В следующем году Подмосковье готовится войти в перечень винодельческих регионов России. Сколько будет стоить бутылка местного напитка и есть ли у нас условия для выпуска достойного продукта? Планы такие: в 2026-м выпустить около 30 тысяч бутылок, через два-три года подойти к отметке в 100 тысяч — все из местного винограда.
ТРИ ПИОНЕРА
В контексте страны цифры скромные. «Средняя температура по больнице» — семь бутылок вина на россиянина в год. Для сравнения в Кубани годовой выпуск вин измеряется сотнями миллионов литров! Но лиха беда начало.
— Подмосковье демонстрирует: виноделие — удел не только южных регионов. Климатические условия позволяют сохранять естественную кислотность ягод, что влияет на вкусовые характеристики вин. Юго-запад и юго-восток области — Серпухов, Подольск, Чехов, Зарайск, Раменский округ — становятся перспективными зонами для развития отрасли, — рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Двойных.
Новый статус нужен не только для того, чтобы указывать Подмосковье на бутылках. Он дает право на субсидии фермерам. И позволяет вносить выращиваемый виноград в особый реестр. Чтобы затем пустить ягоду на винодельню.
Кто-то скажет: «Сосед по даче каждый год столько изабеллы собирает и без формальностей такой продукт производит — закачаешься!». Так-то оно так. Только не стоит путать пару делянок на даче (для души) и фермерство (бизнес). Последним нужно держать планку качества, считать вложения. А еще лицензирование алкоголя — производство и продажа — у нас серьезно зарегулированы: кипы бумаг и проверок.
Итого имеем в Подмосковье за сотню виноградарей-любителей. Это те, кто не просто высадил рядок на даче, а погружается в тему, экспериментирует с сортами и теперь в перспективе может превратить все это в бизнес. Здесь уже есть три винодельни с лицензией. Но до сих пор они используют виноград, который выращивают в Крыму и на Кубани.
А мы едем в Раменское на лицензированную винодельню, хозяин которой помимо собственного винограда с Анапы, уже собрал местный урожай.
ДЛЯ КАБЕРНЕ РАНОВАТО
Так себе и представляешь подмосковного винодела. Николай Выставкин — опрятный мужчина: на лице серебриться бородка-эспаньолка, шарф наброшен на французский манер, из-под пальто проглядывает костюм в крупную клетку.
Вообще Николай — кандидат технических наук. В прошлом работал в РАН, сейчас — на заводе в сфере энергетики.
— Мои друзья шутят, что я в прошлой жизни грузином был. А я и не спорю: люблю вино, с лозой работать. Все отпуска семьей проводим в странах и регионах, где исторически занимаются виноделием. Вот, только вернулся из Шампани и Бордо с обучения.
Первый виноград у себя на участке в Раменском Николай высадил 20 лет назад. Сначала «баловался» изабельными сортами. Быстро понял: этому популярному винограду в Подмосковье не хватает температур, чтобы набрать нужные кондиции сахара и кислот. Перешел на гибридные сорта, которые получены скрещиванием амурского винограда с европейским. Потенциал больше (даже зимой можно не укрывать!), но продукт все равно оставался любительским.
— Тогда стал выращивать саженцы немецкой селекции. Во Фрайбурге есть институт, который этим занимается. Например, один из самых удачных сортов — солярис. Даже в самый плохой год набирает необходимое количество сахара. Хорош йоханнитер — потомок рислинга. В ближайшие лет двадцать каберне совиньон (один из самых популярных красных сортов за счет вкусового потенциала — Авт.) в Подмосковье растить не будем — климат не тот. Но в целом в регионе есть условия для виноградарства. Например, продолжительность светового дня в период вегетации у нас на 20% длиннее, чем в Краснодаре: тепла меньше, а света больше, что также позволяет ягодам вызревать. Мы же знаем историю продвижения виноградарства на север. Например, никто не мог еще недавно сказать про английское виноделие. А сейчас их игристые вина стали одними из лучших в мире. Там уже есть успешные результаты в выращивании и изготовлении тихих сухих вин, вплоть до позднего каберне совиньон. Виноградарство в России развивается тем же путем, уже достойно заявили о себе виноделы Волгограда, Саратова, Самары, Воронежа, Белгорода, закладываются виноградники в Мордовии, Алтайском крае, на Валдае и даже в Тюменской области.
Винодел рассказывает, условия наиболее теплых участков Подмосковья позволяют выращивать виноград на игристые и тихие белые вина. А из некоторых красных сортов получать розовые. Для красных же вин, требуется больше сахара и прочих веществ в ягоде (необходимо больше солнца и тепла), нужно подождать изменений климата и более перспективных сортов и их клонов.
ПЕРВЫЕ ПАРТИИ УЙДУТ В РЕСТОРАНЫ
В Раменском у фермера 400 кустов винограда: сотня в открытом грунте и три сотни в теплицах — здесь собраны более теплолюбивые сорта, коллекционные. Уже закладывается виноградник на 600 кустов у стен зарайского кремля. Кроме соляриса и йоханнитера вне парников растут венгерская бианка, крымский цитронный магарача, французский пино нуар. К слову, в Подмосковье уже есть виноградари, которые начинают засаживать участки в 1-2 Га (примерно 1,5-3 футбольных поля).
Винодел проходит мимо гряды бочек:
— Французский, американский, кавказский дуб, — перечисляет он материалы тары. — Экспериментируем! Идея нашей винодельни заключается в том, чтобы предложить потребителю новый продукт, имеющий свои достоинства. Поэтому, кроме вина из винограда, выращенного на юге, мы хотим предложить вина из винограда, выращенного в Подмосковье.
— Давайте о животрепещущем. Сколько будет стоить бутылка подмосковного вина? И ждать ли его на полках супермаркетов?
— Думаю от 1500 рублей. С такими объемами и ценой у подмосковных виноделов пока нет шансов появиться на полках магазинов. Рядовой покупатель скажет: «Почему я должен подмосковное по цене итальянского покупать?!» Но есть люди интересующиеся, им хочется попробовать северное вино. Оно более тонкое, деликатное, без избыточной парфюмированности. И таких интересующихся в столичном регионе очень много — больше, чем могут им дать местные виноделы. Скорее, наш продукт для ресторанов и профильных заведений. Многие из них уже готовы закупать.
КСТАТИ
— Развивать виноградарство в Московской области начинали еще в советские годы — было несколько попыток на протяжении прошлого века, — рассказал агроном Федор Козлов. — Работали экспериментальные участки, делались доклады мичуринцами. Винзаводы в регионе строились с перспективой размещать рядом виноградники. Однако серьезных успехов добиться не удалось. Во-первых, периодически случались антиалкогольные кампании. Во-вторых, в СССР были республики с более подходящим климатом: нужды усердствовать в селекции сортов винограда для Средней полосы и возделывании земли под них не было. Хотя работа велась. За последнее время климат в регионе действительно изменился — стал лучше подходить для этой культуры, а агротехнологии шагнули вперед. Так что перспективы есть.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Андрей АБРАМОВ