Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что стало с венгерским заводом Ikarus, который выпускал автобусы нашего детства

Из всего многообразия венгерской техники советские люди хорошо знали лишь легендарные автобусы Икарус. Во времена СССР их делал один из старейших промышленных предприятий Венгрии, основанный мастером Имре Угри в 1886 году, ещё во времена Австро-Венгерской империи. Но тогда это был завод по изготовлению карет, затем грузовиков и автобусов. Именно автобусы сделали завод Икарус знаменитым. Мощная производственная база, высококвалифицированный персонал и талантливые инженеры - на заводе «Икарус» делали запчасти для машин по всей Европе и даже комплектующие для венгерских самолётов. После Второй мировой предприятие переключилось на выпуск исключительно автобусов. Параллельно собирали пылесосы и кухонные комбайны, но базой был всё же один продукт - городской и междугородний автобус повышенной комфортабельности. Незадолго до своего 100-летнего юбилея, в 1984 году, завод Икарус вышел на четвёртое место в мире по количеству выпущенных автобусов. Предприятие собирало до 15 тысяч машин в год, и н
Оглавление

Из всего многообразия венгерской техники советские люди хорошо знали лишь легендарные автобусы Икарус. Во времена СССР их делал один из старейших промышленных предприятий Венгрии, основанный мастером Имре Угри в 1886 году, ещё во времена Австро-Венгерской империи. Но тогда это был завод по изготовлению карет, затем грузовиков и автобусов. Именно автобусы сделали завод Икарус знаменитым.

Годы расцвета предприятия

Мощная производственная база, высококвалифицированный персонал и талантливые инженеры - на заводе «Икарус» делали запчасти для машин по всей Европе и даже комплектующие для венгерских самолётов. После Второй мировой предприятие переключилось на выпуск исключительно автобусов. Параллельно собирали пылесосы и кухонные комбайны, но базой был всё же один продукт - городской и междугородний автобус повышенной комфортабельности.

Сборка автобусов
Сборка автобусов

Незадолго до своего 100-летнего юбилея, в 1984 году, завод Икарус вышел на четвёртое место в мире по количеству выпущенных автобусов. Предприятие собирало до 15 тысяч машин в год, и ни о каких проблемах в будущем не задумывалось.

А между тем развал в 90-е годы производственной кооперации в СССР и соцстранах привёл фактически к коллапсу как самих площадок в городе Секешфехервар, так и сотни смежных предприятий, поставлявших комплектующие для завода.

Причины упадка производства

Проблема была не в автобусах, хотя конкуренты из Западной Европы изо всех сил старались вытеснить Икарус с просторов бывшего СНГ. Конечно, автобус несколько устарел, были проблемы с вентиляцией, запахом солярки в салоне, но всё же это была машина европейского уровня - комфортабельная и надёжная. Кстати, на заводе разработали абсолютно новые модели, как, например, Ikarus-125 на шасси Volvo.

Они даже продавались под брендом Ikarus-Volvo. И эти машины действительно хотели покупать в России, Польше, Прибалтике. Основная проблема была в организации производства. Одно из старейших машиностроительных предприятий Венгрии собирало автобусы по технологиям 40-х годов - на стапелях, вручную, никакого конвейерного и автоматизированного производства.

-2

А без обновления и перехода на новые европейские стандарты конкурировать с немцами и французами было невозможно. Кое-как завод собирал и поставлял автобусы в Россию. Остальные страны СНГ фактически не имели средств на покупку и довольствовались перекупкой старых машин и приобретением запчастей. Последняя партия зашла в Россию в 2002 году.

Ещё до 2010-2013 годов одиночные небольшие партии привозили, но уже со складов в городе Секешфехервар. Руководство завода пошло по тому же пути, что и многие советские промышленные гиганты. Начали сокращать рабочие места, первыми ушли самые квалифицированные и грамотные специалисты. Остальные просто не знали, как запустить новый цикл производства.

Не было инвестора, готового вложить деньги в проект развития европейского Икаруса. Хотя в 2004 году российская компания «Руспромавто» попыталась выкупить автобусный завод за 10 миллионов долларов. Вряд ли у подобного предложения было какое-то рациональное будущее. Скорее всего, венгры решили, что завод выкупается для распродажи земли по частям, и отвергли предложение.

Возрождение легендарного бренда

Затем на рынке появилась ниша междугородних комфортабельных автобусов, и Икарус в третий раз возродился. Сейчас на базе когда-то очень крупного промышленного комплекса функционирует небольшое частное предприятие местного бизнесмена Габора Селеша. И похоже, что у завода есть сложности и трудности, но есть и успехи, и главное - перспектива.

-3

Завод не был поглощён китайскими или немецкими крупными финансовыми группами и уже сейчас делает много для развития электротранспорта. Одна из таких моделей - Ikarus CityPioneer, полностью электрический комфортабельный автобус на 84 пассажира. Есть заказы от городских властей и транспортных компаний, обслуживающих небольшие городки. Ежедневный пробег на 300 километров, абсолютно новый уровень комфорта и безопасности.

Очень много заказов от китайских посредников. Оказывается, что китайцам невыгодно строить и локализировать производство своих моделей. Гораздо удобнее вкладывать деньги в местное производство, продавать их продукцию - автобусы и машины - и получать прибыль. Без каких-либо утилизационных сборов и непомерных налогов.

Надо сказать, что из всех стран соцлагеря Восточной Европы Венгрия - единственная страна, которая смогла сохранить свои технические, общеобразовательные, математические и инженерные школы, созданные ещё в начале XX века.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!