Найти в Дзене
Пчелиный Улей

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА

Пчелы — древнейшие обитатели нашей планеты. По данным палеонтологии, они существовали уже в третичном периоде Земли, т. е. примерно 55—60 млн. лет до появления первобытного человека. Как свидетельствуют памятники материальной культуры, пчелы всегда играли определенную роль в жизни людей. Древнейший памятник, наскальное изображение охоты первобытного человека за медом, найден в Испании, недалеко от города Валенсии; он относится к каменному веку. У всех древних народов пчелы занимали в жизни особое место в сравнении с другими насекомыми и животными; о них слагали мифы, легенды, сказания, сказки. В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего — пчелу. Египтяне, выражая свою покорность фараону, на прошениях рисовали пчелу как эмблему преданности. Они считали пчел своими верными помощниками в борьбе против злого бога тьмы Аримана. Египтяне «видели в пчелах образец самоотверженно
Рисунок, показывающий, как в Древнем Египте получали мед и разливали его по сосудам для хранения
Рисунок, показывающий, как в Древнем Египте получали мед и разливали его по сосудам для хранения

Пчелы — древнейшие обитатели нашей планеты. По данным палеонтологии, они существовали уже в третичном периоде Земли, т. е. примерно 55—60 млн. лет до появления первобытного человека. Как свидетельствуют памятники материальной культуры, пчелы всегда играли определенную роль в жизни людей.

Древнейший памятник, наскальное изображение охоты первобытного человека за медом, найден в Испании, недалеко от города Валенсии; он относится к каменному веку.

У всех древних народов пчелы занимали в жизни особое место в сравнении с другими насекомыми и животными; о них слагали мифы, легенды, сказания, сказки.

В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего — пчелу. Египтяне, выражая свою покорность фараону, на прошениях рисовали пчелу как эмблему преданности. Они считали пчел своими верными помощниками в борьбе против злого бога тьмы Аримана.

Египтяне «видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. На гробницах первой династии фараонов (3200—2780 гг. до н. э.) изображена пчела.

Древние египтяне широко и успешно применяли кочевое пчеловодство. Они перевозили пчел на лодках по Нилу из Нижнего Египта в Верхний, где медоносные растения цвели на 6 недель раньше, и с большим сбором меда возвращались домой.

Египтяне в те далекие времена держали пчел в переносных ульях в виде плетеных из тонких прутьев ивы корзин или в горшках из обожженной глины, а отверстие летка закрывали камнем.

В Древней Индии пчелы считались священными спутниками богов. Бог Вишну, который олицетворял солнце п давал жизнь Вселенной, изображен в виде маленькой пчелки, отдыхающей в чаше цветка лотоса. Бог Кришна изображен с летающей над его головой пчелой голубого цвета; бог любви Кама - с луком в руках, на котором тетиву составляли цепляющиеся друг за друга пчелы (это символически показывало, что стрелы бога кроме любви приносили и страдание). В народной поэзии также можно найти ряд примеров замечательной деятельности пчел.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры показывают, что в конце III и в начале IV тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством.

Ассирию в I тысячелетии до н. э. называли страной меда и масличного дерева. Ассирийцы покрывали тела умерших воском и погружали в мед. Они обращались с пчелами очень искусно: им был известен какой-то звуковой «секрет», дававший власть над пчелиным роем. Обладая этим секретом, они могли выгнать пчелиный рой из улья и снова его туда загнать.

Знаменитый римский поэт и пчеловод Вергилий (70-19 гг. до н. э.) писал, что, играя на цимбалах, можно посадить рой. (В научной литературе последних лет отмечалось, что звук частотой 600 Гц от лампового вибратора и громкоговорителя, установленного на расстоянии 60—120 см от улья, заставляет пчел «застывать» на соте. Однако этот звук очень неприятен пчеловоду.)

В Палестине пчеловодство было известно около 4 тыс. лет назад. В Библии неоднократно упоминается о Ханаане — земле с текущими по ней молоком и медом.

