4 сезон «Ведьмака» ворвался… Хотя нет. Точнее будет сказать «на цыпочках подкрался». Очень робко и невзрачно стартовал, но пропустить его я не мог, всё-таки с первого сезона смотрю.
И поэтому пора сделать обзор на новый сезон, который оказался… Уверен, вы и сами догадываетесь каким. С оригинальными книгами о ведьмаке я лично не знаком, а потому давайте попробуем разобрать новый сезон, необычным образом, как самостоятельный проект и не делать сравнений с первоисточником – книгами Сапковского. И так понятно, что в сравнении с ними это не продукт, а субстанция с мерзким запахом.
Вы на канале Киноплощадка BlueScreen, с вами Евгений Дроздов. Сейчас всё обсудим подробнее.
Визуал
С визуальной частью, как это часто бывает у Netflix, всё… двояко. С одной стороны — в целом картинка приятная, видно, что денег в проект снова вбухали немало. Местами даже ловишь себя на мысли: «О, красиво снято, атмосферно, свет, туман, всё как надо».
А потом вдруг в кадре появляется такой пластилиновый монстр, что ты невольно проверяешь, не включил ли случайно анимационную версию.
Вот, например, сцена в самом начале, когда ведьмак сражается с чудовищем. Графика там откровенно мультяшная. Хотя, если быть честным, частично оправдание есть: всё это показывается в формате рассказа, и, наверное, поэтому визуал сделали немного утрированным. Хотя отговорка, прямо скажем, «так себе».
В последующих сценах заметно, что качество графики гуляет: то всё хорошо, то будто FPS у тролля не хватает, то грим на актёрах такой, как будто маски гоблинов из первого «Поттера» использовали. Ну давайте серьёзно, внешний вид некоторых персонажей – это уровень 2000-х годов, а не крупнобюджетного сериала в 2025-м.
Зато с магией, надо признать, получилось лучше. Вот уж где видно, что Netflix умеет — так это в визуальных эффектах, когда на экране вспыхивает пламя или магический щит.
Да, в этих сценах ощущается лёгкий привкус того же «Гарри Поттера» — есть и дуэли магов, и мрачные фигуры, напоминающие пожирателей смерти. Клишировано? Конечно. Но смотрится это, чёрт возьми, всё равно приятно. Иногда даже хочется сказать: «Ну наконец-то хоть где-то потратили бюджет по назначению».
Отдельный плюс — работа с цветом и локациями. Визуально сериал стал чуть мрачнее, но при этом не скатился в чересчур серый и депрессивный стиль, как это бывает у многих фэнтези-проектов.
Есть сцены, где цветокор просто тащит. Пыльная дорога, золотистое солнце, капли крови на клинке — всё это работает на атмосферу. Если бы не провисающие моменты с CGI, можно было бы даже сказать, что сериал выглядит дорого.
Боёвки
Здесь, пожалуй, самый приятный сюрприз. Сцен драк стало больше, и они наконец-то ощущаются… живыми. Мечи звенят, удары чувствуются, камера двигается плавно, без дерганых монтажных склеек. Иногда даже проскакивает что-то похожее на «старого доброго Ведьмака» времён первого сезона, когда каждая схватка — это мини-история.
Плюс заметно, что постановщики не побоялись добавить жестокости. В некоторых сценах кровь так и льётся рекой, но это не выглядит самоцелью.
Напротив — помогает ощутить опасность, передать ту самую «грязь континента». Короче говоря, экшен тут — реально сильная сторона сезона.
Игра актёров
Самый спорный, болезненный и обсуждаемый элемент сезона — актёры. И начнём, конечно, с самого Геральта.
Лиам Хемсворт — главный козырь и одновременно главный риск этого сезона. По крайней мере был им до выхода сезона. Человек, на которого сейчас смотрят буквально под микроскопом. Ну и… получилось как получилось. Видно, что старался. Видно, что готовился, хотел быть «тем самым» Ведьмаком, который продолжит линию Кавилла. Но всё равно ощущение, будто Лиам пришёл в проект не как преемник, а как временный заместитель — «пока настоящего Геральта нет, я тут постою».
В экшен-сценах вопросов ноль. Там он реально хорош. Двигается уверенно, мечом машет убедительно, в бою чувствуется та самая ведьмачья злость и концентрация. Как будто именно в этих моментах Хемсворт чувствует себя в своей стихии. Но стоит ему заговорить или просто постоять в кадре без меча — и всё рассыпается. Пропадает глубина, пропадает внутренний огонь.
Кавилл, как и в «Супермене», всегда выглядел как нечто большее, чем просто человек. В нём было ощущение силы, тяжести, внутренней борьбы. Даже когда он просто вздыхал — это уже был монолог. Хемсворт же… ну, вздыхает и вздыхает. Геральт Кавилла был немым философом, чуть ли не божеством, а Геральт Хемсворта — просто крепким парнем. Не ужасно, нет. Но слишком просто для такого сложного персонажа.
