Найти в Дзене
Auto People

Ford Galaxie: космический крейсер американских дорог

Оглавление

В конце 1950-х годов Америка смотрела в небо. Космическая гонка захватила воображение миллионов, и Ford решил оседлать эту волну патриотического энтузиазма, создав автомобиль с по-настоящему космическим именем. Так появился Ford Galaxie – полноразмерный седан, который на протяжении 15 лет оставался одним из самых ярких символов американского автопрома.

Ford Galaxie
Ford Galaxie

Название Galaxie родилось не на пустом месте. В 1958 году Ford представил концепт-кар La Galaxie, а годом позже это имя получила топовая версия модели Fairlane 500. Маркетологи компании точно рассчитали время: до высадки американцев на Луну оставалось целое десятилетие, и космическая тематика оставалась актуальной на протяжении всего жизненного цикла модели.

Концепт Ford La Galaxie 1958 года
Концепт Ford La Galaxie 1958 года

Позиционировавшийся как прямой конкурент Chevrolet Impala и Plymouth Fury, Galaxie стал настоящим хамелеоном автомобильного мира. В разные годы покупателям предлагалось до 18 различных конфигураций кузова и восемь вариантов двигателей. От скромного семейного седана до мощного гоночного снаряда – Galaxie мог быть кем угодно.

Четыре поколения одной звезды

Первое поколение: звездный дебют (1959)

Дебютный Galaxie 1959 года появился как вершина линейки Fairlane. Маркетологи Ford не скупились на эпитеты, называя новинку «шестиместным выражением роскоши и классической простоты Thunderbird – по скромной цене». Покупателям предлагались двух- и четырехдверные версии в кузовах седан, хардтоп и кабриолет.

Ford Galaxie Fairlane (1959) первого поколения
Ford Galaxie Fairlane (1959) первого поколения

Особой изюминкой стал Galaxie Skyliner – уникальный кабриолет с убирающейся жесткой крышей. Хотя эта инженерная диковинка предлагалась для Fairlane с 1957 года, в комплектации Galaxie она была доступна лишь один модельный год. Сегодня Skyliner – настоящая редкость, за которой охотятся коллекционеры.

Второе поколение: путь к спортивности (1960-1964)

С 1960 года Galaxie превратился в самостоятельную модель. Дизайн постепенно избавлялся от плавников в стиле 50-х – к 1962 году они полностью исчезли. Тогда же появилась версия 500 XL, где буквы означали Extra Lively – «особо живой». Это была попытка добавить спортивности роскошному круизеру.

Ford Galaxie второго поколения
Ford Galaxie второго поколения

Но настоящая революция произошла в середине 1963 года. Ford представил омологационную версию с индексом R-code, оснащенную 7-литровым V8 мощностью 425 л.с. Для участия в соревнованиях NHRA по классу Super Stock построили 200 облегченных экземпляров. Каждый был окрашен в коринфский белый цвет с красным салоном и весил на 193 кг меньше стандартной модели.

Ford Galaxie R-code
Ford Galaxie R-code

Результаты оказались впечатляющими. Тесты показали разгон до 100 км/ч менее чем за 5 секунд, а четверть мили (402 метра) автомобиль проходил за 12,07 секунды, развивая скорость 190 км/ч. Для начала 1960-х это были фантастические цифры.

Ford Galaxie R-code – вид сзади
Ford Galaxie R-code – вид сзади

В 1963 году также дебютировал кузов фастбэк, который мгновенно стал самым популярным в линейке Galaxie. Его более аэродинамичный силуэт идеально соответствовал духу времени.

Третье поколение: золотая эра (1965-1968)

1965 год стал переломным. Galaxie полностью изменился внешне, превратившись из плавного круизера в мускулистый маслкар с жесткими гранями кузова, квадратными задними фонарями и сдвоенными фарами. Это поколение можно смело назвать звездным часом модели.

Ford Galaxie (1965)
Ford Galaxie (1965)

В 1966 году под капот встал новый 7-литровый V8 (428 CID), развивавший в гражданской версии 345 л.с. Впрочем, любители производительности могли заказать 427-кубовый мотор с отдачей в 410 или 425 лошадиных сил.

