мир входящему 🙏
Почему я полагаю, что эта детская сказка также говорит нам о космогонии, о возникновении вселенной? Во-первых, об этом говорят очень многие сказки. А во-вторых, я уверен, что самые первые, в жизни ребёнка, сказки, просто обязаны говорить именно об этом. Да, они крайне просты, даже примитивны, но это не помеха, настоящему древнему знанию. Быть вложенным в самые простые, самые лаконичные образы, для него совершенно естественно.
Исследователи, да и не только исследователи, последних веков, пытаются увидеть в этих сказках, особенно в самых простых, детских, банальную и достаточно примитивную мораль, правила правильного поведения. Они считают, что наши далекие предки могли таким образом воспитывать детей, прививая им “правила общежития”. На мой взгляд, это неверно. Поведение героев сказки, её мотивы, пословицы, известные нам с детства, всё это не становится чертами нашего характера, чему мы все являемся прямым подтверждением. В последние века, сказки часто обрабатывались именно в таком ключе, превращаясь в нечто назидательное, и это так же не давало желаемого результата.
Думаю, что наши предки, особенно те из них, кого можно было бы назвать развитыми, прекрасно понимали, что ребёнок воспринимает не слова, а прямой пример взрослого человека. Мы, в наше время, до сих пор никак не можем понять этого очевидного факта.
Учитывая количество повторений, перечислений героев этой сказки, составляющих большую часть её текста, резонно предположить, что она способствовала вырабатыванию у ребёнка первичных навыков мышления. Подобные повторения часто встречаются и в более сложных, "взрослых” сказках и былинах, но, не в таком количестве. И всё же, всё это вторично, это лишь форма. Главное - о чём сказка рассказывает нам на самом деле, главное - суть, главное - её настоящий смысл.
Что же касается предполагаемого назидательного смысла сказки, даже если, в своём отношении к этому, я не прав, я уверен, что для маленького ребёнка есть нечто гораздо более нужное, важное и полезное, чем пример правильного поведения. Наши далёкие предки не были материалистами. Они понимали, что живут в живом мире, в мире наполненном самыми разными силами, далеко не только дружелюбными. Соответственно, они считали, что одной из самых важных задач является - сберечь новую жизнь, недавно пришедшую в мир, сберечь её от этих сил.
Мы знаем о ритуальных, обережных куклах, знаем об обережных элементах одежды, знаем, что быт наших далёких предков, в самых разных своих аспектах, был переполнен обережными ритуальными моментами, знаем и о нескольких именах каждого ребёнка, в том числе, и об именах "бросовых", не привлекательных. Совершенно естественно, что то, что, с самого начала своей жизни, слышал ребенок, также часто имело обережную функцию.
Что он слышал в самом начале жизни? Колыбельные, поговорки, присказки, считалочки, загадки и сказки. Присутствие мотива сотворения мира во всех этих проявлениях народной культуры, совершенно оправдано. Ведь эта история, история возникновения нашей вселенной, является самой мощной, самой заряженной, самой здоровой и яркой, оберегающей силой. И не только оберегающей, но и целительной, обучающей, направляющей и вразумляющей. Особенно, для тех, и это очень важно, для кого это не просто слова, кто видит в этом живую настоящую историю. От ребёнка, в самом начале его жизни, разумеется не требовалось понимания этих образов, важно было лишь прикосновение к ним, сращивание с ними. Думаю, что я доказал, как минимум, вероятность того, что сказка о репке несёт космогонический смысл.
Давай же вспомним эту сказку, она очень проста:
…Посадил дед репку.
Выросла репка
большая-пребольшая.
Стал дед тянуть репку.
Тянет-потянет,
вытянуть не может…
Дальше, на помощь деду придёт бабка, потом внучка, Жучка, кошка и мышка. И только с появлением мышки, репку вытянут из земли. На том и сказке конец.
В “репке”, “посаженной” в землю, несложно увидеть появление, или точнее - проявление "мирового яйца”. “Выросла репка большая-пребольшая” - может говорить, как о пробуждении "первого Я", так и о первом большом взрыве. Завершение сказки, когда “репку”, наконец-то “вытянули”, может символизировать окончательное сжатие первого большого взрыва в точку, когда "первое Я", практически исчезло из созданного им же пространства. Участники этого “вытягивания”, раз за разом присоединяющиеся к процессу, напоминают например, встречи Колобка в одноимённой сказке, или же - встречи Ивана-царевича, на его пути вслед за “волшебным клубочком” в сказке о “Царевне-лягушке”.
Но здесь, нас встречает нечто новое и неожиданное. Сказка о репке, которую мы все знаем, является обработанной, но, когда она, впервые записанная Афанасьевым, появилась в его сборнике, она выглядела несколько иначе:
…Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!
Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла, но́га(?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га, но́га; дру́га, но́га за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги)
Пришла пя́та, но́га. Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!...
Ударение на букву “о” и то, что “ноги” приходят по одной, конечно же ставит исследователей в тупик. В какие только стороны человеческого знания не отправляются они в поисках смысла этих образов. Есть даже версия, гласящая, что эти странные “ноги” являются наименованием мифических, то ли птиц, то ли грифонов, то ли драконов. Тем более, что в некоторых записях эти "ноги" не “приходят”, а “прилетают”. Порою встречается и иное их количество. Но, на мой взгляд, всё здесь достаточно просто. Давай попробуем поразмыслить.