В Древней Греции успешно использовалось кочевое пчеловодство: греки отправляли на кораблях ульи с пчелами в районы, где цвели медоносы. В храме Артемиды в городе Эфесе статую богини украшал венок фруктовых веток с отдыхающими на них пчелами. Жрицы этого храма назывались мелиссами (пчелами). Гербом богатого города Эфеса было изображение пчелы.

Во время жертвоприношений в Древней Греции и Риме животных и фрукты обливали медом. Основатель Спарты Ликург взял за образец разрабатываемой им системы государственного устройства идеальный порядок, присущий пчелиному улью.

Более двух тысяч лет назад племя урарту — предки современных армян, а также грузины и другие народы использовали пчел в мирное время для получения меда и воска, а в военное время — для борьбы с иноземными захватчиками, которые часто двигались с Востока. Эти народы умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых часто в панике отступали целые полчища храбрых и вооруженных до зубов воинов.

Известно, что во время крестового похода английский король Ричард I при осаде крепости Акру успешно применил в борьбе с противником пчелиные рои, которые находились в больших глиняных горшках-ульях. При помощи катапульты его войска забросили несколько сот глиняных ульев с пчелами, и в результате турки вынуждены были бежать под натиском пчел, которые безжалостно их жалили.

Медоносные пчелы — обитатели Старого света: Европы, Африки, Азии. В Новый Свет — в Америку, Австралию и Новую Зеландию — пчел стали завозить только в XVI в. В 1530 г. пчел завезли из Португалии в Бразилию, Южную, Центральную и Северную Америку; в 1822 г.— в Австралию, а в 1842 г.— в Новую Зеландию.

Археологические раскопки, устные предания и летописи повествуют о том, что наша Родина начиная с седой древности славилась высокоразвитым пчеловодством.

Геродот, древнегреческий историк (500 лет до н. э.), писал о скифах, которые жили на территории нашей страны и вели обширную торговлю медом и воском." Около двух тысяч лет назад племена урарту занимались пчеловодством и содержали пчел в ульях, изготовленных из прутьев, обмазанных глиной.

В летописях Нестора (1056—1114) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мед и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией.

В Новгородской летописи (1016) изложены законоположения относительно русского бортьевого пчеловодства: за порчу бортных деревьев или выломку меда взимался большой штраф. В древнем Новгороде мед считался товаром исключительной важности и служил выражением ценности: его можно было давать в долг за проценты. Кредитные операции с медом назывались тогда «наставом на мед».

Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области нашей страны, писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчел, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие меда и воска».

Б. И. Греков и А. Якубовский, рассказывая о Золотой Орде, приводят список товаров, которые шли по волжскому пути «из Булгар в Хорезм». Среди этих товаров мед занимает видное место.

В Древней Руси ежегодно поздней осенью князь со своей дружиной отправлялся «на полюдье», т. е. собирать дань. Князь получал с подвластных селений мед, воск, меха.

Расцветом примитивного пчеловодства (бортничества) считают XVI и начало XVII в., когда пчеловоды (бортники) собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском полесье получили 24 тыс. пудов меда, а таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, следовательно, было по лучено 24 млн. пудов меда. «Не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом за границею и называлось медотекущим» (Витвицкий, 1861).

В 1523—1524 гг. Альберт Кампензе в донесениях римскому папе Клименту VII «О делах Московии» сообщает о значительном сборе меда и воска в России. Он указывает, что население держит близко от своих жилищ «домашних» пчел, которые передаются по наследству из рода в род.

Петр I интересовался жизнью пчелиной семьи. Пчелы содержались под собственным его присмотром в Стрельне (вблизи Петербурга). «Сие заведение Петр сделал для опровержения мысли, будто пчел нельзя развести так далеко к северу и столь близко к морю».

