Найти в Дзене
Artemisia Studio

Ахроматические цвета в живописи.

Тот, кто когда-либо учился в детской художественной школе или изостудии, сталкивался с запретом на использование чёрной краски в живописи. Трудно предположить, каковы причины этого запрета. Вероятно, взрослые ожидают от детей яркой и светлой живописи. Если мы проанализируем произведения мастеров всех эпох, мы увидим, что чёрный цвет играет очень важную роль в тональном и цветовом решении картины. Чёрное пятно делает картину контрастнее, заставляет ярче звучать другие цвета. Чёрный цвет становится неким камертоном, относительно которого строится всё тональное решение картины. Чёрный контур даёт иллюзию усиления насыщенности цвета. Фовисты при помощи чёрного контура заставляли открытые цвета становиться ещё звонче. Иногда в чёрный добавляют хроматические цвета, а иногда используют его в чистом виде. Чёрный цвет мы находим даже в картинах импрессионистов. Иногда чёрные пятна моделируют светом, но нередко пишут их плоско. Например, в портрете лицо и руки можно написать объёмно, а чёрную од

Тот, кто когда-либо учился в детской художественной школе или изостудии, сталкивался с запретом на использование чёрной краски в живописи. Трудно предположить, каковы причины этого запрета. Вероятно, взрослые ожидают от детей яркой и светлой живописи.

Если мы проанализируем произведения мастеров всех эпох, мы увидим, что чёрный цвет играет очень важную роль в тональном и цветовом решении картины. Чёрное пятно делает картину контрастнее, заставляет ярче звучать другие цвета. Чёрный цвет становится неким камертоном, относительно которого строится всё тональное решение картины.

 Франс Хальс. Смеющийся кавалер.
Франс Хальс. Смеющийся кавалер.

Чёрный контур даёт иллюзию усиления насыщенности цвета. Фовисты при помощи чёрного контура заставляли открытые цвета становиться ещё звонче.

Алексей Явленский. Портрет танцовщика Александра Сахарова
Алексей Явленский. Портрет танцовщика Александра Сахарова

Иногда в чёрный добавляют хроматические цвета, а иногда используют его в чистом виде. Чёрный цвет мы находим даже в картинах импрессионистов.

Эдуард Мане. Берта Моризо с букетом фиалок.
Эдуард Мане. Берта Моризо с букетом фиалок.

Иногда чёрные пятна моделируют светом, но нередко пишут их плоско. Например, в портрете лицо и руки можно написать объёмно, а чёрную одежду – плоско. А мы всё равно будем видеть одежду объёмной.

 Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 
Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 
 Антонис Ван Дейк. Автопортрет.
Антонис Ван Дейк. Автопортрет.

С белым цветом всё обстоит гораздо сложнее. Именно чистый белый, а не чистый чёрный запрещён в живописи. Белый цвет всегда окрашен цветом освещения – холодным утренним или тёплым вечерним светом. Если количество белил в смеси слишком велико, белое пятно может разрушить рельеф живописной поверхности. Тонкий колорист Джорджо Моранди находил десятки оттенков белого в своих натюрмортах.

Джорджо Моранди. Натюрморт.
Джорджо Моранди. Натюрморт.
Джорджо Моранди. Натюрморт.
Джорджо Моранди. Натюрморт.

В зависимости от общего тона картины, белый может звучать тихо и лирично или пронзительно и драматично.

А.В. Васнецов. Чёрная курица.
А.В. Васнецов. Чёрная курица.

На белом заметнее пастозный мазок кисти, след от мастихина, поэтому белые пятна чаще пишут корпусно, густо.

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт