Туристический рюкзак! Пожалуй, самая первая ассоциация со словом туризм) Очень многие начинают покупку снаряжения именно с него.
И естественно, не обладая даже поверхностным пониманием темы, да ещё и желая сэкономить, можно купить просто ужасное изделие, которое начнет разваливаться в самом начале маршрута.
Лично был свидетелем, когда в наш первый поход Ростик купил какой-то рюкзак примерно за 3 тысячи на маркетплейсе. Мы ещё даже не вышли на маршрут в Белопесоцком, а у него сломалась пластиковая петля на лямке, потом развалился фастекс, потом рюкзак начал ползти по шву... Еле-еле мы смогли остановить это разрушение, и он прошёл маршрут.
Ваш рюкзак должен быть не только красивый, чтоб эффектно смотреться на фото, а ещё обладать несколькими важными свойствами, об этом и поговорим. Надеюсь, что после прочтения статьи, вы будете уже немного представлять, какой рюкзак вам нужен и из чего складывается его цена.
Первое, что рассмотрим - это ткань, из которой рюкзак пошит. Тут все очевидно, нам нужен прочный, устойчивый к нагрузкам материал, желательно не тяжёлый и долговечный, какая-никакая влагостойкость приветствуется.
На самом деле видов тканей очень много, начиная от брезента и кожи и вплоть до кордуры. Но брезент и кожа будут тяжёлые, а кордура - стоить, как крыло от самолёта.
Потому самые массовые варианты получились из нейлона и полиэстера.
И казалось бы всё, но теперь смотрим на характеристику ткани. В первую очередь нас будет интересовать показатель D/Den/Денье.
Денье - если очень просто - это единица плотности нити. Чем больше цифра перед D, тем прочнее будет ткань, соответственно и больше вес самого изделия. Т.е., читая описание рюкзака и видя, что он весь пошит из нейлона 200D, но при этом объем его 80+ литров, стоит насторожиться. Если вы загрузите его на 18-20 кг и решите идти на несколько дней в лес, боюсь, такой рюкзак порвётся ещё в дороге. Обычно средний показатель 400-500D, но многие производители любят комбинировать ткани, и в наиболее уязвимых участках укреплять рюкзак (например основной материал 400D, а дно 800D или даже 1000D). Тем самым достигая определенного компромисса между прочностью и массой рюкзака.
Также на этикетке можно узнать о пропитке ткани (например нейлон часто силиконизируют, дабы он лучше противостоял солнечному излучению и не впитывал воду, будет маркировка Si).
PU - многократно нанесенное на внутреннюю поверхность полиуретановое покрытие. Метка отображает какое давление водяного столба способна выдержать ткань. Ну и соответственно - чем больше, тем ткань в итоге тяжелее.
WR - водоотталкивающая (water resistant) пропитка снаружи.
Когда с материалом и его свойствами более-менее разобрались, перейдем к следующим деталям, которые также должны быть не менее надёжными и прочными - фурнитура. У вас на рюкзаке будет много пластиковых защёлок (фастексов), пластиковых петель для регулировки длины лямок и утяжек. Они тоже на дешёвых рюкзаках очень любят разваливаться на ходу, превращая ваше снаряжение в банальный мешок. Добросовестные фирмы ставят проверенную "фирмовую" фурнитуру например YKK, RiRi, Duraflex (D-Flex), Nifco, ITW Nexus, но и на цену это будет сказываться в сторону её увеличения, нежели фурнитура no name.
Перейдем к подвесной системе рюкзака...
На самом деле тут можно, при наличии знаний и инженерного мышления, написать целый трактат, но я опираюсь на то, в чём уже разобрался сам и стараюсь максимально упростить.
Начнем с того - что это такое: лямки, пояс, спина вашего рюкзака, образуют подвесную систему, для комфортного распределения нагрузки и переноса вашего снаряжения. Соответственно от того, на сколько это всё хорошо и удобно сделано, а также как это регулируется, напрямую зависит ваш комфорт на маршруте.
Спина (или спинка) рюкзака. Бывает мягкой (это обычно рюкзаки малого объема, например для радиальных выходов), а может иметь даже внешний каркас (раму) - посмотрите фото советского рюкзака Ермак, чтобы наглядно понять что это такое, хотя есть безусловно и современные подобные рюкзаки, но это система для переноски очень тяжёлых грузов, и начинающему походнику она не нужна.
Жёсткая спина из вспененного полиуретана (создаёт определенную внутреннюю каркасность, не даёт какому-нибудь котелку подло впиваться вам в спину, но всё равно довольно легко деформируется), ну и самый универсальный вариант - жёсткая спинка из полиуретана, усиленная металлическими или полимерными латами (тут не надо себе представлять рыцарские доспехи - латы в данном случае - это довольно тонкие длинные пластины, устанавливающиеся в соответствующие каналы на спинке, для придания ей каркасности).
Кроме того, спина рюкзака может быть анатомическая (полиуретан и латы имеют определенные изгибы), чтобы лучше ложиться на вашу спину, а пена под перфорированной тканью будет на ходу работать как небольшой насос, гоняя воздух, таким образом будет обеспечиваться вентиляция вашей спины (соответственно в характеристиках рюкзака будет указано: спина анатомическая, вентилируемая). А поверьте, на ходу потеешь ого-го и намного приятнее иметь вентилируемую спинку у рюкзака.
Лямки - два тонких куска полотна пришитые к мешку, очевидно, тоже лямки. Но нам надо понимать, что у тяжёлого рюкзака они будут нещадно впиваться в плечи и идти будет некомфортно. Потому в туризме они обзавелись множеством изменений: появилась анатомическая S-форма, что позволяет и лучше нагрузку распределить, и с плеч не соскальзывать. Они стали толще, шире, в хороших рюкзаках также имеют вставку из вспененного материала, более того, есть модели с амортизирующей системой крепления лямок к спинке (комфорт и цена будут соответственно выше), ну и естественно лямки должны регулироваться. Кроме того очень многие модели рюкзаков имеют дополнительную грудную стяжку, чтобы исключить соскальзывание лямок с плеч.
Поясной ремень. Памятник надо ставить человеку, додумавшемуся о его изобретении. Дело в том, что на самом деле, конструкция хорошего рюкзака и его правильная укладка, должны обеспечить такое распределение веса груза, чтоб большая его часть ложилась не на ваши плечи, а на таз и бёдра (где у нас крупная, привыкшая к ежедневной работе группа мышц).
И вот поясной ремень как раз дал возможность сделать именно так, ложась на гребни подвздошных костей, он фиксирует рюкзак в поясничной области и позволяет снизить нагрузку на вашу спину и плечи. А дальше нюансы. В хороших моделях пояс будет иметь вспененную подложку, комфортно располагаться и не давить на поясницу, есть модели рюкзаков со съёмным поясом - что на самом деле очень удобно при транспортировке рюкзака. На некоторых поясах есть внешние карманы - не обязательная, но очень удобная вещь для мелочёвки (телефон с камерой😀, мелкий перекус, он же - "карманное питание").
И вот теперь, когда мы разобрались с лямками, спинкой рюкзака и поясом, приходим к тому, что это ещё может дополнительно настраиваться в зависимости от вашего роста. И будет это называться - рюкзак с регулируемой спиной!
Есть несколько видов исполнения механизмов регулируемой спины в зависимости от типа подвесной системы, но тут уже лучше вам самостоятельно вбить в поиске соответствующий вопрос, ибо я не хочу заниматься копипастой, а своими словами понятно я не расскажу. Для ориентира, если интересно, посмотрите про подвесные системы ABS и IBC.
Мы же остановимся на том, что спина бывает нерегулируемая, и тогда рюкзак буквально будет иметь размер в зависимости от ростовки типа S,M,L и т.д. И поменять его ростовку не получится.
А есть рюкзаки, как уже сказано, с ругулируемой спиной, где вы можете на глаз по анатомическим ориентирам, или после измерения, настроить высоту спины под себя (как настраивать рюкзак, будет рассказано далее в этой статье).
Также рассмотрим наличие или отсутствие у рюкзака противооткидных лямок (ремней), они нужны для того, чтоб притянуть рюкзак к спине в верхней его части, что позволит уменьшить его раскачивание на ходу. На рюкзаках малого объема их обычно не бывает, а вот экспедиционные рюкзаки чаще всего такими лямками оснащены.
Ну и естественно на туристическом рюкзаке можно встретить регулировочные (утягивающие) стропы, дабы после загрузки рюкзака, его можно было стянуть и он имел нужную нам форму, не превращаясь в пузырь, и не рвался по швам.
Теперь перейдем к оборудованию для навески дополнительного снаряжения. На хороших экспедиционных моделях вы найдете дополнительные ленты и стропы, на и через которые можно закрепить дополнительное снаряжение, нужное вам на маршруте: треккинговые палки (в дороге к маршруту они вам не нужны, а запихивать их внутрь рюкзака - так себе идея), стойки палатки, ледовый инструмент, верёвки, карабины (для сложных горных походов) и т.д., также сюда же отнесем наружные карманы, в которые удобно положить бутылку или фляжку с водой, баллон со спреем от диких зверей, ещё что-то, что не боится контактировать с внешней средой, но при этом желательно иметь в быстром доступе.
С внешней частью рюкзака разобрались, теперь перейдм внутрь.
В рюкзаке у нас есть основное отделение - оно может занимать всё внутреннее пространство, а может иметь фиксированную или съёмную перегородку. Тогда рюкзак будет иметь так называемый подвал. И естественно очень удобно, если в этот подвал будет вести отдельный вход внизу рюкзака. С учётом того, что объемные вещи мы стараемся сложить именно вниз, оба моих рюкзака имеют подвалы с отдельным входами, и когда периодически бывает надобность что-то вытащить из вещей на привале, я не ворошу всё основное отделение.
К основному отделению также ведёт основной вход, который может быть либо сверху, либо располагаться по фронтальной части рюкзака (у меня нет и пока не было моделей с фронтальной загрузкой). Но могут иметься дополнительные мелкие входы для удобства что-то вытащить.
Верхний вход в рюкзак закрывается клапаном. Естественно с ним тоже будут нюансы.
Дело в том, что чаще всего клапан имеет свои дополнительные отделения (хотя бы одно) - туда складывается нетяжёлое снаряжение, нужное для быстрого доступа (аптечка, дождевик, фонарик, опять-таки какой-нибудь перекус, последнее вообще расскладывается везде на самом деле😀). И чем дороже рюкзак, тем более новорченный клапан у него будет - несколько отделений, может иметься вшитый карабин для ключей и т.д.).
Клапан тоже может быть фиксированный или съёмный, последнее решение тоже очень удобно в дороге, когда вы убирает рюкзак на багажную полку, при этом отстегиваете верхний клапан и он у вас превращается в небольшую сумку с вещами, которыми вы пользуетесь в дороге.
Ещё стоит учитывать, что некоторые модели рюкзаков имеют внутренние крепления и выводы для гидрационных систем (грубо говоря - прочный мешок с водой и трубка с клапаном).
Кому-то такие системы нравятся (мне лично очень удобно), есть ярые противники, кто предпочитает бутылки и фляжки, где потребление жидкости более контролируемое. Но я хожу с гидратором и очень им доволен. К Хибинскому походу я покупал новый рюкзак, в котором установка гидратора не была предусмотрена, поэтому я сам сделал внутри крепления, а отверстие для вывода трубки мне установили на рюкзак в ателье.
Вернёмся к защите от дождя. Из какой бы непромокаемой ткани не был сшит ваш рюкзак, на случай дождя лучше иметь рейн-кавер - специальный чехол из непромокаемой ткани. Некоторые производители размещают в рюкзаках отдельные кармашки и комплектуют их чехлами, но делеко не все. И очень много даже премиальных моделей идут без комплектного рейн-кавера (тут надо ещё смотреть на сам комплектный чехол, часто они оставляют желать лучшего и не закрывают нормально нагруженный рюкзак, либо плохо крепятся). Приходится докупать.
Теперь, когда мы рассмотрели рюкзак снаружи и внутри, знаем из чего он состоит (основное отделение, клапан, подвесная система, навесные приспособления), немного прошлись по материалам изготовления и их характеристикам, пришло время обсудить - какого объема рюкзак рассматривать к приобретению.
Тут вам чаще всего встретится совет - определитесь для каких походов вы выбираете рюкзак (небольшие ПВД, длительные, горные и т.д.), но вся соль в том, что чаще всего, турист идущий в сложный длительный поход уже не будет читать подобные статьи и, более того, будет уже иметь в арсенале несколько рюкзаков. Как тогда быть новичку?
На самом деле, довольно универсальным объемом будет 60-80 литров. И я всё-таки рекомендую склоняться именно к 80ти, так как без опыта вы всё равно потащите с собой, скорее всего, лишнее снаряжение, а понять какое именно из него лишнее, вы сможете только на собственном опыте. Кроме того, первая снаряга обычно бюджетная, а потому чаще всего довольно увесистая и громоздкая. Например, покупая первый свой спальник я сильно ориентировался на цену и универсальность - т.е. брал с запасом температуру комфорта, чтоб можно было с ним одним ходить от весны до осени. Итог - да можно, но летом мне было в нём жарко, осенью и весной вполне хорошо, но он весит почти 2,5кг и занимает почти половину объема основного отделения рюкзака. Надо ли говорить, что довольно скоро я обзавёлся другим спальником (и не одним, к слову).