В XVII в. часто встречались деревни и села, население которых занималось только бортничеством. В начале XVIII в. бортничество постепенно приходит в упадок. Оно начинает терять экономическое значение главным образом в связи с усиленной рубкой леса. В результате пчелы лишались богатейшей кормовой базы. Развитие винокуренной, а затем сахарной промышленности также значительно способствовало сокращению бортничества.

-2

Наполеон Бонапарт, видевший в устройстве пчелиной семьи элементы государственности, был пленен увлекательной жизнью пчел, преданностью пчел тружениц своей пчелиной матке-царице. При издании знаменитою гражданского кодекса Наполеон взял за образец идеальный порядок, коллективизм и почитание всеми членами воскового царства пчелиной царицы. В торжественных случаях Наполеон носил мантию, вытканную золотыми пчелами. Во времена Наполеона на занавесе Парижской оперы были нарисованы пчелы.

Пчеловодство в это время стало резко сокращаться и в Европе. Открытие Америки и морского пути в Ост Индию указало новые пути мировой торговли. В Европу мед начали доставлять из других частей света. Только Америка ежегодно вывозила в Европу 500 тыс. ц меда, а из вновь открытых стран завозили огромное количество сахара, который стал сильным конкурентом меда.

Крестьяне начали вводить новые культуры (картофель, свеклу). Площади под свеклой и картофелем увеличивались за счет значительного сокращения медоносных пастбищ.

Большое влияние на пчеловодство в новых условиях оказал талантливый украинский пчеловод Петр Иванович Прокопович (1775—1850). Он изобрел первый разборный рамочный улей. Это изобретение рационализировало технику пчеловодства, значительно повысило его продуктивность и доходность. Улей Прокоповича избавил пчеловодство от «роебойной» системы, при которой наиболее сильные семьи пчел, собравшие много меда, «закуривались» — уничтожались.

В 1910г. в России насчитывалось 5715 тыс. семей пчел, из которых только пятая часть содержалась в рамочных ульях, и экспортировалось 1957 450 пудов меда «Ежегодник России» (1910) сообщал, что во всей стране насчитывается 6 309 043 улья; из них колодных 5 111900 и рамочных 1 193143. В России в то время было продано 1 987 450 пудов меда. Воска добывалось 285 и ввозилось 210 тыс. пудов.

Сильно пострадало отечественное пчеловодство в годы первой мировой и гражданской войн. 5 апреля 1919 г., когда молодая Советская Республика вела ожесточенную борьбу с многочисленными внутренними и внешними врагами, В. И. Ленин подписал проект постановления об охране пчеловодства'. Это был первый советский закон, регулирующий правовые вопросы пчеловодства и защищающий интересы пчеловодов.

Расцвет коллективного хозяйства и пятилетние планы развития народного хозяйства создали благоприятные условия для развития пчеловодства. К 1940 г. Советский Союз имел 10 млн. пчелиных семей и занял первое место в мире по сбору меда.

В период Великой Отечественной войны пчеловодство пострадало: немецко-фашистские варвары разграбили тысячи колхозных и совхозных пасек и уничтожили свыше 2 млн. семей пчел.

К 1970-м годам в СССР насчитывалось около 10 млн. пчелиных семей. Была создана наука о медоносных пчелах, а передовые пасеки страны оснащены механизированной и автоматизированной техникой, облегчающей трудоемкие процессы. В свете решений

Старейший деятель Апимондии* Луис Жюль Рудольф Ридер ван Риппард (Нидерланды) на XXIII Международном конгрессе пчеловодов в Москве в 1971 г. произнес яркую и очень содержательную речь на тему «Перспективы и задачи Апимондии в укреплении международного сотрудничества в области пчеловодства», в которой указал: «Советский Союз является страной, где пчеловодство весьма развито... Советское пчеловодство изумляет своей продуктивностью все остальные страны мира».

*Апимондия - Международная ассоциация пчеловодов.

Наум Петрович Иойриш

ПЧЕЛЫ — ЧЕЛОВЕКУ 1974 г. Издательство «Наука»