Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Загадочная шахта в Пешелани: подземный музей геологии, хозяйка гипсовой горы, комната страха и немного камнерезного искусства

Как добраться до Пешелани? А главное - зачем? Почему вход в музей запрещён людям с сердечными и психическими заболеваниями? Откуда в гипсовой шахте геологические образцы сотен горных пород? Куда отпрыгивать от мчащейся вагонетки? И где купить сувениры из ангидрита?

Меня очаровало слово Пешелань. Это местечко находится недалеко от Арзамаса. Здесь с советских времён работает гипсовый завод, а сырьё добывают совсем рядом, в глубокой шахте у деревни Бебяево. На повороте с трассы даже установлен своеобразный памятник - первая вагонетка 1933 года.

Поворот с трассы
Поворот с трассы

Шахта эта уникальна не только залежами минеральных ресурсов, но и тем, что почти 20 лет назад здесь открыли единственный в стране подземный Музей горного дела, геологии и спелеологии.

-2

Естественно, узнав об этом интересном месте, расположенном вроде бы недалеко от Нижнего Новгорода, мы загорелись и стали искать возможности посетить музей.

Холм, под которым добывают гипс
Холм, под которым добывают гипс

Поначалу мы действовали вполне цивилизованно, просто оплатили автобусную экскурсию из Нижнего - как раз удобно, собирались съездить туда на пару дней на каникулы... увы.... нормальную автобусную экскурсию отменили. Но мы же не можем так просто сдаться.

Действующая шахта
Действующая шахта

Позвонила я напрямую в музей, и нас смогли записать - присоединить к одной из групп, одна беда, приехать нужно было к 10 утра. Поедет ли в такую даль такси из Нижнего - были большие сомнения. Дорога не самая лучшая, мы уже опробовали её на себе, когда путешествовали в Дивеево и Болдино. По этой же причине отмели бла-бла кар (вдруг отменят или опоздают) и остановились на банальной электричке. Скорая ласточка на Казань с остановкой в Арзамасе отправлялась из Нижнего в 5 утра... Вставать пришлось в 4 и пешочком топать на вокзал по спящему городу.

Вокзал в Арзамасе
Вокзал в Арзамасе

На вокзале Арзамаса мы оказались полседьмого и ещё долго ждали рассвета. Спустя час всё таки заказали такси и добрались до Пешелани, где решили скоротать время у "Афанасия".

"Афанасий" в Пешелани
"Афанасий" в Пешелани

Этот чудесный домик включает в себя магазинчик, музей и место проведения различных мероприятий.

-7

Здесь, кстати, можно увидеть и приобрести не только Гжель и матрёшек, но и уникальные произведения камнерезного искусства, созданные на Борнуковской фабрике из местного ангидрита.

-8
-9

К сожалению, в Борнуковские пещеры, где добывают камень, проникнуть можно только со специальным оборудованием.

-10

Да и на фабрику мы не попали - раньше были экскурсии, но сейчас её закрыли на ремонт.

-11

Ангидрит - это сульфат кальция (как и гипс), только безводный, поэтому относительно крепкий.

-12

Твёрдость у камня небольшая ( около 3 по шкале Мооса), поэтому его легко резать. Этим пользуются местные умельцы, создавая настоящие шедевры.

-13

Зато, увидев всю эту красоту и прикупив сувениры, мы с экскурсоводом (спасибо огромное ей, подвезла на своей машине) отправились в шахту в Бебяево.

-14

Перед началом экскурсии мы успели покормить взятыми из дома яблоками и морковкой оленей, обитающих в мини-зоопарке у шахты.

-15

Там бродил ещё двугорбый верблюд, но до нас он не снизошёл.

-16

Покормив оленей и прочих осликов, мы спустились по скользким ступенькам с холма и встали в очередь на получение фонарика.

-17

Нам выдали настоящее шахтёрское обмундирование: фонарь на аккумуляторе, каску...

-18

А я ещё и тёплую куртку прихватила, надела поверх своей, чтобы не замёрзнуть, в рукотворной пещере ведь около 5-6 градусов.

-19

И мы отправились вниз - по деревянному пологому настилу мы спускались вглубь земли.

-20

Скоро настил закончился, под ногами заскрипел грунт.

-21

Мы шли вдоль узкоколейки, минуя вагонетки с гипсом, насыпанным горками, словно сахар.

