Найти в Дзене

Как правильно читать книги? Советы 3 знаменитых читателей.

В эпоху информационного изобилия важнее всего сохранить разнообразие читательских практик и индивидуальных подходов к литературе. Подлинный литературный вкус формируется через широкий спектр чтения — от развлекательной прозы до сложной философской литературы. Английская писательница Вирджиния Вулф (1882–1941) — одна из центральных фигур модернизма и признанный классик западноевропейской литературы ХХ века, её произведения отличает неповторимый стиль, способный передать тончайшие оттенки психологических состояний и чувств. Знаете ли вы, что нет правильного способа читать книги? Спрашивает Вирджиния Вулф в своем эссе «Как читать книги?» и сразу же отвечает на него: единственный дельный совет — не слушаться ничьих рецептов, доверять своему чутью. Это не эгоизм великой писательницы, а защита самого важного — вашей читательской свободы. Даже если бы я знала ответ на этот вопрос, — а я его не знаю, — все равно он был бы моим ответом, а не вашим. Эссе Вирджинии Вулф представляет собой уникаль
Оглавление

В эпоху информационного изобилия важнее всего сохранить разнообразие читательских практик и индивидуальных подходов к литературе. Подлинный литературный вкус формируется через широкий спектр чтения — от развлекательной прозы до сложной философской литературы.

Вирджиния Вульф. Как читать книги?

Английская писательница Вирджиния Вулф (1882–1941) — одна из центральных фигур модернизма и признанный классик западноевропейской литературы ХХ века, её произведения отличает неповторимый стиль, способный передать тончайшие оттенки психологических состояний и чувств.

Знаете ли вы, что нет правильного способа читать книги?

Спрашивает Вирджиния Вулф в своем эссе «Как читать книги?» и сразу же отвечает на него: единственный дельный совет — не слушаться ничьих рецептов, доверять своему чутью. Это не эгоизм великой писательницы, а защита самого важного — вашей читательской свободы.

Даже если бы я знала ответ на этот вопрос, — а я его не знаю, — все равно он был бы моим ответом, а не вашим.

Эссе Вирджинии Вулф представляет собой уникальное произведение о природе чтения и критическом мышлении. Написанное в характерном для Вулф стиле, это произведение предлагает индивидуалистический подход к литературному восприятию. Этот подход отражает модернистскую философию, отрицающую абсолютные истины. Вулф утверждает, что в отличие от исторических фактов, эстетические суждения неизбежно субъективны. Вулф защищает право на субъективность в литературных суждениях.

Недопустимо, чтобы к нам в комнату, где мы сидим за книгой, пожаловали маститые господа и стали поучать нас, что и как читать и как оценивать прочитанное.
-2

Вулф радикально переосмысливает роль читателя: читатель не пассивный потребитель, а активный участник так как литературная критика меняет общественное мнение и влияет на творчество. В месте с этим Вулф призывает к лояльности к писателю. Попробуйте написать что-нибудь сами, простую заметку о том, что видели и вы поймете, насколько сложен труд писателя.

Эссе "Как читать книги?" остается актуальным манифестом читательской свободы в эпоху массовой культуры. Каждый должен найти собственный путь в литературе. Главное — читать с открытым сердцем и пытливым умом.

Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений.

Мортимер Адлер (1902–2001) — американский философ, педагог, энциклопедист и популярный писатель. Преподавал в Колумбийском и Чикагском университетах, возглавлял редакционный совет «Британской энциклопедии» и основал Институт философских исследований.

В начале книги вас ждут два пространных предисловия — от издателей и самого автора. Их можно смело пропустить. Но едва вы откроете первую главу, вас встречает дерзкое заявление.

«Эта книга — для тех, кто не умеет читать».

Такого рода откровенность может оттолкнуть, однако благодаря совету Вирджинии Вулф о лояльности к писателю, терпеливый читатель получает возможность оценить истинную ценность книги.

-3

Большую часть книги (почти три четверти) Адлер посвящает советам по чтению научной, образовательной и специальной литературы. Многие из его рекомендаций перекликаются с идеями Поваринова, но изложены куда более литературно — с примерами, размышлениями и философскими отступлениями. Это может показаться немного скучноватым. Однако терпение вознаграждается: начиная с 15-й главы, наконец, речь заходит о художественной литературе.

Его взгляды во многом созвучны мыслям Вирджинии Вулф: чтение художественного произведения — это погружение в созданный автором мир. Чтобы понять роман, нужно не спорить с ним, а сопереживать, сочувствовать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воображение — вот мост между текстом и пониманием. Именно воображение позволяет нам прожить чужую жизнь, понять мотивы героев и оценить мастерство автора.

