Легенда о короле Артуре сама по себе является астрологической аллегорией, связанной с движением Солнца по зодиаку. Король Артур, подобно многим мифологическим фигурам, символизирует Солнце и его годичный путь. Существуют теории, связывающие Артура с реальными историческими личностями, такими как Карл Великий, или даже отождествляющие его с Иисусом Христом. Некоторые исследователи полагают, что история Христа была принесена в Англию Иосифом Аримафейским и трансформировалась в легенду об Артуре. Есть также предположения о вознесении Иосифа на Небеса или его захоронении вместе со Святым Граалем. Персонажи артуровских легенд, как и в древних мистериях, могут представлять планеты и знаки зодиака, а движение Солнца через эти знаки лежит в основе многих религий и мифов, включая историю короля Артура. Таким образом, астрологические и солнечные аспекты мифа об Артуре находят отражение в "Монти Пайтон и Святом Граале".
Фильм "Монти Пайтон и Святой Грааль" (1975) может служить наглядным примером интерпретации артуровской легенды как солнечную аллегорию. Король Артур символизирует солнце, а Круглый стол – зодиакальное колесо. Двенадцать или двадцать четыре рыцаря, сидящие за столом, соответствуют двенадцати домам зодиака или их дневным и ночным фазам. Отсутствие Морганы ле Фей в фильме Монти Пайтона объясняется ее местом в солнечной аллегории. Моргана олицетворяет знак Весов, находящийся под управлением Венеры. Начало осеннего равноденствия в Весах знаменует собой вхождение солнца в фазу "смерти", предвещая зимние месяцы. В контексте этой аллегории женский персонаж, представляющий Весы, выступает как обманщица, ведущая мужское солнце к угасанию и зиме.
Терри Гиллиам, один из создателей фильма, также известен своими работами, такими как "12 обезьян" и "Бразилия", которые изобилуют гностическими, мистическими и астрологическими элементами. Как в христианской вере Иисус Христос олицетворяет собой умирающее и воскресающее божество, связанное с солнцем, так и в фильме "12 обезьян" эту функцию выполняет Джеймс Коул (Брюс Уиллис), путешественник во времени. В рамках его миссии ему предстоит найти "12 обезьян", являющихся символическим отражением двенадцати знаков зодиака.
В юмористической интерпретации легенды о короле Артуре, представленной в фильме, отсутствуют или заменены ключевые фигуры и символы, имеющие глубокое мифологическое и астрологическое значение.
Отсутствие Мерлина и появление сэра Бедевера:
Традиционно: В классической легенде о короле Артуре центральную роль играет Мерлин, великий волшебник, олицетворяющий мудрость и магию. Его образ тесно связан с эллинским мудрецом Тотгермесом Меркурием Трисмегистом (Трижды Величайшим), который является посланником мудрости, ассоциирующимся с планетой Меркурий. Меркурий, как ближайшая к Солнцу планета, символизирует свет, знание и просветление. Трисмегист же представляет собой синкретическое слияние греческого Гермеса, римского Меркурия и египетского Тота – богов письменности, магии, коммуникации и проводников душ. Тотгермес Меркурий Трисмегист также считается автором "Corpus Hermeticum", основополагающих текстов герметизма.
В фильме: В юмористической версии "Монти Пайтон и Святой Грааль" Мерлин не появляется. Его функцию советника короля Артура выполняет сэр Бедевер Мудрый, которого играет Терри Джонс.
Изменения в символизме сэра Ланселота и отсутствие Мордреда и Гвиневры:
Традиционно: Сэр Ланселот в легенде о короле Артуре ассоциируется со знаком Скорпиона, который в древности управлялся воинственной планетой Марс. Сегодня Скорпионом управляют Плутон (Аид, повелитель подземного мира). Мордред, противник Артура, в свою очередь, символизирует Солнце в знаке Скорпиона, что в египетской мифологии соответствует Тифону-Сету. Королева Гвиневра олицетворяет Луну, управляющую знаком Рака, и является "Белой королевой", символом ночного света Луны. В легенде Ланселот также связан со знаком Льва, которым правит Солнце. Поскольку король Артур сам является солнечным аватаром, его верный рыцарь Ланселот, также олицетворяющий Солнце, становится его любимым и лучшим соратником. Эта параллель прослеживается и в христианской традиции, где Христос – Солнце Бога, а его любимый апостол Иоанн – Лев, знак, который является домом для Солнца.
В фильме: Сэр Ланселот (в исполнении Джона Клиза) в фильме представлен иначе. Отсутствие Мордреда, который в мифологии является воплощением Солнца в Скорпионе, и королевы Гвиневры, символизирующей Луну и знак Рака, также является значительным отличием от традиционной легенды.
Таким образом, юмористическая версия намеренно искажает или исключает многие символические и мифологические пласты, лежащие в основе оригинальной легенды о короле Артуре, чтобы создать комический эффект.
Двенадцать апостолов соотносятся с двенадцатью знаками зодиака. Это объясняет, почему Ланселот, олицетворяющий Льва, соблазняет Гвиневру, представленную как Рак. Рак, в свою очередь, является "белой лунной королевой" в артуровских мифах, и их тайный роман, как показано в фильме "Экскалибур", в итоге раскрывается Артуром.
