Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА И ВРАТАРЬ

Фото: ice-hockey-stat.com Четыре матча в Канаде, четыре в Советском Союзе. Вот что такое хоккейная Суперсерия -72. Играли по международным правилам. На площадке – два арбитра. Права у них – равные. То есть главного рефери... не было. Третий заокеанский поединок состоялся 6-го сентября в Виннипеге. По словам нападающего Бориса Михайлова, наша сборная даже на арену зайти не успела, как вдруг: «Нас атаковали эмигранты. На пути к стадиону – очень душному и маленькому – они выкрикивали оскорбления и всяческие гадости. В основном на тему Пражской весны. Ведь после тех событий в Чехословакии прошло всего четыре года. Втянув головы в плечи, мы прошли мимо толпы хулиганов». Накануне игры один из селекционеров Национальной хоккейной лиги предложил Харламову индивидуальный контракт на миллион долларов. «Легенда номер семнадцать» отшутился, мол, он сможет играть за рубежом только с Владимиром Петровым и Евгением Михайловым. Канадец не растерялся и тут же выложил на стол сразу три пустых бланка. Ка
Фото: ice-hockey-stat.com
Фото: ice-hockey-stat.com

Четыре матча в Канаде, четыре в Советском Союзе. Вот что такое хоккейная Суперсерия -72. Играли по международным правилам. На площадке – два арбитра. Права у них – равные. То есть главного рефери... не было.

Третий заокеанский поединок состоялся 6-го сентября в Виннипеге. По словам нападающего Бориса Михайлова, наша сборная даже на арену зайти не успела, как вдруг:

«Нас атаковали эмигранты. На пути к стадиону – очень душному и маленькому – они выкрикивали оскорбления и всяческие гадости. В основном на тему Пражской весны. Ведь после тех событий в Чехословакии прошло всего четыре года. Втянув головы в плечи, мы прошли мимо толпы хулиганов».

Накануне игры один из селекционеров Национальной хоккейной лиги предложил Харламову индивидуальный контракт на миллион долларов. «Легенда номер семнадцать» отшутился, мол, он сможет играть за рубежом только с Владимиром Петровым и Евгением Михайловым. Канадец не растерялся и тут же выложил на стол сразу три пустых бланка. Каждый – по миллиону, только подпиши. Валерий отказался. Для сравнения: за участие в зарубежной поездке наши хоккеисты получили по триста «зелёных», а за игру на Родине им выплатили по семьсот рублей на брата.

Поединок в Виннипеге сложился непросто. Хозяева забивали, наши догоняли. Итоговый счёт на табло: четыре-четыре. Ничья. Лучшими в матче признали Пола Хендерсона и Владислава Третьяка:

«Канадцы думали, что будут постоянно отгружать нам по двадцать шайб. Но мы тренировались по три раза в день и были готовы показать себя с самой лучшей стороны. Мы на равных сражались с лучшими хоккеистами Северной Америки».

Как же все изменилось к шестому сентября 72-го! Если раньше североамериканская пресса печатала что-то вроде «Мы приготовились зажечь свечи по русским игрокам», то теперь газеты пестрели уже совсем другими заголовками:

«Русские парни, оказывается, умеют играть в хоккей. Что ж, тем интереснее будет на них посмотреть».
«Наша тактика «бей-беги-толкайся» не работает. Соперник демонстрирует совершенно другой, комбинационный хоккей».
«У Советов – невероятный вратарь. Возможно лучший в мире».

А ведь правы. Если раньше нашу сборную канадские болельщики встречали в гробовой тишине, то теперь...

Талант Валерия Харламова оценили сразу. Но всё же самых громких оваций удостоился советский игрок, который выходил на площадку едва ли не последним. Потому что номер двадцатый!

Владислав Третьяк – легенда мирового хоккея. Не зря говорят: вратарь – это полкоманды. Такого же мнения придерживался и капитан «кленовых листьев» Фил Эспозито. Правда, он не понимал, почему это его команду освистывали свои же болельщики. А произошло это уже во время следующего, решающего матча в Ванкувере:

Фото: championat.com
Фото: championat.com
«Мы сделали всё возможное. Мы отдали всё, что могли. И услышать в ответ «Бу-у-у»? Это привело всех нас в уныние. Мы выкладываемся до конца, и я хотел бы, чёрт побери, чтобы вы, люди, поняли это. Мы разочарованы и расстроены. Мы не можем поверить в то, что мы читаем о себе в прессе. Эти русские — великие хоккеисты. Почему бы вам не оценить их по достоинству и не прекратить осыпать нас обвинениями? Я очень, очень… расстроен. Я просто не могу в это поверить. Все мы, 35 парней, играем, потому что мы любим нашу страну – Канаду».

Понять Эспозито можно. Его сборная проиграла со счётом... пять-три.

Слушайте программу «Великолепная пятерка и вратарь» на сайте РАДИО ЗВЕЗДА.