Полагаю, совершенно не важно, чем эти “ноги” могли бы являться на самом деле. Почему? Потому, что упоминаются они без всяких различий между собой. Совершенно очевидно, что значение имеет лишь их количество. Резонно предположить, что они являются этапами, то есть - отмечают для нас этапы некоего процесса. И, стоит только назвать этап - “шагом”, как сразу становится понятно, почему речь идет о “ногах”, причём - по одной; и ударение здесь совершенно не важно. Они могут означать всё, что угодно, хоть драконов, но они всё равно, в первую очередь, символизируют шаги происходящего, этапы процесса.
Ещё одно. Учитывая их разительное отличие от тех, к кому они приходят на помощь, я не думаю, что все участники происходящего символизируют одну последовательность. Полагаю, что - либо речь идёт о двух символических последовательностях, описывающих один и тот же процесс, и зачем-то пристроенных друг к другу, либо - “дед, бабка, внучка и сучка” вообще символизируют что-то другое.
Давай, для начала, разберёмся с “ногами”. Мы имеем здесь пять шагов, пять этапов. Причём, думаю, что эти этапы, эти “ноги”, следует рассматривать не с появления первой “ноги” в сказке, а с самого её начала. Почему? Потому, что этапы любого процесса начинаются с самого начала этого процесса. Поскольку мы, в этой сказке, как я думаю, имеем дело с символическим описанием первого круга творения, он должен у нас уложиться в пять шагов, пять, "ног” или “ногов”.
Проявление из непроявленного "божественного мира” "мирового яйца"- это первый шаг, первая “нога”. Пробуждение "первого Я”, то есть - разделение "мирового яйца” на "Я" и пустоту “не Я”, - это второй шаг, вторая “нога”. Первый большой взрыв, распахнувшийся в пространстве пустоты, - это третий этап, третья “нога”. Переход взрыва от расширения к схлопыванию, - четвёртый этап, четвёртая "нога". И полное сжатие, взрыва и самого "первого Я”, в точку, вплоть до исчезновения из пространства, - пятый, заключительный этап, пятая "нога". Это "исчезновение" из пространства, и описывается символически как то, что "репку вытянули” из земли, в которую она была “посажена”. Возможно, что всё схлопывание взрыва, от начала, от перехода к нему, до окончательного сжатия, укладывается в один этап. Тогда, возможно, что ещё одним этапом, одним шагом, одной “ногой”, следует считать момент устремления "первого Я" своим сознанием в "божественный мир”, момент, что и стал невольным созданием "триединства", воспламенившего первый большой взрыв. Так или иначе, как ты видишь, первый круг творения вполне укладывается в пять этапов, пять, “ног” или “ногов”.
А что же с семьёй? Что с “дедом” и его первыми помощниками? Давай подумаем. Это, как ты помнишь, - “дед”, “бабка”, “внучка” и “сучка”, позже переделанная в Жучку. Так же, как и животные, встреченные Колобком или Иваном-царевичем, эти образы не дают нам очевидного, ясного смысла. Но, что-то из них извлечь можно.
Конечно же, все эти герои, даже с добавлением кошки и мышки в поздних версиях, вполне могут символизировать те же самые этапы творения. Также, полный состав героев поздней версии сказки, а их шестеро, может указывать на шесть составляющих первого большого взрыва. Это не было бы верным использованием данного символа, но, учитывая его общепринятую каноничность, такая версия его использования без настоящего понимания его смысла, вполне возможна. Ведь жанр народной сказки является самым свободным. В отличии от мифов, былин и песен, сказка априори предполагает её додумывание каждым очередным рассказчиком.
И всё же, на мой взгляд, самым верным будет рассматривать четырёх героев ранней версии, "деда", "бабку", "внучку" и Жучку, причём, рассматривать их в смысле близком к символике этапов, но, всё уже, несколько отличном от него. Этот подход также даёт нам несколько вариантов.
Во-первых, их четверо, а значит, они могут символизировать разворачивание "мирового яйца”, по аналогии с Брахмой, отрастившим три головы в дополнении к первой, чтобы следить взглядом за сотворенные им первой женщиной, то есть - пространством пустоты ”не Я“.
Во-вторых, мы можем вспомнить, что “репку” посадил именно “дед”, то есть, вполне вероятно, он символизирует "божественный мир", из которого исходит всё. К тому же, часто, “дед и баба”, “старик и старуха”, символизируют именно этот самый, ”божественный мир”; мы уже встречали примеры этого и ещё не раз встретим. В таком случае, “внучка” вполне может символизировать "первое Я”, что вполне естественно, как для русской сказки, так и для народной песни.
Что же, в таком случае, должна символизировать “сучка Жучка”? Учитывая обычную живость, свойственную собакам, учитывая её вторичное, подвластное, служебное положение относительно человека, полагаю, что это символ "искры", частицы "божественного мира”, сделавшей возможным воспламенение первого большого взрыва. Ведь всё же, главную роль всегда играет "первое Я”.
И повторюсь. При всём соблазне, начать считать этапы, считать “ноги” с этого момента, с обретения пробудившимся "первым Я" "искры”, это было бы неверным, ведь этапы любого процесса начинаются с самого начала этого самого процесса.
мир 🙏
Эта тема раскрыта подробно и в целом в моей книге - "тайны мифологии: рождение вселенной - 1". Её легко отыскать по названию на озон, amazon, wildberries, ЛитРес и Ридеро в бумажном и электронном, форматах.