Тот, кто когда-либо учился в детской художественной школе или изостудии, сталкивался с запретом на использование чёрной краски в живописи. Трудно предположить, каковы причины этого запрета. Вероятно, взрослые ожидают от детей яркой и светлой живописи. Если мы проанализируем произведения мастеров всех эпох, мы увидим, что чёрный цвет играет очень важную роль в тональном и цветовом решении картины. Чёрное пятно делает картину контрастнее, заставляет ярче звучать другие цвета. Чёрный цвет становится неким камертоном, относительно которого строится всё тональное решение картины. Чёрный контур даёт иллюзию усиления насыщенности цвета. Фовисты при помощи чёрного контура заставляли открытые цвета становиться ещё звонче. Иногда в чёрный добавляют хроматические цвета, а иногда используют его в чистом виде. Чёрный цвет мы находим даже в картинах импрессионистов. Иногда чёрные пятна моделируют светом, но нередко пишут их плоско. Например, в портрете лицо и руки можно написать объёмно, а чёрную од