Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание "розовая комната"? Первые две картины в этом обзоре содержат его в названии. Это что-то будуарно-нежное, интимное и чувственное. Есть художники, которые пишут свет, цвет, а Луи Фабьен "провернул" вот какой фокус: написал блеск золота, хрусталя и тонкие лепестки цветов на просвет. Луи Фабьен родился в 1924 году, а умер в 2016, то есть совсем недавно, по большому счету, получается, современник. Посмотрим его работы.
Вообще, живопись Фабьена, которую можно смело назвать околопуантилистской, - это тот счастливый случай, когда можно говорить именно про живопись. Потому что то, как художник использовал цвета - его у него основных, наверное, три, золотисто-желтый, розовый и зеленый - это отдельный вид искусства, на мой взгляд. Редко встретишь настолько мерцающие и светящиеся работы. Посмотрите на эталонный пример его живописи, картину "Солнечная ванна":
Конечно, Фабьен идеализирует, создаёт своего рода элегические миражи, на картине выше моно даже, если присмотреться, почувствовать неугасимую тоску по Эдемскому Саду: это соединение молодости, чувственности и атмосферы абсолютной невинности и покоя. Если вам довелось пережить такой опыт в своей жизни, вот так с кем-то обнаженным принимать солнечные ванны на берегу моря, то вы вспомните это чувство легкости. Фабьен буквально "дает дышать" своим образам, в том числе благодаря своей пуантилистской технике.
Жёлтый у художника всегда летний, яркий, радостный, солнечный и пропитанный лимонной свежестью. Только посмотрите на картину "Фестиваль лимонов в Ментоне", это ода жёлтому цвету, который для усиление той самой "свежести" дополняется оттенками зеленого.
Кстати, Ментона - это город в Провансе, в 30 километрах от Ниццы. В Провансе Фабьен прожил много лет и куда регулярно возвращался. Сен-Тропе - одно из мест, особенно его вдохновлявших. А википедия о Ментоне вот что рассказывает:
С XV века в Ментоне выращиваются цитрусовые, в первую очередь лимоны. Лимон является символом города; местные лимоны высоко ценятся благодаря своему насыщенному вкусу и аромату. Ежегодно в конце февраля - начале марта в городе проходит фестиваль лимонов, в рамках которого организуется праздничное шествие и создаются многочисленные композиции из цитрусовых.
Так что на картине конец февраля - начало марта...
У картины выше любопытное название. "жизнь в розовом цвете" - это в том числе название песни Эдит Пиаф, ставшей ее визитной карточкой, она написала к ней слова:
Я вижу жизнь в розовом цвете.
Он говорит мне ласковые слова,
Это простые слова, повседневные,
Но из-за них у меня возникает хорошее настроение
Не знаю, насколько эта картина связана с песней, однако это совпадение идет обоим произведениям. "Жизнь в розовом цвете" Фабье - эталонный образец того, как художник использовал в своей живописи розовый. Картина в целом розовая, насыщенно бутонно-цветочная, однако все равно ощущается золотистое свечение.
Пока искал информацию о жизни художника, прочитал интересное мнение о его творчестве:
Фабьен делает чудесное доступным.
Если вспомнить идею о том, что художник нужен, чтобы показать зрителю, как видит реальность художник, чтобы потом зритель сам мог так видеть, то "делает чудесное доступным" - это очень верно.
В картине "Женщина на берегу" Фабьен добавляет воздуха не только за счет живописи - но и благодаря рисунку, складки одеяния так написаны, что мы кожей чувствуем порыв летнего ветра. Хотя теперь я не уверен насчет лета, в Провансе и в феврале-марте лето, как выяснилось.
Название картины выше в оригинале "Cafe al Fresco". Это интересная игра слов. "Al Fresco" взято из итальянского языка, и во Франции означает "на свежем прохладном воздухе" применительно к кафе. Также есть такой же музыкальный термин, который означает полнозвучие, монументальность, объёмность - согласитесь, очень идет это значение картине Фабьена.
Забавно, кстати, что в Италии про кафе не говорят "Al Fresco", потому что это выражение у итальянцев означает "сидеть в тюрьме" - "был на воздухе", "дышал воздухом".
Если же говорить непосредственно о живописных качествах картина "Кафе на открытом воздухе", то как будто это гармоничное сочетание всех излюбленных мотивов художника: желтые огни, много света, светятся и одежда, и волосы, розовые акценты, женские фигуры, легкость и много воздуха - он начинается уже в названии.
Закончу я этот обзор картиной выше в качестве примера того, чем ценен и интересен художник Луи Фабьен.
В качестве итога хочу сравнить его живопись с вином: она напоминает момент, когда вы смотрите на солнце сквозь полный бокал шампанского, с хорошей кислотностью, с искрящимися пузырьками, и непременно где-то на свежем воздухе. Очень здорово!
Спасибо за внимание!
К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.
Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!