Забавно, но в хоккей Касатонов попал совершенно случайно. Парень приезжает записываться в секцию, но путает адреса и оказывается совсем не там, где планировал. Видит объявление о наборе в хоккейную школу СКА и думает: «А почему бы и нет?» Вот так, по ошибке, советский спорт получил одного из величайших защитников в своей истории.
Касатонов мог заниматься плаванием, мог пойти в команду Мясокомбината, но попал именно в СКА. И хотя поначалу катание на коньках давалось ему тяжело, упорство взяло своё.
Пятёрка Ларионова
Когда в 1981 году на Кубке Канады Касатонова поставили в пару к Фетисову, а впереди заиграли Макаров, Крутов и Ларионов, и родилась легенда.
Касатонов справедливо отмечал уникальность той ситуации: собрать вместе пять молодых звёзд высочайшего уровня и удержать их на протяжении целого десятилетия. В современном спорте это нереально. Игроки постоянно меняют клубы, гонятся за контрактами, агенты тянут в разные стороны.
За ЦСКА Алексей Викторович провёл почти пятьсот матчей, дважды брал золото Олимпиад, пять раз становился чемпионом мира. Цифры впечатляющие, но за ними стоит ещё кое-что: железная система Тихонова, которая многих сломала, но Касатонова закалила.
Выбор
Конец 80-х, Ларионов и Фетисов открыто конфликтуют с Тихоновым, требуют права уехать в НХЛ. И тут Касатонов, лучший друг Фетисова, человек, с которым они играли в одной паре годами, занимает сторону тренера. Более того, не поддерживает товарищей на партийных собраниях.
Фетисов потом не раз жестко высказывался по этому поводу. Но я считаю, что здесь нет однозначных оценок. Касатонов действительно искренне верил в систему, не мог представить, что Союз развалится. Он видел логику Тихонова, который растил новое поколение: Буре, Могильного, Федорова. Алексей Викторович просто не понимал масштаба грядущих перемен.
Ларионов и Фетисов общались с людьми, которые чувствовали приближение новой эпохи. Касатонов был более закрытым, сконцентрированным на хоккее. Можно ли его за это винить? Я думаю, нет. Он поступил так, как считал правильным, исходя из своих убеждений.
Другое дело, что цена этого выбора оказалась слишком высокой: потерянная дружба, годы молчания, мрачный период в «Нью-Джерси», когда бывшие друзья играли в одной пятёрке, но не разговаривали друг с другом.
Жизнь после великой пятёрки
Когда Касатонов всё-таки уехал в НХЛ, он столкнулся с сильным психологическим давлением. Новая страна, другой хоккей, напряженные отношения с товарищами. Всё это наложилось разом. Алексей Викторович сам признавался, что первое время в Америке стало самым мрачным периодом его жизни.
Но он выдержал. Провёл почти четыреста матчей в НХЛ, сыграл в матче Всех звёзд 1994 года. А потом вернулся в ЦСКА к тому самому Тихонову, которого так ругали бывшие партнёры. Завершил карьеру капитаном и играющим тренером армейцев. Круг замкнулся.
Сегодня Касатонов занимается развитием любительского хоккея, руководит Ночной хоккейной лигой. Он применяет колоссальный опыт для популяризации народного спорта. И это, на мой взгляд, правильный путь.
С вами был Павел Журавлёв