Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Сиверская. Музей «Станция на 63-й версте».

На фоне утраченных Триумфальной арки и ещё почти трёхсот исторических объектов в сирийской Пальмире или, например, стремительно приближающегося к ней центра Выборга не могут не радовать ситуации, когда вместо разрушения что-то взяли и восстановили. А именно это и произошло в Сиверской — практически из обломков образовался частный музей, рассказывающий об истории Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги и станции «Сиверская». Посещение — по записи, входной билет, если вам уже стукнуло 7 лет от роду или больше, — 400 рублей. Нам повезло, экскурсию нам провёл лично основатель музея — Олег Анатольевич Креер. Ну, а до начала экскурсии у меня было немного времени обойти музей вокруг и пофотографировать снаружи. Музей располагается в бывшем здании медицинского приёмного покоя при железнодорожной станции. Всё очень аутентично. Легендарный сиверский доктор. Служил фельдшером при станции с 1904 года, по данным основателя музея — 16 лет. Железная дорога всегда заботилась (и заботится) о своих
Оглавление

На фоне утраченных Триумфальной арки и ещё почти трёхсот исторических объектов в сирийской Пальмире или, например, стремительно приближающегося к ней центра Выборга не могут не радовать ситуации, когда вместо разрушения что-то взяли и восстановили. А именно это и произошло в Сиверской — практически из обломков образовался частный музей, рассказывающий об истории Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги и станции «Сиверская». Посещение — по записи, входной билет, если вам уже стукнуло 7 лет от роду или больше, — 400 рублей. Нам повезло, экскурсию нам провёл лично основатель музея — Олег Анатольевич Креер.

Ну, а до начала экскурсии у меня было немного времени обойти музей вокруг и пофотографировать снаружи.

Вокруг да около.

Музей располагается в бывшем здании медицинского приёмного покоя при железнодорожной станции. Всё очень аутентично.

Отхожее место.
Отхожее место.

Пётр Иванович Чикер.

Легендарный сиверский доктор. Служил фельдшером при станции с 1904 года, по данным основателя музея — 16 лет. Железная дорога всегда заботилась (и заботится) о своих сотрудниках, поэтому, во-первых, поликлиника обслуживала не вообще жителей посёлка, а только железнодорожников и их семьи, а во-вторых, за 6 лет железнодорожный врач заработал себе столько денег, что смог купить в 1911 году два участка земли в дачном посёлке «Новое Дружноселье» у князя Генриха Фёдоровича Витгенштейна и построить там три дома — для сына и двух дочерей.

В 1918 году новая власть решила, что три дома для одной семьи — многовато, и два дома у Пётра Ивановича экспроприировали. Что, впрочем, не убило в нём любви к людям, и он продолжал их лечить.

И даже во время немецкой оккупации он лечил всех, в том числе немцев. С последних плату за лечение зачастую принимал лекарствами, которыми лечил потом наших больных. Золотой был человек.

И, возможно, когда-нибудь ему поставят памятник. Если соберут достаточное количество денег.

Здесь планируется установить памятник Петру Ивановичу Чикеру, работавшему в приёмном покое станции Сиверская. Конкурс на лучший проект памятника был проведён музеем в 2023 году. Победителями стали скульпторы Седов В. И. и Седова Е. С. (г. Москва).
Здесь планируется установить памятник Петру Ивановичу Чикеру, работавшему в приёмном покое станции Сиверская. Конкурс на лучший проект памятника был проведён музеем в 2023 году. Победителями стали скульпторы Седов В. И. и Седова Е. С. (г. Москва).

Здание медицинского приёмного покоя.

Именно оно стало основным корпусом музея.

Медицинское учреждение, построенное в 1908 году, предназначалось для обслуживания работников железной дороги, их семей и пассажиров. Оно включало помещения для приёма пациентов, оказания помощи и размещения персонала. Здание выполнено из кирпича на фундаменте из бутового камня и оснащено печным отоплением (3 дымохода). Водоснабжение было организовано от водоёмного здания с помощью чугунных труб, запаянных свинцом, и сохранилось до 2018 года.