-8

На гоночных трассах NASCAR Galaxie просто доминировал. В сезоне 1965 года Ford одержал ошеломляющие 48 побед из 55 гонок! Заводские пилоты Нед Джарретт и Дик Хатчерсон заняли первые два места в личном зачете. Да, Chrysler бойкотировал половину сезона из-за разногласий по поводу мотора 426 Hemi, но это не умаляет достижения.

Большой универсал
Большой универсал

Продажи полноразмерных Ford в 1965 году достигли почти миллиона единиц – лучший показатель за всю первую половину 60-х. Формула «побеждай в воскресенье – продавай в понедельник» работала безупречно.

Четвертое поколение: закат эпохи (1969-1974)

Как и все маслкары, в начале 1970-х Galaxie столкнулся с жесткими экологическими нормами. Мощность двигателей падала, а габариты автомобиля, наоборот, росли. В 1971 году колесная база увеличилась до 307 см.

В 1973 году появился самый большой двигатель в истории Galaxie – 7,5-литровый V8 (460 CID), но из-за новых методов измерения мощности (переход с SAE Gross на SAE Net) его отдача составляла скромные 218 л.с. по современным стандартам.

Ford Galaxie (1974)
Ford Galaxie (1974)

Разнообразие комплектаций сократилось с 18 вариантов в 1963 году до жалких четырех в финальном 1974 модельном. Производство упало до минимума. Galaxie уступил место LTD в качестве флагманского полноразмерного Ford.

Техническое разнообразие: от скромности до мощи

Galaxie поражал широтой выбора. За 15 лет производства его предлагали практически в любой мыслимой конфигурации: двухдверный кабриолет, четырехдверный седан, хардтоп, фастбэк и даже универсалы на 6, 9 или 10 пассажиров.

Линейка двигателей была не менее разнообразной. Начальные версии оснащались рядной «шестеркой» 3,7 л (223 CID) мощностью всего 95 л.с. в поздних версиях. На другом конце спектра находились чудовищные V8: 7-литровый 427 с 425 лошадиными силами или 7,5-литровый 460-кубовый мотор.

 Ford GALAXIE 500 POLICE (1966)
Ford GALAXIE 500 POLICE (1966)

Интересно, что некоторые мощные двигатели предлагались исключительно в полицейских пакетах и не были доступны обычным покупателям. Например, 390-кубовый V8 (6,4 л) на 330 л.с. в 1962-1967 годах или специальная версия 428-кубового мотора (7 л) на 360 сил в 1966-1968 годах служили только стражам порядка.

Триумфы на треках: когда Galaxie правил миром

Ford серьезно относился к автоспорту. После официального возвращения в гонки в 1961 году компания сделала ставку на Galaxie. Партнерство с легендарным гоночным ателье Holman & Moody из Шарлотта, Северная Каролина, оказалось одним из самых успешных решений в истории Ford.

-12

Для сезона NASCAR 1965 года заказали 20 специальных Galaxie. В итоге построили 15 машин образца 1965 года и три – 1966-го. Результаты превзошли все ожидания. Дэн Герни выиграл первую гонку сезона в Риверсайде на 427-кубовом Galaxie. Фред Лоренцен одержал победу в Дейтоне-500 на своей белой машине с номером 28, а затем добавил еще четыре победы.

-13

Особенно запомнилась гонка Southern 500 в августе, где Нед Джарретт на Galaxie №11 финишировал с преимуществом в целых 15 кругов! Такого доминирования NASCAR не видел ни до, ни после. В итоге пилоты Ford выиграли феноменальные 49 из 55 гонок сезона, а Джарретт стал чемпионом.

-14

География побед Galaxie не ограничивалась Америкой. В 1963 году Джек Сирс на R-code Galaxie 500 выиграл чемпионат Великобритании по кузовным гонкам. Боб Олтхофф в 1965-м стал чемпионом Южной Африки по шоссейно-кольцевым гонкам на таком же автомобиле. Ford Galaxie действительно был чемпионом мира.

