Найти в Дзене
Dopamine Off

Светлая сторона Ubisoft: Доступность, история и наследие, о котором часто забывают 🎮✨

В мире видеоигр Ubisoft — имя, которое у всех на слуху, но далеко не всегда с позитивной коннотацией. Её регулярно и зачастую справедливо критикуют за шаблонный дизайн открытых миров, бесконечные сиквелы популярных франшиз и навязчивые микротранзакции, пронизывающие даже сольные игровые сессии. Этот образ стал настолько распространенным в медиа-пространстве и среди определенной части комьюнити, что за ним легко не разглядеть другую, гораздо более созидательную и гуманистическую сторону компании. Пока одни осуждают Ubisoft за её коммерческие стратегии, она тихо, последовательно и без лишнего пафоса совершает настоящие подвиги в области инклюзивности, исторического просвещения и поддержки малого творчества, устанавливая новые стандарты для всей индустрии. Давайте на время отложим в сторону устоявшиеся стереотипы и взглянем на ту Ubisoft, о которой говорят гораздо реже, но чья работа меняет жизни людей к лучшему. Одно из самых значимых, но при этом наименее разрекламированных достижений U
Оглавление
За что любят ubisoft games
За что любят ubisoft games

В мире видеоигр Ubisoft — имя, которое у всех на слуху, но далеко не всегда с позитивной коннотацией. Её регулярно и зачастую справедливо критикуют за шаблонный дизайн открытых миров, бесконечные сиквелы популярных франшиз и навязчивые микротранзакции, пронизывающие даже сольные игровые сессии. Этот образ стал настолько распространенным в медиа-пространстве и среди определенной части комьюнити, что за ним легко не разглядеть другую, гораздо более созидательную и гуманистическую сторону компании. Пока одни осуждают Ubisoft за её коммерческие стратегии, она тихо, последовательно и без лишнего пафоса совершает настоящие подвиги в области инклюзивности, исторического просвещения и поддержки малого творчества, устанавливая новые стандарты для всей индустрии. Давайте на время отложим в сторону устоявшиеся стереотипы и взглянем на ту Ubisoft, о которой говорят гораздо реже, но чья работа меняет жизни людей к лучшему.

Доступность игр: Искусство должно быть для всех ♿

Одно из самых значимых, но при этом наименее разрекламированных достижений Ubisoft — это её последовательная, продуманная и постоянно развивающаяся работа по обеспечению доступности своих игр для людей с самыми разными ограниченными возможностями. Компания давно и вполне обоснованно считает, что видеоигры — это не просто товар, а современная форма искусства, развлечения и социального взаимодействия, а потому они должны быть открыты для всех, независимо от физических особенностей, и каждый должен иметь возможность испытать те эмоции, которые дарят её виртуальные миры.

Поворотным моментом, когда Ubisoft перевела эту философию на системный уровень, стал 2017 год и выход Assassin's Creed Origins. Погружая игроков в завораживающий мир Древнего Египта, разработчики из студии Ubisoft Montreal не забыли и о тех, кто видит этот мир иначе. В игре появился целый комплекс продуманных функций для слабовидящих и людей с нарушениями слуха: возможность кардинально увеличить размер и изменить шрифт субтитров, подставить контрастный фон под текст для лучшего восприятия и, что особенно важно, включить постоянное отображение имени говорящего персонажа прямо в субтитрах. Эта, казалось бы, незначительная мелочь радикально меняет игровой опыт для людей, которые не могут полагаться на визуальные подсказки в кадре и идентифицировать говорящего по голосу. Эта кропотливая работа не осталась незамеченной — игра получила престижную награду от международного сообщества геймеров с ограниченными возможностями, доказав, что такие инициативы — не просто «галочка» в чек-листе, а реально важный и ценимый вклад в игровую культуру.

Эстафету достойно подхватила Far Cry 6, которая подняла планку доступности на принципиально новую высоту, превратив этот аспект в неотъемлемую часть геймдизайна. Разработчики предложили игрокам не просто набор разрозненных настроек, а целых шесть готовых, тщательно сбалансированных пресетов, заточенных под различные физические потребности и особенности восприятия. Среди множества инновационных функций можно выделить:

  • «Говорилку» в меню (полное текстовое озвучивание интерфейса), которая помогает незрячим и слабовидящим игрокам уверенно ориентироваться в сложных системах игры.
  • Помощь в прицеливании и настройку автоприцеливания, существенно облегчающую прохождение для людей с ограниченной моторикой или тремором.
  • Возможность увеличить размер практически любого элемента интерфейса, от мини-карты до иконок квестов.
  • Градуальную настройку уровня вибрации контроллера или её полное отключение, что критично для игроков с определенными физическими особенностями, такими как мышечная спастичность.
  • Полноценную кастомную раскладку для левшей, позволяющую переопределить управление на геймпаде под ведущую руку без потери функциональности.

