Найти в Дзене

Интерьеры неоар-деко. В самом центре Москвы - Якиманка, 26

Несмотря на довольно активное изучение ар деко, каждый раз удивляюсь, каким образом натыкаюсь на тот или иной аспект в исследованиях, встречаюсь с людьми, которые открывают что-то новое, или попадаю в пространства, которые могут быть в шаговой доступности, а их и не приметила! Так вот и с художественной галереей Vekarta, где оказалась по приглашению и была удивлена особенностью не столько экспозиции, сколько места, где она находится.

Первое , что увидела - это номерация дома, и шрифт. Я - не дока в атрибуции типографики, и точное-преточное название шрифта не укажу, этот аспект доподлинно, т.е. стопроцентно знает дизайнер проекта. Это, может быть, и Avenue Deco или его модификация, или один из многих популярных в 1920-е-1930-е годы авторских шрифтов, которые в этот период, действительно, было придумано немало. Но вне зависимости от названия и автора, они узнаваемые. С характером! Ар деко!

Здание - железобетонное, я его помню с дества, оно в течение многих лет выглядело соотвествующе модернисткой архитектурной парадигме - лаконично (пусть будет вот такой - аккуратный - эпитет). К такой типовой архитектуре привыкаешь быстро, глаз не цепляет, поэтому оно и выпало из активного поля зрения, и была уверена, что ничего экстраординарного и не увижу.

Подходя ближе к зданию, была удивлена, что фасад преобразился: появился совсем другой ритм архитектурного объёма, поверхность была облагорожена пилястрами, оригинальными металлическими конструкциями, маскаронами.

Входная зона сразила интерьерным решением, мраморной отделкой, контрастным декором, рельефными медальонами, обилием светильников. И всё, абсолютно всё - и экстреьрное, и интерьерное решение - идеально соотвествовало стилю ар деко.

После променада и посещения выставки решила узнать историю такого разительного преображения. Оказалось, что фриз - достопримечательность исторического характера - и украшал американское здание Гражданского центра/Civic Center в Филадельфии. Civic Center был построен в 1931 году местным архитектором Филипом Х. Джонсоном, и, к сожалению, снесён в 2005 году.
Фриз выполнен из известняка, имеет высоту 1,5 метра и длину 15 м. Тематика - трудовые дни человечесва со времен Древнего Египта до XX века.

Открытка с видом на главное здание Гражданского центра, где были установлены те самые фризы.
Открытка с видом на главное здание Гражданского центра, где были установлены те самые фризы.

Демонтаж архитектурного декора осуществляла американская компания Olde Good Things. Любопытная, надо сказать, институция!

В профиле компании сказано: "Наша история началась в 1995 году, когда мы обнаружили огромный посеребренный кофейник в мусорном контейнере на Манхэттене. Мы вытащили его, и через неделю он нашел новый дом в виде вазы для цветов. С тех пор при сносе исторических объектов демонтируем всё - от мелких предметов (освещение, стекло и оборудование), до крупных артефактов, таких как камины, каменные горгульи, медные купола, резные известняковые фризы и многое другое. Спустя 30 лет с момента своего основания OGT является одним из крупнейших дилеров архитектурного антиквариата в США".

Часто именно специалисты этой компании ведут работу по атрибуции найденных и спасенных артефактов. Но, увы, ни
Olde Good Things., ни новые владельцы этого фриза не смогли идентифицировать автора., хотя дата создания была уточнена - 1929 год.

После демонтажа в 2005 году фриз был куплен компанией Alessi Organization за 20 тыс. дол. и установлен неподалеку от нового торгового центра. Вот так этот фриз выгледел в ландшафте провинциального городка.

Глава "как этот фриз попал в Москву" пока для меня скрыта, но я над этим работаю.Надо отдать должное, что возвращение фриза в архитектурный контекст - прекрасное решение. Всё-таки правы те, кто считает, что произведение искусства максимально себя раскрывает в первоначальном контексте, и при интеграции в иной контекст происходит изменение его семантического поля.


Проектом реконструкции здания и разработкой интерьера занималось известное и очень крупное московское архитектурное бюро
UNK project, которым руководит Юлий Борисов.

В американской архитектуре такие большие двусветные пространства в торговых офисных центрах называют лобби, и чаще всего дизайну именно этих репрезентативных зон уделяли максимум внимания, делая их эффектными, а дизайн - роскошным.

Меня поразила не изысканность отделки, а уместность использования стилистики в этом пространстве. В правильном масштабе, позволяющий раскрыться материалу. И видишь, как фарктура элегантных цветных мраморных слэбов работает, как хорошо смотряться известныковые медальоны, которые тоже когда-то украшали фасад Civic Center, как грамотно подобраны светильники, которые подчёркивают блеск полированных поверхностей натурального камня, стекла и металла.

Медальоны, украшающие стены лобби, часть архитектурного декора, спасенного при демонтаже Civic Center
Медальоны, украшающие стены лобби, часть архитектурного декора, спасенного при демонтаже Civic Center

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!