Коллекционная ценность: что стоит Galaxie сегодня

По данным аукционной платформы Classic.com, наиболее востребованными среди коллекционеров остаются автомобили второго и третьего поколений. Особенно ценятся модели 1963-1964 годов, а абсолютными фаворитами являются редкие экземпляры с R-code и 7-литровым мотором 427 – олицетворение гоночной славы Ford.

Для удобства читателей мы сделали пересчет цен в рубли по актуальному курсу на дату подготовки обзора.

Ford Galaxie Skyliner Convertible c убирающейся жесткой крышей (1959)
Ford Galaxie Skyliner Convertible c убирающейся жесткой крышей (1959)
-16

Средняя цена Galaxie первого поколения (1959) составляет около 2,6 миллиона рублей ($32 000). Самый дешевый проданный экземпляр ушел за 854 тысячи рублей ($10 500), а рекордсмен был продан за 8,7 миллиона ($108 000).

Ford Galaxie 500XL Fastback R-Code (1964)
Ford Galaxie 500XL Fastback R-Code (1964)
Интерьер Ford Galaxie 500XL Fastback R-Code
Интерьер Ford Galaxie 500XL Fastback R-Code

Второе поколение (1960-1964) в среднем стоит 3,2 миллиона рублей ($39 600). Но разброс цен огромен: от 578 тысяч ($7 100) до невероятных 25,6 миллиона рублей ($316 000) за эксклюзивные гоночные версии.

Ford Galaxie (1966)
Ford Galaxie (1966)
-20
-21

Третье поколение (1965-1968) немного доступнее – средняя цена около 2 миллионов рублей ($24 700), хотя один экземпляр был продан за 26,7 миллиона ($330 000), а самый дешевый обошелся покупателю всего в 202 тысячи ($2 500).

Ford Galaxie (1974)
Ford Galaxie (1974)
Багажник с дополнительными сиденьями Ford Galaxie (1974)
Багажник с дополнительными сиденьями Ford Galaxie (1974)

Наименее ценным оказалось четвертое поколение (1969-1974) со средней ценой 1,4 миллиона рублей ($17 300). Это объясняется падением мощности, увеличением габаритов и утратой спортивного характера.

Производство: взлеты и падения

За 15 лет было выпущено 6 505 958 автомобилей Ford Galaxie всех модификаций – внушительная цифра, свидетельствующая о коммерческом успехе модели.

Пик производства пришелся на 1963 год, когда было собрано 775 140 машин. Этому способствовало наличие сразу шести версий универсалов в линейке Galaxie. Интересно, что в разные годы универсалы то включались в семейство Galaxie, то выделялись в отдельную категорию Ford Wagon, что усложняет подсчет статистики.

Передняя часть салона Ford Galaxie 500 Club Victoria G-Code (1962)
Передняя часть салона Ford Galaxie 500 Club Victoria G-Code (1962)

Минимум зафиксирован в последнем, 1974 году – всего 156 883 автомобиля. Эпоха больших прожорливых седанов подходила к концу, потребители все чаще выбирали более компактные и экономичные машины. LTD, ставший преемником Galaxie в роли флагманского полноразмерного Ford, лучше отвечал требованиям времени.

Наследие звездного крейсера

Ford Galaxie остался в истории как яркий символ целой эпохи – времени, когда американцы мечтали о космосе, а автомобили были большими, мощными и невероятно стильными. Эта модель доказала, что универсальность и высокая производительность могут сосуществовать в одном автомобиле.

Интерьер концепта Ford La Galaxie 1958
Интерьер концепта Ford La Galaxie 1958

От роскошного семейного универсала на 10 человек до гоночного болида, доминирующего на треках NASCAR – Galaxie умел быть разным. Возможно, именно эта гибкость и обеспечила модели долгую жизнь и коммерческий успех.

Ford La Galaxie – вид сзади
Ford La Galaxie – вид сзади

Сегодня хорошо сохранившийся Ford Galaxie, особенно спортивные версии начала и середины 60-х – желанный объект для коллекционеров классических американских автомобилей. Эти машины напоминают о времени, когда будущее казалось безграничным, а дороги были открыты для покорения, как и космическое пространство.