Эти целенаправленные усилия превращают игру из потенциально недоступной в комфортное и гостеприимное пространство, где каждый человек может найти подходящие для себя условия и получить удовольствие от процесса. Ubisoft наглядно демонстрирует всей индустрии, что настоящая забота о玩家 — это не только про новый контент и графические улучшения, но и про то, чтобы этот контент мог увидеть, услышать и прочувствовать абсолютно каждый.

Экспериментаторские проекты: В тени гигантов 🎨

За громкими релизами многомиллионных блокбастеров легко не заметить, что Ubisoft на протяжении долгого времени была и продолжает оставаться уникальной площадкой для смелых, нестандартных и зачастую сугубо авторских экспериментов. До 2020 года компания активно и с завидной регулярностью выпускала под своим брендом UbiArt Framework и другими внутренними инициативами небольшие, но невероятно душевные инди-игры, которые разительно контрастировали с её основной, «мейнстримной» продукцией по масштабу, бюджету и творческому подходу. Эти проекты были своеобразной креативной лабораторией, где могли рождаться и доводиться до ума самые неожиданные и рисковые идеи, не обремененные необходимостью окупать гигантский маркетинговый бюджет.

Ярчайшими, хрестоматийными примерами такого подхода стали Valiant Hearts: The Great War и Child of Light.

Valiant Hearts: The Great War — это пронзительное, берущее за душу антивоенное высказывание, искусно завернутое в стилизованный мультяшный, почти комиксный визуальный стиль. Действие игры разворачивается на кровавых полях Первой мировой войны, и она без прикрас, с огромным человеческим сочувствием показывает её тотальный ужас, абсурд и личную трагедию для миллионов простых людей. Она мастерски демонстрирует, как на войне гибнут самые хорошие, честные и любящие люди с обеих сторон баррикад, в то время как подлецы, циники и карьеристы зачастую выживают и даже процветают. Это отнюдь не динамичный шутер, а вдумчивая головоломка-квест, где главное — не количество убитых врагов, а глубокое эмоциональное вовлечение в переплетающиеся судьбы простых солдат, медсестер и обывателей, затянутых в мясорубку большой истории против их воли.

Child of Light — это поэтичная, меланхоличная и философская сказка, вдохновленная классическими японскими RPG и атмосферой европейского фольклора. Её визуальный стиль, реализованный на движке UbiArt Framework, напоминает ожившие акварельные рисунки из старинной, потрепанной детской книги. Но за этой нежной, хрупкой оболочкой скрывается глубокий, тактический и продуманный геймплей, требующий от игрока не бездумной прокачки персонажа, а поиска идеальной, ультимативной стратегии в сражениях, построенных на системе активного временного боя (ATB). Это та редкая игра, которая не боится быть сложной, требующей размышлений и терпения, обращаясь к внутреннему ребенку в каждом из нас, который ценит не только яркие краски и простые сюжеты, но и глубину, вызов и многогранность.

Важно отметить, что Ubisoft не только создавала такие игры сама, но и всегда активно поддерживала независимых разработчиков по всему миру. Компания регулярно проводила и продолжает проводить специализированные конкурсы, такие как Ubisoft Indigo Series и Ubisoft Entrepreneurs, фактически выступая в роли инвестора и издателя, финансируя дебютные и далеко не всегда коммерчески очевидные проекты молодых, амбициозных студий. Даже во время пандемии коронавируса, переведя свои крупные презентации, такие как Ubisoft Forward, в исключительно онлайн-формат, компания находила время и место для специальных роликов с нарезкой инди-игр, давая им бесценную exposure на своей многомиллионной аудитории. Это наглядно доказывает, что даже корпоративный гигант видит непреходящую ценность в малом, но смелом и искреннем творчестве.

Историческая достоверность: Виртуальная машина времени ⏳

Серия Assassin's Creed давно и уверенно перестала быть просто набором успешных игр. Она трансформировалась в грандиозный, не имеющий аналогов по размаху просветительский проект, который вышел далеко за рамки индустрии развлечений. С самого первого релиза команда разработчиков относилась к истории не как к фону, а как к полноправному персонажу, с огромным уважением, тщательно изучая исторические архивы, консультируясь с ведущими экспертами-историками и археологами и скрупулезно, с почти фанатичной дотошностью воссоздавая целые эпохи в мельчайших деталях.

Каждая новая игра серии — это глубокое, максимально полное погружение в живой, дышащий мир прошлого. Будь то птолемеевский Египет на закате эпохи фараонов в Origins, полные величия и противоречий Афины и Спарта в Odyssey или мрачная и суровая Англия времен викингов в Valhalla — всё это не просто красивые игровые декорации. Это сложные, многослойные виртуальные реконструкции, основанные на реальных археологических находках, исторических хрониках и академических исследованиях. Помимо основного сюжета, в играх можно найти объёмные, прекрасно структурированные базы знаний — «Энциклопедии» или «Кодексы», которые содержат подробные, научно выверенные справки о реальных персонажах, ключевых событиях, архитектуре, технологиях и повседневном быте того времени. Для миллионов игроков по всему миру, особенно для молодого поколения, Assassin's Creed стала тем самым «крючком», который зацепил их интерес и мотивировал пойти изучать историю уже по серьезным учебникам, научно-популярной литературе и документальным фильмам.

