Имя Сергея Васильевича Разманинова стоит в ряду величайших имён в истории мировой музыкальной культуры. " Русский гений" - так можно точнее всего охарактеризовать этого столь широко одарённого человека. Кем он был в первую очередь? Об этом спорили и при его жизни, спорят и сегодня. Его могучий талант одинаково равно проявился в трёх областях музыкального творчества. При жизни Рахманинов славился прежде всего как пианист. Его боготворили , перед ним преклонялись, но он не любил славу, не любил давать интервью, не любил фанатичных почитателей, не любил фотографироваться. Однажды один бойкий фотокорреспондент решил тайно сфотографировать Рахманинова ,
но композитор заметив направленный на него фотообъектив закрыл лицо руками. На следующий день в газетах появилось фото, на котором было изображено закрытое руками лицо и подпись: " Руки, которые стоят миллионы". И это действительно было так, но не деньги были главным для него. Хотя, имея такую славу и авторитет, он мог выбирать крупнейшие концертные залы, мог ставить свои условия. Если как пианист он был широко известен, то как композитора его при жизни воспринимали не все. Это ужасно угнетало музыканта, потому что всю жизнь он хотел сочинять музыку. Сам композитор говорил об этом очень образно : " Сочинить музыку для меня такая же несущая потребность, как и дышать или есть, это одно из необходимых функций жизни." Постоянное желание писать музыку - это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звука, подобно тому, как я говорю , чтобы выразить свои мысли. И страшно не любил, когда кто - нибудь спрашивал, что хотел он хотел этой музыкой нарисовать. Он никогда ничего не рисовал. Но в этой музыке были все его мысли , чувства , надежды и разочарования. На протяжении своей жизни композитор обращался ко многим музыкальным жанрам, и в каждом из них сказал своё слово. Но есть определённые черты его дарования , которые проявились буквально в каждом сочинении. Прежде всего это удивительное ощущение родной земли и тесной связи с родной культурой . Образ России, родины занял в творчестве композитора исключительно важное место, хотя он никогда не писал произведения на исторические сюжеты, не создавал программных сочинений и тем не менее почти все произведения Рахманинова выражают глубину его патриотических чувств , явления жизни преломляются в его произведениях через его душевный мир.
" История создания фортепианного концерта".
История создания фортепианного
концерта, это история о творческом кризисе , отчаянии и триумфальном
возвращении.
. Постараюсь рассказать потробнее о создании этого шедевра.
Второй концерт - это одна из самых драматичных и вдохновляющих страниц в истории музыки.
В марте 1897 года в Санкт - Петербурге с большим провалом прошла премьера Первой симфонии С. Рахманинова и дирижировал Александр Глазунов. Критики, особенно Цезарь Кюи разнесли произведение в пух и прах. Этот провал стал для чувствительного 24- летнего композитора тяжелейшим ударом. Он впал в глубокую творческую дипрессию, которая продлилась около трёх лет. Рахманинов практически перестал сочинять, его мучили сомнения в своём таланте. Он работал дирижёром в Московской частной русской опере Мамонтова, но не писал осознав тяжесть своего состояния. Рахманинов обратился за помощью . Его родственники уговорили пройти курс лечения у известного московского врача- гипнотизера Николая Даля. Даль был большим.поклонником творчества Рахманинова и взялся ему помочь. Курс лечения был длительным и состоял из ежедневных сеансов гипноза и психотерапии. Даль постоянно внушал Рахманинову : " Вы начнёте писать концерт.....Вы будете работать с большой лёгкостью и Концерт этот будет превосходного качества". Эти внушения длились месяцами. Постепенно вера Рахманинова в себя начала возвращаться . Под влиянием лечения и собственного желания вернуться к творчеству , композитор начал работу над Вторым концертом , как и предполагал Даль. Самое интересное, что он сочинял музыку концерта по частям, в обратном порядке. Сначала в 1900 - 1901 годах были закончены вторая и третья части. Композитор сам исполнил их на одном из благотворительных вечеров. Публика и критики приняли музыку с большим восторгом, что окончательно убедило его в возвращении творческих сил. В 1901 году была написана первая часть, самая монументальная и известная и была она написана последней. Её знаменитое вступление - семь мошных аккордов у фортепиано, нарастающих как бой колокола, - стало символом преодоления и нового начала. Премьера всего фортепианного концерта состоялась 27 октября 1901 года в Москве Партию фортепиано исполнил сам Сергей Рахманинов, а оркестром дирижировал его двоюродный брат Александр Зилоти.
Концерт имел оглушительный успех. Критики наперебой хвалили произведение, отмечая его глубину , мелодическое богатство и виртуозность. Провал первой симфонии был окончательно забыт. Рахманинов вернулся как композитор - триумфатор. С благодарностью за исцеление Рахманинов посвятил Второй концерт доктору Николаю Далю. Это один из самых известных случаев в истории, когда музыкальное произведение было посвящено врачу Второй концерт Рахманинова стал не только поворотным пунктом в его карьере, но и одним из столпов мировой музыкальной культуры. Концерт сочетает в себе мощь, лиризм и трагизм, особенно вторая и третья части невероятно узнаваемы и проникновенны. Тема из третьей части и другие фрагменты концерта многократно использовались в кино , например в фильме " Короткая встреча" Давида Лина и в песнях Фрэнка Синатры и Эрика Кармен. В итоге , история создания Второго концерта - это история феникса, восставшего из пепла, из глубин отчаяния и творческого молчания родилось одно из самых светлых и жизнеутверждаюших произведений, которое уже более века продолжает покорять сердца слушателей по всему миру.
.