Несмотря на довольно активное изучение ар деко, каждый раз удивляюсь, каким образом натыкаюсь на тот или иной аспект в исследованиях, встречаюсь с людьми, которые открывают что-то новое, или попадаю в пространства, которые могут быть в шаговой доступности, а их и не приметила! Так вот и с художественной галереей Vekarta, где оказалась по приглашению и была удивлена особенностью не столько экспозиции, сколько места, где она находится.
Первое , что увидела - это номерация дома, и шрифт. Я - не дока в атрибуции типографики, и точное-преточное название шрифта не укажу, этот аспект доподлинно, т.е. стопроцентно знает дизайнер проекта. Это, может быть, и Avenue Deco или его модификация, или один из многих популярных в 1920-е-1930-е годы авторских шрифтов, которые в этот период, действительно, было придумано немало. Но вне зависимости от названия и автора, они узнаваемые. С характером! Ар деко!
Здание - железобетонное, я его помню с дества, оно в течение многих лет выглядело соотвествующе модернисткой архитектурной парадигме - лаконично (пусть будет вот такой - аккуратный - эпитет). К такой типовой архитектуре привыкаешь быстро, глаз не цепляет, поэтому оно и выпало из активного поля зрения, и была уверена, что ничего экстраординарного и не увижу.
Подходя ближе к зданию, была удивлена, что фасад преобразился: появился совсем другой ритм архитектурного объёма, поверхность была облагорожена пилястрами, оригинальными металлическими конструкциями, маскаронами.
Входная зона сразила интерьерным решением, мраморной отделкой, контрастным декором, рельефными медальонами, обилием светильников. И всё, абсолютно всё - и экстреьрное, и интерьерное решение - идеально соотвествовало стилю ар деко.
После променада и посещения выставки решила узнать историю такого разительного преображения. Оказалось, что фриз - достопримечательность исторического характера - и украшал американское здание Гражданского центра/Civic Center в Филадельфии. Civic Center был построен в 1931 году местным архитектором Филипом Х. Джонсоном, и, к сожалению, снесён в 2005 году.
Фриз выполнен из известняка, имеет высоту 1,5 метра и длину 15 м. Тематика - трудовые дни человечесва со времен Древнего Египта до XX века.
Демонтаж архитектурного декора осуществляла американская компания Olde Good Things. Любопытная, надо сказать, институция!
В профиле компании сказано: "Наша история началась в 1995 году, когда мы обнаружили огромный посеребренный кофейник в мусорном контейнере на Манхэттене. Мы вытащили его, и через неделю он нашел новый дом в виде вазы для цветов. С тех пор при сносе исторических объектов демонтируем всё - от мелких предметов (освещение, стекло и оборудование), до крупных артефактов, таких как камины, каменные горгульи, медные купола, резные известняковые фризы и многое другое. Спустя 30 лет с момента своего основания OGT является одним из крупнейших дилеров архитектурного антиквариата в США".
Часто именно специалисты этой компании ведут работу по атрибуции найденных и спасенных артефактов. Но, увы, ни Olde Good Things., ни новые владельцы этого фриза не смогли идентифицировать автора., хотя дата создания была уточнена - 1929 год.
После демонтажа в 2005 году фриз был куплен компанией Alessi Organization за 20 тыс. дол. и установлен неподалеку от нового торгового центра. Вот так этот фриз выгледел в ландшафте провинциального городка.
Глава "как этот фриз попал в Москву" пока для меня скрыта, но я над этим работаю.Надо отдать должное, что возвращение фриза в архитектурный контекст - прекрасное решение. Всё-таки правы те, кто считает, что произведение искусства максимально себя раскрывает в первоначальном контексте, и при интеграции в иной контекст происходит изменение его семантического поля.
Проектом реконструкции здания и разработкой интерьера занималось известное и очень крупное московское архитектурное бюро UNK project, которым руководит Юлий Борисов.
В американской архитектуре такие большие двусветные пространства в торговых офисных центрах называют лобби, и чаще всего дизайну именно этих репрезентативных зон уделяли максимум внимания, делая их эффектными, а дизайн - роскошным.
Меня поразила не изысканность отделки, а уместность использования стилистики в этом пространстве. В правильном масштабе, позволяющий раскрыться материалу. И видишь, как фарктура элегантных цветных мраморных слэбов работает, как хорошо смотряться известныковые медальоны, которые тоже когда-то украшали фасад Civic Center, как грамотно подобраны светильники, которые подчёркивают блеск полированных поверхностей натурального камня, стекла и металла.
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!