Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

Берег забытых кораблей: что хранит эллинг судозавода имени Кирова в Хабаровске?

Проехав «сталинки» и «хрущёвки» посёлка имени Кирова, свернули на улицу Кирова и доехали до памятника С.М. Кирову. От него поворот к КПП, где называем кодовое слово, и нас пропускают. Мы на территории остановленного в конце 90х и ныне заброшенного судостроительного завода имени Кирова в Хабаровске. Останавливаемся у большого кирпичного цеха, выходим из машины и находим приоткрытую дверь. Входим... Три судна, выстроившись в ряд, разной степени готовности — три железных исполина, покрытых осыпающимися струпьями краски, побеждённой ржавчиной. Детали судов: винты, оборудование, силовые элементы — они уже никогда не будут установлены. Обломки информационных плакатов, табло с застывшими цифрами рабочего процесса, пишущая машинка и сварочные аппараты — словно застывшие во времени осколки ушедшей эпохи. В 1931 году в Осиповском затоне на реке Амур в Хабаровске построили судостроительный завод — первое подобное предприятие в регионе. Строили ускоренными темпами — всё из дерева. Завод вошёл в с

Проехав «сталинки» и «хрущёвки» посёлка имени Кирова, свернули на улицу Кирова и доехали до памятника С.М. Кирову. От него поворот к КПП, где называем кодовое слово, и нас пропускают. Мы на территории остановленного в конце 90х и ныне заброшенного судостроительного завода имени Кирова в Хабаровске. Останавливаемся у большого кирпичного цеха, выходим из машины и находим приоткрытую дверь. Входим...

Три судна, выстроившись в ряд, разной степени готовности — три железных исполина, покрытых осыпающимися струпьями краски, побеждённой ржавчиной. Детали судов: винты, оборудование, силовые элементы — они уже никогда не будут установлены. Обломки информационных плакатов, табло с застывшими цифрами рабочего процесса, пишущая машинка и сварочные аппараты — словно застывшие во времени осколки ушедшей эпохи.

-2

В 1931 году в Осиповском затоне на реке Амур в Хабаровске построили судостроительный завод — первое подобное предприятие в регионе. Строили ускоренными темпами — всё из дерева. Завод вошёл в строй в 1932 году под названием «Остон» — сокращение от Осипоский затон.

В первое время на «Остоне» собирали из крупных блоков военные корабли, которые поставляли с Балтийского завода — так создавали Тихоокеанский флот. В 1933 году на воду спустили первую подводную лодку «Щука». До конца 1950-х завод выполнял ремонт кораблей ВМФ и строил корабли проекта 229 «Алатырь», которые могли проходить мели Амура и хорошо чувствовали себя в море.

-3

В конце 50-х деревянные цеха посносили и на их месте построили новые, из кирпича. Появился эллинг под крышей — до этого окончательную сборку производили на улице.

-4

К 1980-м основной продукцией завода стали приемно-транспортные рефрижераторы проекта 1350, тип «Радужный». Их построили тут в количестве 100 штук.

-5

С началом 90-х на предприятии начались проблемы с выплатами зарплаты. Заказчики задерживали оплату, завод набрал кредитов, которые нечем было погашать.

В 1996 году на воду спустили последние три судна. А на стапелях стояли те самые «Радужные» в количестве трёх штук.

-6

Воду они уже не увидят никогда...

Территория завода по-прежнему охраняется. Наверное, поэтому тут более-менее всё сохранилось, и суда не растащили на металл.

-7

Под натиском стихии уже давно рухнула средняя часть крыши эллинга, завалив обломками нос одного и корму другого судна. Местная почта, удобренная стружкой и ГСМ, пришлась по нраву мхам и папоротникам, которые создали постапокалиптический пейзаж в духе фильма «Я — легенда».

-8

Эллинг был рассчитан на одновременную постройку трех судов. Ритм работы отражался на большом табло.

-9

Судно, стоящее кормой к воротам эллинга, находилось в наибольшей степени готовности по сравнению с двумя другими — своеобразный конвейер.

-10

Этот «Радужный» уже был полностью окрашен, но почти за 30 лет краска уступила место ржавчине, оправдывая название типа судна.

-11

В центре цеха лежат два винта, которых к установке на второй и третий экземпляры. Не успели...

-12

Строительные леса ещё довольно прочны, чтобы по ним подняться на палубу судна.

-13

Гермодвери задраены, поэтому внутрь судна не попасть. Хотя внутри даже дизели установлены.

-14

Вид в сторону носа судна.

-15

Вид с борта на цех.

-16

Нос судна.

-17

Судно на стапели.

-18

Стены цеха держатся, пока цела эта часть кровли.

-19

В подсобных помещения хаос и разруха.

-20

Верстаки сгнили и рассыпаются.

-21

Всё ещё можно найти интересные артефакты советских времён, вроде пустых консервных банок из-под воды. Эта вода предназначена для индивидуального употребления на спасательных шлюпках и плотах морских судов. Если вдруг морякам приходилось покинуть корабль и провести несколько дней в море, им очень помогали такие консервы. Воду специально подготавливали, кипятили, добавляли немного аскорбиновой кислоты. Запас был рассчитан на трое суток (по 0,5 л на человека в сутки). Она довольно долго хранилась.

-22

Сейчас на территории завода всё ещё работают какие-то небольшие фирмы. Причал использует местный яхт-клуб. Завод уже никогда не восстановят — он устарел задолго до того, как остановился в 90-х. Появившись одним из первых, он быстро оказался в хвосте технологического прогресса и выполнял больше вспомогательную функцию, снабжая страну пусть и маленькими, но такими необходимыми для рыболовецкого флота судами. Некоторые из них до сих пор в строю.

-23

***

Автор: Алексей Мараховец

Хочешь с нами в путешествие? Заглядывай ко мне в Telegram — там анонсы будущих поездок и много всего интересного, чего я не публикую здесь. И подписывайся на канал «Поехали с Лёшей!» — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!