А рюкзак с честными 80ю литрами объема позволит вам неплохо упаковать снарягу, без войны с ним за каждый кубический сантиметр пространства. И ничего, что вы пойдете в ПВД с большим рюкзаком, зато, пройдя так пару раз, с этим же рюкзаком вы отлично сходите в поход на 3-4-5 дней (может даже больше), и будете удивляться, как это у вас всего хватает. Просто с опытом вы будете брать с собой только нужные в этом конкретном походе вещи, а качество их и характеристики будут улучшаться.
Ну а так, рюкзаки малого объема 20-40 литров, это в основном для прогулок, радиальных выходов, когда вам нужно просто взять с собой немного вещей и перекус. Объем в 50-60 литров пользуется популярностью у легкоходных туристов, и в качестве штурмовых рюкзаков. Рюкзаки больше 90 литров - это уже для длительных походов (экспедиционный рюкзак).
Теперь про подбор рюкзака относительно вашей анатомии.
Тут я не буду делать фото ибо в интернете много понятных схем по ориентирам и измерениям
Самое лучшее, это если вы приедете в специализированный магазин и там примерите понравившуюся модель (в хороших магазинах его ещё и нагрузят чуть-чуть и вложат вкладыш, чтоб рюкзак расправился, дабы более полноценно можно было оценить его посадку). Но многие естественно заказывают через интернет. Поэтому вам желательно знать длину вашей спины и окружность таза.
Спина измеряется между двумя точками: от линии, проведенной по гребням подвздошных костей (на них будет лежать поясной ремень) до выступа седьмого шейного позвонка (наклоните голову вперёд и прощупайте самый низ задней поверхности шеи, самый выступающий бугорок будет как раз его остистым отростком). Если покупаете рюкзак с нерегулируемой спинкой - то ваше измерение должно совпадать с указанной длиной спинки рюкзака. Если выбираете модель с регулируемой спиной, то - быть в диапазоне регулировки (что скорее всего и будет у среднестатистического в анатомическом смысле человека).
Ширина таза - измеряется окружность по тем же самым гребням подвздошных костей. И важно, чтобы длина от края до края "ушей" поясного ремня не превышала ваше измерение, иначе не получится плотно утянуть пояс, соответственно рюкзак вам не подходит, либо пояс надо будет перешивать.
Далее, надо будет отрегулировать рюкзак.
Тоже порекомендую вбить в поиске видео с названием "как отрегулировать туристический рюкзак" и посмотреть, если при прочтении что-то непонятно, это будет проще, чем фотографировать мне каждый этап подгонки.
Для этого его надо немного нагрузить (килограмм 8-10 вполне хватит), ослабить плечевые лямки и надеть на спину, правильно расположить у утянуть пояс, после чего подтянуть плечевые лямки, добившись, чтоб вес рюкзака ложился в основном на ваш таз, а плечевые лямки просто не давали рюкзаку откидываться назад (тут ещё можно поработать с противооткидными лямками как раз) и вбок. Ну и помним про грудную стяжку, препятствующую расхождению лямок в стороны. Очень хорошо делать это перед зеркалом или с помощником. Потому что теперь надо повернуться в профиль и посмотреть, чтоб крепление плечевых лямок к рюкзаку было на уровне середины ваших лопаток. Если с первого раза все срослось - вам повезло) Если нет - снимаем рюкзак, передвигаем регулятор спины вверх или вниз соответственно. Главное, пояс будет стационарной точкой (поэтому его правильно располагаем и утягиваем в первую очередь), настройка будет за счёт изменения высоты точки крепления лямок.
Также с помощью зеркала можно настроить противооткиды, они должны быть на уровне ключицы и образовывать угол около 30-40 градусов со спинкой рюкзака (но честно, этой геометрией я не занимаюсь, и противооткиды регулирую так, чтоб мне было комфортно идти: верх рюкзака не уезжал назад, и в тоже время клапан не бил по затылку, и по ощущению - чтоб нагрузка ощущалась проходящей через ось тела к тазу - тут не знаю как ещё объяснить это чувство, скорее всего сами поймёте, когда пойдете под рюкзаком😀, нет - транспонтир в помощь). Главное помним, при правильной настройке спинки рюкзака - пояс располагается на гребнях подвздошных костей (не на бедрах и не на животе), точка крепления плечевых лямок к спинке рюкзака находится на уровне середины ваших лопаток.
Ну и в заключение поговорим о том, как правильно собирать рюкзак, тут тоже есть свои нюансы.
В самый низ укладываются объемные не очень тяжёлые вещи (сменная одежда для лагеря, спальный мешок и т.д.)