Йеннифер в исполнении Анны Чалотра — одно из лучших воплощений этого сезона. Вот уж кто действительно вырос. Если раньше персонаж балансировал между амбициями и сомнениями, то теперь она будто повзрослела. В ней наконец появилась цельность — решимость, материнство, осознание своей роли. Смотреть на Йен теперь приятно: она не просто красива, она сильна, собрана и уверена. И хотя путь её персонажа в этом сезоне вызывает вопросы (но о сценарных решениях — позже), сама актёрская игра заслуживает уважения.
А вот Цири… Сплошное разочарование. Фрейя Аллан — талантливая актриса, но то, что с ней сделали, иначе как «удар под дых» не назвать. В первом сезоне это была живая, эмоциональная девчонка, которую хотелось защищать.
А теперь ей будто сказали: «Будь крутой». И она старается, но выходит, мягко говоря, неестественно. Сцены, где должна быть внутренняя сила, превращаются в пародию на «крутую героиню». И если бы это было лишь в паре моментов — ладно. Но когда из серии в серию ты видишь одну и ту же гримасу «я серьёзная, я крутая» — становится смешно и даже немного неловко.
Зато Мильва получилась отличной. Настоящая, уверенная, без фальши.
Её харизма чувствуется сразу — и это, пожалуй, один из тех персонажей, за которыми реально интересно наблюдать. Без пафоса, без попытки «вытащить» внимание — просто классная работа.
Лютик и Ярпен Зигрин остались в точности такими же, какими были в предыдущих сезонах. И это отлично. Яркие, харизматичные. Может, более серьезные, но и события в сериале уже не дают время для нелепых шуток. А то, что убрали романтическую линию Лютика, вообще прекрасно. Хотя подождем, что там в 5 сезоне еще будет.
Теперь про новых персонажей — Лоренс Фишборн в роли Региса. Да, вампир он… скажем, своеобразный. Кто-то в комментариях наверняка напишет, что он «недостаточно бледный» для этой роли, но, честно? Мне зашёл. Есть в нём какая-то внутренняя загадка, вес, даже лёгкий шарм. Пусть его появление не всем придётся по вкусу, но сыграл он достойно.
А вот Истредд... Это отдельная боль. Тут даже не в актёре дело — просто то, что ему прописали, и как это подано, вызывает ступор. Местами сцены с ним напоминают пародию на фанфик по «Ведьмаку».
Настолько всё нелепо, что вспоминается другой проект Netflix — «Бункер для богачей». Там, кстати, было больше естественности, чем в некоторых диалогах Истредда.
В целом по актёрской части ощущение, что часть команды действительно старалась, вкладывалась и понимала, во что играет. А часть — просто отрабатывала контракт. И от этого сериал ощущается не цельным ансамблем, а набором разрозненных энергий.
И вот на этом фоне становится особенно обидно за тех, кто реально выкладывался. Потому что за пределами игры актёров кроется самая большая проблема сезона — сюжет.
Сюжет
Если говорить честно, то с ним вышел полный… Ну вы поняли. Начнем с простого: восемь серий, каждая по часу, и всё это разбито на три основные линии. Геральт — в своих странствиях, Йеннифер — в битве с Вильгефорцем, и Цири… со своими крысами.
Сразу скажу: Цири здесь – тот персонаж, сцены с которым хочется ускорить, а лучше вообще скипнуть. Они скучные, затянутые и совершенно не цепляющие. И это обидно, потому что все предыдущие сезоны, пусть и с корявостями, имели хоть какую-то целостность истории. Тут же — сплошной провал. Почему нельзя было сделать её ветку более яркой, интересной и захватывающей? Да, понятно, что она одна, что должна быть вдали от родителей, что показывают её самостоятельную жизнь. Всё логично. Но вот подача… Скука, нелепость, ощущение, что сценаристы просто поставили галочку: «Есть линия Цири — и хватит».
И тогда думаешь: «Окей, раз Цири такая унылая, то вот Геральт и Йеннифер должны засиять, должны вытянуть сезон». Но нет. Та же серость. Абсолютно. С Геральтом — вроде есть путешествия, сражения, магия, но всё как-то уныло. С Йеннифер — тоже не фонтан. Зрители ждут действий, но большая часть — диалоги, разговоры, планы, обсуждения… Сплошная болтовня. Движение есть только эпизодически. Сцены сражений, конечно, спасают положение. Они разбавляют ту самую «тухлятину», которую порой наблюдаешь в диалогах. Но даже здесь чувствуется проблема: бои хорошие, динамичные, но разбросаны по восьми сериях так, что эффект от них теряется. Как будто пытались растянуть удовольствие на все восемь серий, чтобы никто не скучал, но получилось наоборот.