Апогеем этого стремления к максимальной аутентичности, без сомнения, стал Париж в Assassin's Creed: Unity. Команда потратила невероятные ресурсы и годы труда на виртуальную реконструкцию города времён Великой французской революции с такой невероятной детализацией архитектуры, костюмов и атмосферы, что после трагического пожара в соборе Парижской Богоматери в 2019 году в сети и даже в некоторых СМИ мгновенно поползли слухи, будто бы точная виртуальная модель из игры может быть использована реставраторами для восстановления уникального памятника архитектуры. Хотя эта информация впоследствии и не подтвердилась, сам факт её стремительного появления и широкого обсуждения красноречиво говорит о феноменальном качестве и исторической точности проделанной Ubisoft работы.

Осознав колоссальный образовательный потенциал своих виртуальных миров, Ubisoft пошла ещё дальше и запустила отдельный, новаторский проект — «Режим открытия» (Discovery Tour). Это полностью неигровое, автономное приложение, которое позволяет свободно, без боев и сюжетных ограничений, путешествовать по Древнему Египту, Греции или миру викингов, участвуя в десятках тематических экскурсий и квестов, подготовленных непосредственно историками и археологами. Это уникальный инструмент, который стирает грань между развлечением и фундаментальным образованием, наглядно доказывая, что современные видеоигры могут быть не просто времяпрепровождением, а мощным, увлекательным и эффективным проводником в мир знаний.

Наследие: Фундамент, на котором стоит индустрия 🏛️

Говоря о светлой стороне Ubisoft, нельзя не вспомнить о её колоссальном, фундаментальном наследии, которое в свое время сформировало целые жанры, задало новые стандарты качества и подарило нескольким поколениям игроков по-настоящему культовые, эталонные франшизы.

  • Splinter Cell в свое время совершила настоящую революцию и сделала жанр стелс-экшена великим. Её высочайшая сложность, требующая терпения и тактического мышления, непревзойденная атмосфера шпионского триллера и культовый, харизматичный главный герой Сэм Фишер — эта серия задала такую высокую планку качества, на которую до сих пор равняются и ориентируются разработчики со всего мира.
  • Far Cry, начиная с своей третьей части, не просто стала популярной, а фактически создала, отполировала и популяризировала до статуса мейнстрима формулу шутера в открытом мире с системой захвата аванпостов, нелинейным подходом к прохождению и запоминающимися антагонистами. Эта формула стала настоящим эталоном и породила бесчисленное множество прямых подражаний и творческих оммажей.
  • Assassin's Creed в своем классическом, до-RPG-формата, воплощении не просто сохранила жанр стелс-экшена в эпоху его некоторого застоя, но и с блеском перенесла его в невиданные по своему масштабу и детализации открытые миры, доказав всей индустрии, что сложное историческое повествование, обширные исследования и богатые культурные декорации могут быть не нишевым увлечением, а коммерчески сверхуспешным и востребованным массовым продуктом.

Эти и многие другие серии заложили мощный фундамент, без которого современный игровой ландшафт выглядел бы совершенно иначе, беднее и менее разнообразно. Они стали важной точкой отсчета, отправной точкой в хобби для миллионов игроков и неиссякаемым источником вдохновения для тысяч разработчиков по всему глобусу.

Заключение: В поисках баланса в оттенках серого

Критиковать Ubisoft за её порой излишне агрессивные коммерческие решения, конвейерный подход к некоторым франшизам и спорные дизайнерские решения — дело не только легкое, но и во многом справедливое. Однако, как и у любой крупной, сложноустроенной корпорации с многотысячным коллективом, у неё есть и другая, принципиально важная сторона — светлая. Это сторона, которая ежедневно заботится о том, чтобы каждый человек, независимо от своих физических возможностей или особенностей восприятия, мог в полной мере прикоснуться к магии видеоигр и стать частью глобального игрового комьюнити. Это сторона, которая сознательно рискует репутацией и ресурсами, поддерживая малые, нишевые инди-проекты и создавая пронзительные артхаусные истории, которые никогда не станут блокбастерами, но обогащают общую культурную палитру. Это сторона, которая превращает свои игровые миры в гигантские, интерактивные и увлекательные энциклопедии, вдохновляя миллионы людей на реальное, глубокое изучение истории, искусства и архитектуры.

Наш мир редко бывает черно-белым, и в нем почти не существует абсолютных героев или злодеев. Ubisoft — это не карикатурный «злодей» игровой индустрии, а сложный, многогранный и порой противоречивый организм. И её светлая сторона — с её неустанной, методичной работой над доступностью, масштабными образовательными инициативами и искренней поддержкой творческого разнообразия — заслуживает не меньшего внимания, признания и уважения, чем та, что часто оказывается в центре скандалов и обоснованной критики. В конце концов, именно эти титанические, но часто остающиеся за кадром усилия вносят реальный, ощутимый вклад в развитие индустрии и делают игровое пространство в целом более открытым, инклюзивным, разнообразным и интеллектуально богатым для всех нас.