-22

Вправо и влево уходили боковые ходы...

-23

...а мы всё спускались.

-24

Наконец, мы дошли до входа в музей.

-25

Мы стояли на глубине около 70 метров, стены, потолок, пол - всё это залежи гипса.

-26

Музей занимает порядка трех тысяч квадратных метров и состоит из восьми залов.

-27

В первом зале нам рассказали об истории горного дела и промышленной разработке местного гипсового месторождения, которая началась в 30-х годах XX века.

-28

До того, как придумали дизель, вагонетки таскали несчастные лошадки, жившие практически безвылазно под землёй. Очень редко и только ночами их выводили на поверхность.

-29

По фотографиям можно было представить, как раньше шла добыча минерального сырья. В 1950-е годы для вывоза сырья стали применять электровоз (фото выше), а с 1996 года - дизелевоз.

-30

А ещё с 1950-х для погрузки гипса в вагонетки стали использовать породопогрузочные машины.

-31

Выглядело это как-то так.

-32

Нам рассказали о геологических изысканиях...

-33

...и прокладке штолен (это наклонная или горизонтальная выработка, имеющая выход на поверхность), о бурении и прочих интересных технологиях.

-34

Рядом были выставлены образцы продукции Пешеланского гипсового завода - разнообразные товары, которые производят из местного гипса...

-35

...от гипсовых смесей и плит...

-36

до различного декора и заготовок под гжель.

-37

В следующем зале нас ждала Хозяйка гипсовой горы и символ Нижегородской земли олень (иногда называют его Серебряное копытце - всё по аналогии со сказками Бажова).

-38

А вокруг - многочисленные витрины с образцами всевозможных горных пород - целый геологический музей.

-39

Образцы, конечно, не из этой шахты - они переданы из Петербургского музея.

-40

По трём сотням самых разнообразных камней можно составить представление о горных породах, добываемых на территории России и стран ближнего зарубежья.

-41

И об истории жизни на Земле - здесь были представлены окаменелости...

-42
-43

...и даже зуб мамонта.

-44

Чтобы можно было представить себе древних животных - выставили гипсовые слепки...

-45
-46

Рядышком, видимо как апофеоз эволюции, застыл питекантроп...

-47

А на стене красовалась геологическая карта нашей страны, правда довольно старая (явно до 2014) и весьма скромных размеров.

-48

Вдоль стен высились искусственные сталактиты и сталагмиты.

-49

А сами стены местами расписаны в стиле палеолитической живописи.

-50

Подобные первобытные картины были найдены в пещерах Франции, Испании, Италии и России.

-51

Здесь это воссоздано для туристов - получилось интересно.

-52

На сайте нам обещали шунгитовую комнату, но она оказалась закрыта на реконструкцию.

-53

Мы увидели лишь кучку шунгита и так и не поняли, какое отношение карельский минерал имеет к гипсовой шахте. Зато в одном из залов можно было посмотреть на лагерь спелеологов.

-54

В дальних залах горняки, видимо решили развлечь посетителей чёрным юмором - мы попали в своеобразные комнаты страха.

-55

Отрубленные руки, гильотины, упыри и ведьмы, катафалк, мчащийся прямо на древнеегипетские мумии - странное сочетание - жутковатое и глуповатое одновременно.

-56

Всё это буйство подсвечивалось яркими прожекторами.

-57

Мы шли по залам по настилам над водами подземного озера. Эффект, конечно, потрясающий.

-58

Наверное именно поэтому посетителям с заболеваниями сердца и психики вход сюда категорически не рекомендуется, а детей пускают только с 14 лет.

-59

Здесь же размещён и "Затерянный мир", включающий несколько муляжей доисторический рептилий...

-60
-61
-62

... и их изображения в камне - а-ля окаменелости.

-63

На закуску нас порадовали красотой ангидрита и вырезанных из него местными умельцами статуэток.

-64

Но этот камень, как я уже упоминала, добывается не здесь, а в Борнуковских пещерах.

-65
-66
-67

Вот такое интересное подземное путешествие у нас получилось. Если сравнивать с Кунгурской пещерой (где мы были пару лет назад) - здесь нет особых природных красот. Зато нам посчастливилось побывать в настоящей действующей шахте и познакомиться с основами горного дела - уникальный опыт!

-68

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны нами в Нижегородской области. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.