Спрашиваю у своего 9 класса во время "Разговоров о важном" о том, что представляет собой государственный праздник День народного единства. Что празднуем-то? Одни, и это основная часть, молча смотрят на меня, другие отводят глаза, боясь, как бы я не обратилась лично к ним. Некоторые, самые смелые, и их единицы, неуверенно говорят что-то про дружбу народов и про то, что это когда все народы едины.
И это не потому, что дети такие глупые, а школа не стремится привить им любовь к истории своей страны и воспитать дух патриотизма. Это потому, что дети сейчас совсем другие. Они в основном не любят читать и пересказывать параграфы в учебнике. Они усваивают материал по-другому.
А методы преподавания, как и вся система образования, не успевает за темпом развития современных школьников. Новые методы только-только начинают внедряться. Да и то не всегда и не везде. Поэтому остаются пока только беседы классных руководителей с ребятами, их рассказы. Без тестов, опросов и отметок. В надежде, что хоть что-то из этих бесед у них останется в памяти.
День народного единства сравнительно молодой праздник. Хотя дата его празднования, 4 ноября, до прихода советской власти всегда была для русского человека особенной. Это день почитания Казанской иконы Божьей матери. Какая связь между этими двумя событиями? Разберемся ниже.
Что касается меня, то, рожденная в СССР, я далеко не сразу поняла и прочувствовала значение нового государственного праздника. День 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции со школьной скамьи был ближе и понятнее.
Но чем больше я стала интересоваться историей своей страны, тем лучше я стала понимать, на каком краю стояло тогда, в 1584-1612 годах Русское государство и какой участи избежал тогда русский народ. Давайте вспомним те сложные годы и отдадим должное незабываемому подвигу героев тех лет.
Кризис династии Рюриков
В роковую ночь с 17 на 18 марта 1584 года в своих кремлевских покоях, изнемогая от страшных болей, уже целый год стискивающих железными тисками позвоночник, умирает всесильный царь Иван Васильевич Грозный. Царь, которого боялись и ненавидели все западные соседи: шведы, поляки, англичане и далее по списку.
31 мая 1584 года состоялась церемония венчания на царство сына Ивана Васильевича — царевича Фёдора, слабого и в умственном, и в физическом отношении молодого человека. Естественно, сразу же между тогдашними политическими элитами разворачивается жестокая борьба за влияние на молодого и беспомощного государя. В этой борьбе сразу же выделяется фигура Бориса Годунова, близкого родственника царя.
Примерно в это же время, в 1591 году в Угличе таинственным образом погибает младший наследник Ивана Грозного, царевич Дмитрий (убит или трагическая случайность?) В довершении всего в 1598 году безвременно уходит из жизни молодой государь Фёдор. Наследников у него не было. Следовательно, род Рюриковичей пресекся. Разразился династический кризис. Начинается Смутное время.
Смутное время
Смутное время было очень тяжелым испытанием для страны и для ее народа. Законной власти, "помазанника Божьего", в государстве нет. Престол попеременно занимают "самозванцы", по мнению простого русского человека: Борис Годунов, затем его сын Фёдор, после Лжедмитрий I, Василий Шуйский.
Одновременно страну сотрясают сначала великий голод (1602-1604 гг.), затем постоянные бунты и восстания. Отдельные части государства присягают своим самозванцам. Говоря современным языком, тогда в Московском царстве творился хаос и безвластие.
Естественно, что этим немедленно воспользовались наши западные соседи — шведы и поляки. Тем более, что повод как раз предоставился. Сначала в качестве помощи Василию Шуйскому в борьбе с Лжедмитрием II (Тушинским вором) на территорию Московского государства приходят шведы. Затем, не в силах смотреть, как их конкуренты усиливают свои позиции на московской земле, сюда же вторгается многотысячная армия поляков.
Тем временем ситуация с народными восстаниями, поддерживающими продвижение армии "тушинцев" к Москве, накалилась настолько, что Боярская дума низложила царя Василия Шуйского и стала править страной сама. Поскольку состояла она из 7 человек, то получила ёмкое название "Семибоярщина".
Помня о всех предыдущих крестьянских бунтах и восстаниях, "Семибоярщина" очень боялась их повторения. Поэтому из двух зол она выбрала меньшее — пригласила на русский престол своих покровителей — поляков. 21 сентября 1610 года ночью они тайно впустили поляков в Кремль и согласились венчать на русский престол польского королевича Владислава.
Польский королевич на престоле Московского государства? Народ против!
В отличие от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся иностранным захватчикам. Ведь присутствие католиков у власти угрожало не только потерей суверенитета для страны. Оно угрожало потерей, постепенным искоренением православия на русской земле.
Героическую оборону держат защитники осажденного поляками Смоленска. Во многих городах поднимается волна возмущения против присутствия чужеземцев на русском троне.
В Нижнем Новгороде возникает народное движение, направленное на освобождение русской земли от интервентов. Возглавляет его нижегородский купец Кузьма Минин. Не раз он , выступая перед нижегородцами на площади перед съезжей избой в центре города, призывает жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать "всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих".
Призывы Минина были услышаны. В городе начинают собирать средства на создание ополчения. Военной стороной движения руководит опытный воевода князь Дмитрий Пожарский, который в то время залечивал раны, полученные в предыдущих боях.
На собранные средства закупается вооружение, формируются отряды. Народное движение приобретает форму народного ополчения.
Поход на Москву
В феврале 1612 года начинается поход отряда ополченцев на Москву. Поляки на русском троне уже 2 года к этому времени. По мере продвижения отряда к столице, о своей поддержке ему заявляют многие другие русские города: Дорогобуж, Вязьма, Коломна, Арзамас, Казань и другие. Ратные обозы из многих областей вливаются в состав народного ополчения.
Когда войско Минина и Пожарского подошло к Троице-Сергиевой лавре, его руководители узнали о том, что на помощь засевшим в Кремле польским войскам спешно движется корпус под командованием гетмана Ходкевича. Его нужно было опередить.
Изгнание поляков
И опередили. Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. Поляки были вооружены намного лучше ополченцев. Но на помощь последним пришли казацкие сотни князя Трубецкого. Они стояли под Москвой еще до прихода Минина и Пожарского. Это и спасло положение ополченцев. Не ожидавшие такого подкрепления на стороне врага, польские роты отошли за Москву-реку к Поклонной горе.
В ночь с 23 на 24 августа к Москве подошел отряд гетмана Ходкевича и проник в осажденный армией ополченцев Кремль. На центральных улицах города завязался тяжелый бой. Потери были огромными с двух сторон. И снова поляки были сильнее. И снова на помощь пришли казаки. Они опрокинули наступавшие на ополченцев боевые порядки поляков.
Во время этого боя сам Минин с отборной дворянской дружиной тайно перебрался в тыл гетману Ходкевичу и нанес ему неожиданный удар. В стане гетмана поднялась паника. Бросив и провиант, и оружие, гетман Ходкевич отступил из русской столицы. Это и решило судьбу польского гарнизона в Кремле. Он капитулировал 26 октября 1612 года.
Уцелевшие войска народного ополчения Минина и Пожарского со стороны Арбата торжественным маршем с развернутыми знаменами, под шум ликующей толпы горожан прошли на Красную площадь. Там они соединились с отрядами казаков князя Трубецкого и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москва праздновала победу.
А в 1613 году на Заседаниях Земского собора был избран на царство представитель новой династии — Михаил Романов. Таким образом окончание Смутного времени было закреплено в тогдашней России юридически.
Почему 4 ноября?
Как видно из всего повествования о страшных и героических событиях тех лет, дата 4 ноября нигде не упоминается. Однако мы отмечаем День народного единства именно 4 ноября. Почему так?
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича 4 ноября был объявлен праздником Казанской иконы Божией Матери.
Это один из самых почитаемых православных праздников в России. Казанская икона Божией Матери всегда была особенной для каждого русского православного человека. В самые трудные минуты жизни люди обращались за помощью и заступничеством именно к ней.
То же самое случилось и в 1612 году. Перед её списком молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский перед освобождением Москвы от поляков. С ее образом на груди шли в страшный бой с отлично вооруженной армией захватчиков ополченцы.
Именно в память об этом событии 4 ноября и стал днём празднования осенней Казанской. И одновременно с этим, днем большого праздника — Дня народного единства.
Вместо заключения
Все-таки интересным образом порой переплетаются в истории события, судьбы, поступки людей. Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Слабая власть, внутренние конфликты, предательство, заговоры, вторжение интервентов чуть не разрушило его.
Однако в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости сплотиться, "собрать земли" и вывести свою страну из состояния общего хаоса. Отстоять свою независимость и государственность, благодаря своей силе, воли и вере в святое заступничество. Пока мы вместе, мы едины.
Так что, с праздником, дорогие читатели! С Днем народного единства!
Или вам все же ближе и роднее "Красный день календаря"? И там, и там есть свои враги и свои герои. Можно это обсудить в комментариях. 😉
С любовью и уважением к своей стране и к путешествиям,
Евгения
При написании статьи использовался источник:
📚Энциклопедия для детей. Под ред. С. Исмаиловой.: М. - "Аванта+".