При этом Адлер делает важное уточнение:

Мы не высказываем согласие или несогласие с художественным произведением — оно может нравиться нам или же вызывать обратные чувства. Нужно помнить, что в вопросах вкуса люди имеют массу разногласий.

Но в отличие от Вулф, Адлер предлагает читателю практическую формулу оценки прочитанного.

-4

Насколько это произведение целостно? Насколько сложна структура его частей и элементов? Обладает ли история художественной реалистичностью? Вызывает ли эмоции и пробуждает воображение?

Эти вопросы — не просто методика, а привычка мышления, которая превращает пассивного потребителя информации в активного, критически мыслящего читателя.

Книга Адлера до сих пор остаётся одним из самых интересных руководств по осмысленному чтению. Она преодолевает разрыв между академическим анализом и эмоциональным восприятием, предлагая целостную систему работы с текстами различных жанров и приглашает читателя к диалогу с писателями прошлого и настоящего.

Даниэль Пеннак. Как роман.

Даниэль Пеннак (род. 1944) — французский писатель, драматург и педагог. Проработав учителем литературы в средней школе, он стал признанным автором романов и рассказов.

Его книга «Как роман» — не сухое методическое пособие, а живое размышление, пропитанное опытом общения с детьми и глубоким пониманием человеческой психологии.

Пеннак уникален тем, что является не просто теоретиком чтения — его книга основана на реальном опыте работы с учениками, и каждая страница пропитана глубоким пониманием человеческой психологии. В отличие от множества пособий по чтению, эта книга не предлагает готовых рецептов, а помогает переосмыслить само отношение к чтению.

Взрослые предают идеального читателя, живущего в каждом ребенке, превращая чтение из удовольствия в обязанность.
Взрослые предают идеального читателя, живущего в каждом ребенке, превращая чтение из удовольствия в обязанность.

Пеннак утверждает, что чтение перестает приносить радость, когда мы заставляем себя или других следовать искусственным правилам.

Когда ребенок впервые берет в руки книгу, он не думает о количестве страниц, которые нужно прочитать, или о том, какие персонажи важны для понимания сюжета. Он просто погружается в историю, позволяя тексту вести его за собой. Именно эту детскую непосредственность взрослые, сами того не подозревая, убивают навязанными правилами.

Практическое достижение Пеннака — формулировка «10 прав читателя», которые звучат как ересь для традиционной педагогики: у читателя есть несомненное право вообще не читать — ведь не каждый обязан любить книги, а также право перескакивать и пропускать скучные места, и даже право бросать неинтересную книгу, не дочитывая её до конца. Читатель имеет полное право увлекаться любой литературой — от детективов до романов, читать урывками, по странице, когда удобно, и, наконец, право молчать о прочитанном — необязательно обсуждать каждую книгу с другими.

-6

В эпоху цифровых технологий и сокращения количества читающих, особенно среди детей, подход Пеннака становится особенно актуальным. Он предлагает не борьбу с технологиями, а возвращение к естественной любознательности, которая есть в каждом ребенке.

Несмотря на то, что это нарушает первую заповедь самого Пеннака, книга обязательна к прочтению всем, кто хочет вернуть детям (и себе) радость чтения. Пеннак не просто учит читать — он учит любить чтение, создавая условия для возрождения той радости, которую мы испытывали, открывая первые книги в детстве.

Итоги

В эпоху ускоренного потребления контента три разных голоса — Вирджинии Вулф, Мортимера Адлера и Даниэля Пеннака — звучат удивительно созвучно, несмотря на различия в стиле и целях. Вулф защищает субъективность и свободу читателя как творца смысла; Адлер предлагает методику, которая превращает чтение в диалог разума и воображения; Пеннак напоминает нам о самом главном: чтение должно быть радостью, а не обязанностью.

Мортимер Адлер, Вирджиния Вулф, Даниэль Пеннак
Мортимер Адлер, Вирджиния Вулф, Даниэль Пеннак

Истинная суть чтения заключается не в поиске единственно правильного метода, а в способности сохранить и развить ту магическую связь между текстом и человеческим сознанием, которая рождается из воображения, критического мышления и естественной любознательности.

P.S. Всё перечисленные авторы в своих произведениях защищали нашу читательскую свободу, но как по-вашему, есть ли хоть одна книга, которую обязательно нужно прочитать, чтобы читать книги правильно? Пишите в комментариях! А через неделю сравним наши ответы))