При запросе в поиске - "правильная укладка рюкзака", находятся прекрасные цветные схемы, копипастить их не буду.
В середину, ближе к спине располагают самое тяжёлое снаряжение (обычно таким является вода, продуктовая раскладка и походная кухня, а также инструменты: пила, топор - если вы отправляетесь в серьезную автономку) перед ними вы можете занять объем одеждой, которая может пригодиться на маршруте (мебранная курка, влагозащитные штаны и пр.), и палаткой без стоек.
Ну а на самый верх лягут лёгкие и хрупкие предметы.
Главный принцип - вниз объемное снаряжение, в середину к спине - самое тяжёлое, перед ним умеренно тяжёлое и верх - лёгкое, хрупкое и нужное.
В клапане расположатся: фонарик, средства гигиены и репелленты, документы, карты, перекус.
Правильно уложенный рюкзак должен довольно уверенно стоять в вертикальном положении и не заваливаться на какую-либо сторону. Да, при укладке рюкзака все утягивающие стропы ослабляются, после - утягиваются. В завершении снаружи приторачивается негабаритное, устойчивое ко внешней среде снаряжение (треккинговые палки, коврик-пенка, стойки палатки и т.д.).
Немного про мои рюкзаки.
Первый мой дружище - китайский Trek Planet Makalu 85. При покупке ориентировался на прочный материал, бюджетный ценник, и неплохие отзывы.
Из плюсов - хороший объем в 85 литров, материал полиэстер 420D с PU и WR пропитками. Анатомическая, регулируемая и вентилируемая спина (тут уже в сравнении со следующим моим приобретением могу сказать, что вентиляция спины не самая лучшая), спинка жёсткая с металлическими латами. В комплекте с рюкзаком идёт рейн-кавер, спрятанный в карман у дна, в основное отделение можно попасть сверху, снизу и через дополнительные молнии по бокам рюкзака, перегородка на молнии, позволяющая отделить подвал от основного отдедения, много креплений для навески и удобные внешние карманы, поясной ремень с карманом, есть крепления и вывод для гидрационной системы.
Честно сказать - обалденный рюкзак для новичков, по моему мнению, ходил с ним полтора года, максимальная вес был 25кг (снаряжение и сам рюкзак). Но, тем не менее, со временем приобрел рюкзак более новороченный и могу отметить минусы Makalu:
Вес, он тяжеловат 2,5 кг. Вентиляция спины оставляет желать лучшего, лямки при долгом ношении начинают доставлять дискомфорт, даже при правильной подгонке и загрузке рюкзака. Да и поясной ремень тоже может натирать. Поясной ремень и верхний клапан не съёмные.
Перед походом в Хибины, где надо было иметь снаряжение на девять ходовых дней, дорогу до маршрута и обратно, а также учесть ещё перенос общегруппового имущества, мною было принято решение приобрести новый рюкзак большего объёма.
В чате Археоклуба мне посоветовали присмотреться к фирме RedFox, модель Light 100 V6
Так собственно он у меня и появился.
Материал - полиэстер 450D с PU и WR пропитками. Объем 100л и вес, внимание! - 1,9 кг (при увеличении объема, только на весе самого рюкзака я выиграл 600г)
Плюсы: анатомическая, регулируемая и действительно хорошо вентилируемая спинка, укреплённая металлическими латами. Амортизирующие лямки, которые оказались намного комфортнее даже в длительных переходах с хорошо нагруженным рюкзаком. Много возможностей для внешней навески снаряжения. Съёмный поясной ремень, съёмный верхний клапан с карабином для ключей во внутреннем отделении (мелочь, но приятно).
Минусы: стоит значительно дороже, чем Makalu (но если попасть на акцию, можно неплохо сэкономить). На поясном ремне нет карманов. Сам пояс достаточно длинный (мне приходится затягивать его до самого предела, и буквально бы ещё сантиметр, и пришлось бы либо ушивать пояс, либо отказаться от этой модели, но учитываем, что я худой). Отсутствуют дополнительные входы в основное отделение (ну это на самом деле не вот тебе беда, верхнего и нижнего входов хватает за глаза). Нет креплений и выводов для гидрационной системы (но, как я уже говорил, эту проблему я решил самостоятельной установкой подвесов для гидратора и небольшим апгрейдом в ателье). Ну и да, нет комплектного рейн-кавера, докупал отдельно.
Вот такое получилось полотно, надеюсь вам было интересно и, главное, полезно читать эту статью. Подписывайтесь на мой канал, здесь будет появляться много информации про разное снаряжение и мои походы✌️