Из всего многообразия венгерской техники советские люди хорошо знали лишь легендарные автобусы Икарус. Во времена СССР их делал один из старейших промышленных предприятий Венгрии, основанный мастером Имре Угри в 1886 году, ещё во времена Австро-Венгерской империи. Но тогда это был завод по изготовлению карет, затем грузовиков и автобусов. Именно автобусы сделали завод Икарус знаменитым.
Годы расцвета предприятия
Мощная производственная база, высококвалифицированный персонал и талантливые инженеры - на заводе «Икарус» делали запчасти для машин по всей Европе и даже комплектующие для венгерских самолётов. После Второй мировой предприятие переключилось на выпуск исключительно автобусов. Параллельно собирали пылесосы и кухонные комбайны, но базой был всё же один продукт - городской и междугородний автобус повышенной комфортабельности.
Незадолго до своего 100-летнего юбилея, в 1984 году, завод Икарус вышел на четвёртое место в мире по количеству выпущенных автобусов. Предприятие собирало до 15 тысяч машин в год, и ни о каких проблемах в будущем не задумывалось.
А между тем развал в 90-е годы производственной кооперации в СССР и соцстранах привёл фактически к коллапсу как самих площадок в городе Секешфехервар, так и сотни смежных предприятий, поставлявших комплектующие для завода.
Причины упадка производства
Проблема была не в автобусах, хотя конкуренты из Западной Европы изо всех сил старались вытеснить Икарус с просторов бывшего СНГ. Конечно, автобус несколько устарел, были проблемы с вентиляцией, запахом солярки в салоне, но всё же это была машина европейского уровня - комфортабельная и надёжная. Кстати, на заводе разработали абсолютно новые модели, как, например, Ikarus-125 на шасси Volvo.
Они даже продавались под брендом Ikarus-Volvo. И эти машины действительно хотели покупать в России, Польше, Прибалтике. Основная проблема была в организации производства. Одно из старейших машиностроительных предприятий Венгрии собирало автобусы по технологиям 40-х годов - на стапелях, вручную, никакого конвейерного и автоматизированного производства.
А без обновления и перехода на новые европейские стандарты конкурировать с немцами и французами было невозможно. Кое-как завод собирал и поставлял автобусы в Россию. Остальные страны СНГ фактически не имели средств на покупку и довольствовались перекупкой старых машин и приобретением запчастей. Последняя партия зашла в Россию в 2002 году.
Ещё до 2010-2013 годов одиночные небольшие партии привозили, но уже со складов в городе Секешфехервар. Руководство завода пошло по тому же пути, что и многие советские промышленные гиганты. Начали сокращать рабочие места, первыми ушли самые квалифицированные и грамотные специалисты. Остальные просто не знали, как запустить новый цикл производства.
Не было инвестора, готового вложить деньги в проект развития европейского Икаруса. Хотя в 2004 году российская компания «Руспромавто» попыталась выкупить автобусный завод за 10 миллионов долларов. Вряд ли у подобного предложения было какое-то рациональное будущее. Скорее всего, венгры решили, что завод выкупается для распродажи земли по частям, и отвергли предложение.
Возрождение легендарного бренда
Затем на рынке появилась ниша междугородних комфортабельных автобусов, и Икарус в третий раз возродился. Сейчас на базе когда-то очень крупного промышленного комплекса функционирует небольшое частное предприятие местного бизнесмена Габора Селеша. И похоже, что у завода есть сложности и трудности, но есть и успехи, и главное - перспектива.
Завод не был поглощён китайскими или немецкими крупными финансовыми группами и уже сейчас делает много для развития электротранспорта. Одна из таких моделей - Ikarus CityPioneer, полностью электрический комфортабельный автобус на 84 пассажира. Есть заказы от городских властей и транспортных компаний, обслуживающих небольшие городки. Ежедневный пробег на 300 километров, абсолютно новый уровень комфорта и безопасности.
Очень много заказов от китайских посредников. Оказывается, что китайцам невыгодно строить и локализировать производство своих моделей. Гораздо удобнее вкладывать деньги в местное производство, продавать их продукцию - автобусы и машины - и получать прибыль. Без каких-либо утилизационных сборов и непомерных налогов.
Надо сказать, что из всех стран соцлагеря Восточной Европы Венгрия - единственная страна, которая смогла сохранить свои технические, общеобразовательные, математические и инженерные школы, созданные ещё в начале XX века.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв