внимание буквальн

Резко завершившееся сотрудничество с логопедом привело к необходимости поиска нового специалиста и подбора коррекционного маршрута в соответствии с выявившимися особенностями развития. Главной особенностью стала очевидная физиологическая умственная отсталость, выявленная по результатам ночного ЭЭГ. Левое полушарие мозга, отвечающее за речь и развитие интеллекта, не развивалось из-за нарушения кровообращения. В отсутствие каких-либо положительных прогнозов со стороны невролога необходимо было найти (либо разработать самостоятельно из имеющихся материалов) программу развития речи и интеллекта с учетом когнитивных нарушений.

Не испытывая особых надежд найти подходящего специалиста летом, я приступила к восстановлению учебного поведения в домашних условиях. Ранее мы с Артуром регулярно выполняли речевые и нейропсихологические упражнения дома, однако, последний учебный год свёл на «нет» почти все усилия. Как следствие, нужно было снова тренировать фокусировать и удерживать внимание буквально с азов. Так как слуховое восприятие является наиболее проблемной стороной развития Артура, было принято решение завести тетрадь по математике и заново учиться считать, раскрашивать и отвечать на простые вопросы. Опора на зрительный анализатор не раз выручала нас не только после откатов, но и в процессе всей коррекционной работы.

Вторым направлением работы стало чтение. Весь предыдущий учебный год был посвящен именно этому навыку, и, в отличие от развития речи, чтение быстро вышло на качественно новый уровень. Запоминание прочитанного при этом оставалось нулевым, даже с учетом сопоставления картинки и слова. Несмотря на популярность глобального чтения, мы работали по старинке, сначала изучая каждую букву, затем складывая уже изученные буквы в слоги, а из слогов формируя слова. Освоив этот этап ещё до начала лета, мы перешли к освоению чтения слов со стечением. Последующие три месяца были посвящены совершенствованию техники речи.

Заглядывая в блоги популярных логопедов, я неоднократно видела, как чтение использовалось в качестве визуальной опоры для изучения новых слов и предложений. В случае с Артуром связать воедино слово и картинку было отдельной и весьма трудоёмкой работой. Мы планомерно нарабатывали этот навык в процессе улучшения техники чтения. Чем легче читать, тем больше ресурсов тратится на осмысление прочитанного и сопоставление слова с картинкой. В настоящее время работа над техникой чтения и осмыслением прочитанного продолжается.

В процессе коррекционной работы и поиска новых материалов мне в рекомендациях попался телеграмм канал Екатерины Владимировны Куциной, логопеда из Екатеринбурга, пособия которых вы наверняка встречали в сети и на маркетплейсах. Этот день стал переломным в процессе нашей дальнейшей коррекционной работы. Ранее я изучала ютуб канал логопедов из Черногории, которые работают онлайн и выводят алаликов в норму, используя языковую концепцию Ковшикова. Суть концепции мне была приблизительно ясна, однако, как реализовать это всё на практике я на тот момент не представляла.

В июле Екатерина Владимировна сообщила о своём намерении с сентября запустить курс «Интеллектуального и речевого развития ребёнка» сроком на три года (впоследствии расширенный до четырех лет логопедического сопровождения). Срок освоения, озвученный автором, естественно был примерным, т.к. зависел от многих факторов: первоначального уровня развития ребенка, наличия или отсутствия когнитивных нарушений, способности концентрировать внимание и т.п. Сама программа, как потом выяснилось, была результатом многолетнего труда не только Екатерины Владимировны, но и её замечательных родителей, Надежды Николаевны Созоновой и Владимира Алексеевича Созонова, посвятивших свою жизнь помощи детям с нарушениями развития. Сама Екатерина Владимировна является кандидатом педагогических наук, специалистом с двумя квалификациями – логопед и олигофренопедагог, руководителем центра «Династия» в Екатеринбурге.

Старт проекта был ещё нескоро, но решение попробовать было принято буквально мгновенно. Учитывая текущие проблемы Артура и отсутствие толковых логопедов, работающих комплексно, других способов я не видела. Самостоятельная работа по материалам из интернета безусловно могла принести результаты, но, в моем случае, требовалась структура и понятный набор инструментов, которые не приходится искать или разрабатывать самостоятельно.

В конце августа по почте пришла печатная версия программы, в которой каждый год был расписан понедельно с указанием используемого пособия и страницы. Параллельно с этим был открыт первый логопедический чат, в которой автор не только отвечала на вопросы, но и выкладывала видео с занятий с учениками разных лет. Одной из героинь стала участница первого года обучения, ровесница моего Артура с похожими проблемами. Эта замечательная девочка, с которой мы в дальнейшем встретились вживую, очень мотивировала нас в течение всего первого года обучения своими успехами и возрастающим интересом к обучению.

Таким образом, моя цель найти понятную и последовательную программу по формированию полноценной речи была достигнута. Осталось только закупиться пособиями и начать работать. Учитывая огромное количество пробелов в наших занятиях, о которых я расскажу позже, было принято решение двигаться последовательно с первого года в своём темпе.

_____________________________________________________________

Расскажите, пожалуйста, о своём опыте. Как вы строили коррекционную работу, искали материалы? Какие курсы использовали в качестве помощи?

#аутизм; #рас; #алалия; #логопедия; #дефектология; #коррекция