В 1938 году был проведён капитальный ремонт, после которого здание стало амбулаторией Узловой поликлиники на станции Гатчина Октябрьской железной дороги. В 1950-х годах к нему пристроили котельную, работающую на угле, а печное отопление заменили на водяное. В начале 2000-х годов деятельность амбулатории прекратилась. В 2017 году здание было выкуплено у РЖД. С 2018 по 2024 годы проводилась реставрация здания и благоустройство прилегающей территории. В 2025 году в здании открылась музейная экспозиция и выставочный зал.

Листайте галерею, обратите внимание на «Расписание поездов при открытии движения на участке Санкт-Петербург — Луга Санкт-Петербург-Варшавской железной дороги с 5 декабря 1857 года». Оно продублировано на французском языке. Такие были времена.

Макет железнодорожной станции «Сиверская».

Экспонаты главного зала музея все прекрасны, но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает макет станции. Не скажу «в каждом из нас», потому что о каждом мне доподлинно неизвестно, но во мне точно живёт маленький ребёнок с любовью к игрушечным домикам, машинкам и железной дороге. Детали макета тщательно проработаны, и, если бы не желание не отставать от увлекательной экскурсии, я бы оставался в этом месте гораздо дольше.

Медицинский кабинет.

В соседнем помещении расположен медицинский кабинет. Полностью воссоздана атмосфера, и даже есть бутылёк с рыбьим жиром. Нам предлагали его попробовать, но желающих, как ни странно, не нашлось. Есть ещё и склянка из-под спирта 70%. Пустая. По официальной версии, спирт испарился.

Картинная галерея.

Следующий зал — картинная галерея: множество полотен, объединённых железнодорожной тематикой, плюс ещё несколько экспонатов. Это бинокль дополненной реальности, глядя в который окунаешься в дореволюционное прошлое станции и «России, которую мы потеряли», и вагонная сцепка.

Буфетная палатка.

На этом месте первоначально располагался жилой дом для сотрудников медицинского приёмного покоя, возведённый одновременно со зданием самого приёмного покоя в начале XX века. К настоящему времени сохранился только фундамент из бутового камня, который был отремонтирован в 2023–2025 годах.

В 2024 году на сохранившемся фундаменте было возведено новое здание по чертежу «Типовой жилой дом Варшавской дороги» (РГИА ф.350, оп.44, д.1550, л.8). Со стороны станции к зданию была добавлена пристройка по чертежу «Проект Буфетной палатки, предполагаемой к устройству на станции Сиверская», датированному 1875 годом. Буфетная палатка изначально находилась на месте сохранившейся части вокзала. В 1876 году к ней было пристроено помещение «тёплой чайной комнаты с кладовой», которое впоследствии было включено в единый комплекс вокзала.

В конце экскурсии здесь нас ждало неожиданное чаепитие под аккомпанемент настоящего патефона.

А пока что мимо рельсов и различных железнодорожных инструментов.

Образцы рельсов и железнодорожные инструменты.

Мы проходим к сараю. Который изнутри оказался больше, чем казался снаружи.

Сарай с подвалом.

В сарае хранятся инструменты и даже есть подвал, куда можно спуститься.

А рядом с сараем расположилась паровозная колонка.

Паровозная колонка.

Гидроколонка, также известная как паровозная колонка, служила для заправки паровоза большим количеством воды. Поскольку паровозы потребляют значительное количество воды, такие колонки были важным элементом железнодорожной инфраструктуры. Обычно они располагались в начале платформы, и заправка водой происходила во время остановок на станциях.

Ещё было «Здание открытых фондов», в которое нас не пригласили, вагон 1915 года и мотодрезина, но их я уже сфотографировал ещё до начала экскурсии.

Здание открытых фондов

На этом месте в 1950-х – 1960-х годах стояла постройка для персонала амбулатории. О ней не сохранилось никаких сведений, кроме контура на схеме земельного участка. В пределах этих границ было возведено новое здание для хранения предметов, не вошедших в основную экспозицию музея по различным причинам. В настоящее время доступ в здание открытых фондов возможен только по предварительному согласованию с администрацией музея.

А избушка на курьих ножках оказалась кормушкой для птиц.

Собственно, о музее на этом всё. А вечером мы пошли гулять по берегу реки Оредеж, но это уже совсем другая история. Впрочем, вот несколько фото.

Оредеж.