И главное — всё это размазано на восемь серий. Я серьёзно: половину спокойно можно было бы вырезать, и сериал от этого только выиграл бы. Концентрация сюжета увеличилась бы, зрителю не пришлось бы так долго терпеть диалоги и скучные линии, а эмоции от боёв и важных событий стали бы ярче. Меньше хейта, меньше времени, потраченного зрителем на перематывание, меньше ощущения, что тебя держат в заложниках.
Причем растягивали не только откровенно растянутыми диалогами. В какой-то момент шоуранеры вообще решили ультануть и ввели в мрачный сериал элементы мюзикла и мультипликацию.
Ну, то есть намешать вообще всего! Да, раньше в каждом сезоне была удивительная песня, которую все напевали (ну хорошо-хорошо, в третьем ее не было). Но там все было настолько аккуратно и уместно, что никак не веяло духом мюзикла. Здесь же песни, танцы. Как будто мы переместились на минуту в «Алладина» 2019 года. Полный треш.
О плюсах и минусах
Начнём с хорошего, чтобы было приятно. Плюсов у сезона, честно говоря, маловато. Они спрятаны под общей серостью. Во-первых, боевка. Динамично, зрелищно, порой жестко, но с таким чувством ритма, что хочется смотреть, а не перематывать. Энергия сцены ощущается, и, главное, видно, что постановщики старались. Сражения в этом сезоне действительно стоят того, чтобы их отметить отдельным абзацем. Даже если диалоги скучные, драки дают хоть какой-то драйв, который разбавляет общую унылость.
Актёры — в целом, тоже не подкачали. Лиам Хемсворт, конечно, оказался самой обсуждаемой фигурой. Видно, что он пытался, что старался сделать своего Геральта, но… Увы, получилось, как получилось. Генри Кавилл был для этой роли настоящим эталоном: величественный, угрюмый, многослойный, каждая эмоция — будь то взгляд, вздох или пауза в разговоре — имела значение. Лиам пытается, да, но Геральт — это не просто герой боевиков, это персонаж с целой вселенной внутри себя, а передать это одним только маскулинным лицом не получится.
Анна Чалотра заслуживает похвалы, как и многие другие актеры.
О минусах. Главный удар по фанатам — это замена Кавилла на Хемсворта. Получается, и к минусам Хемсворт тоже попадает. Но здесь не за свою работу, а за сам факт замены. Лично я Лиама уважаю, и к нему претензии предъявлять в такой ситуации — верх идиотизма. Человеку предложили работу, заплатили, он сделал, что мог. Но всё равно… не получилось. Хемсворт не смог передать глубину и многогранность Геральта, и это чувствуется с первой же сцены, особенно на фоне предыдущей версии.
Сюжет — вообще отдельная боль. Размазанный на восемь серий, с серыми линиями Цири и неравномерной динамикой остальных персонажей.
Но главное, есть одна обобщающая и объединяющая проблема – отношение шоуранеров к первоисточнику и в целом к организации проекта. Некогда прекрасный мир был подан с наплевательством, наглостью и небрежностью. И самое противное — видеть, как Лорен Шмидт Хиссрик улыбается в интервью, утверждая, что всё идеально. Да, продюсер, возможно, довольна, деньги нашли, производство прошло… но аудитория видит всё иначе. И оценки в сети говорят сами за себя.
Замена Кавилла напрямую связана со спорами и конфликтами с шоураннерами. Конечно, официальная версия — конфликт расписания и другие проекты, но слухи и обсуждения в фан-сообществах добавляют масла в огонь. Всё это оставляет неприятное ощущение, что проект, который должен был быть о Геральте, превратился в субстанцию с красивым названием, но без души.
И, конечно, нельзя не отметить тенденции на повесточные темы. Они, к сожалению, отражаются на проекте, киновселенной и индустрии в целом. Проект страдает не из-за отсутствия бюджета или актёров, а из-за того, что главный герой утратил своё центральное значение. Теперь это проект не о Белом Волке, а о сильных, мощных и всемогущих женщинах. А ведьмак — это так… Спасибо, Лорен Шмидт.
В итоге остаётся ждать последнего сезона, чтобы хоть как-то закрыть гештальт, а не насладиться финалом истории. И отдельно теперь хочется попросить вас, друзья, выразить свое мнение по этому сериалу. С самим первоисточником я еще не знаком, напишите в комментариях, какие ошибки были допущены шоураннерами в этом сезоне и что из книжной истории было искажено?
Подписывайтесь на наш канал, помогите набрать первую сотню подписчиков. Следите за нами в других социальных сетях и на видеоплатформах. Подписывайтесь на Телеграм-канал, чтобы не пропускать новые анонсы.
С вами был Евгений Дроздов и киноплощадка Блюскрин. До встречи на нашем канале! 💙