В "Святом Граале" рыцари, приближаясь к Камелоту, не остаются там. Для принятия ко двору Артура, где проходили заседания Круглого стола, требовались такие качества, как благородство, добродетель и доблесть. Рыцарь должен был быть храбрым, чтобы занять место за Круглым столом, поэтому менее храбрые, как сэр Робин, не проходили отбор.
Теперь погрузимся в эзотерику и мистицизм, пронизывающие "Монти Пайтона и Святого Грааля". Король Артур, сыгранный Грэмом Чепменом, предстает как воплощение солнца, что наглядно демонстрируется эмблемой на его щите, тунике и флаге. Черный рыцарь, с которым Артур вступает в абсурдный бой, символизирует Дьявола или же ночное небо, находящееся в вечном противостоянии с солнечным светом. Их неспособность существовать друг без друга приводит к тому, что Артур и Черный рыцарь объявляют свой поединок ничьей. Примечательно, что в этот момент Артур пытается пересечь крошечный мост через незначительный ручей. Этот ручей интерпретируется как созвездие Эридана, астральная река или Млечный Путь, что подчеркивает астрономические и солнечные аллюзии в легенде о Короле Артуре.
Сэра Галахада играет актер Майкл Пэйлин, и он соответствует знаку Водолея. Сэр Персиваль представляет собой дом Водолея в традиционном предании о короле Артуре, так как именно ему суждено искать и в конечном итоге обнаружить Святой Грааль. Эзотерически же Святой Грааль, который ищет Персиваль, олицетворяет сосуд с водой, изливаемой Водолеем в небеса, что символизирует приближение весенних дождей в день весеннего равноденствия, когда солнце выходит из зимней тьмы, позволяя земле возродиться.
В фильме «Монти Пайтон и Святой Грааль» Галахад преодолевает все преграды на пути к своему кувшину; даже очарования дамы из замка Сибирская язва не могут его отвлечь. Галахада заманивают в замок, когда он замечает нечто, напоминающее солнце — «Маяк Грааля», который парит над замком. Эти искушающие женщины, Зут и Динго, которых играет Кэрол Кливленд, представляют знак Весов, а в истинной легенде о короле Артуре это образ женщины-трикстера колдуньи Морганы ле Фэй, которая, подобно Мерлину и Мордреду, отсутствует в истории о Святом Граале. Динамика между женским архетипом Весов и солнечным героем более явно проявляется в мифе о Самсоне и Далиле. Длинные волосы Самсона, символизирующие мощные солнечные лучи, метафорически обрезаются Весами в образе Далилы в день осеннего равноденствия, который выпадает на 22 сентября, в первый день данного знака. В результате Самсон теряет свою силу, как и солнце, в день, когда ночь начинает превалировать над днем, сокращая солнечные лучи и предвещая приближение зимы. Женский архетип Весов появляется также в одной из ранних сцен фильма «Святой Грааль».
Сэр Бедевер разоблачает женщину-трикстера, ведьму, весовая чаша которой символизирует созвездие Весов. Бедевер, представляя Гермеса Трисмегиста или архетип, подобный Мерлину, несет на себе символику, которая одновременно открывает и скрывает. Его щит, туника и герб изображают дерево, символизирующее Сефиротическое Древо Мудрости Каббалы, что выделяет его как носителя тайного знания.
В фильме "Монти Пайтон и Святой Грааль" роль Мордреда Предателя, который отсутствует, была несправедливо отдана сэру Ланселоту. Ланселот в исполнении Джона Клиз предстает как неуклюжий и разрушительный воин. Астрологическая аллегория домов Скорпиона, Стрельца и Близнецов прослеживается в сцене с принцем Гербертом из Болотного замка. Герберт олицетворяет Стрельца, Ланселот – Скорпиона, а стражники – Близнецов. Это отражает общую мифологическую тенденцию, когда героический знак зодиака противопоставляется своему негативному, злодейскому двойнику. Например, если Рак изображается положительно, то Козерог, его противоположность, предстает в отрицательном свете. Яркий пример – искушение Христа в пустыне в Новом Завете. "Сорок дней" символизируют пребывание солнца в Раке, который из-за отсутствия ярких звезд считался "пустынным" знаком. Пустыня в этом контексте олицетворяет Рак, а искушающий дьявол – Козерога (Козла), воплощение зла. Таким образом, положительные черты Рака трансформируются в отрицательные качества Козерога. Важно также влияние соседних знаков. Ранее это было показано на примере Ланселота как Льва (символ солнца) и Гвиневры как Рака (символ луны).
Сюжет "Святого Грааля" представляет собой астрологическую драму, где принц Герберт, пленник своего отца, короля Болотного замка (Майкл Пэйлин), символизирует Стрельца. Его отец, желающий найти особенную женщину для брака, а не свою невесту, принцессу Луки, случайно называет Герберта Алисой. В этой ситуации Герберт, как угнетенный герой, находится под покровительством своей противоположности – Близнецов, представленных двумя стражниками. Его стрелецкая сущность проявляется, когда он, оставшись один, немедленно берет лук и стрелы. Стрелец, соседствующий со Скорпионом в зодиакальном круге, направляет свою стрелу на жало Скорпиона. Скорпион занимает восьмой дом, а Стрелец – девятый. Стражники-Близнецы, охраняющие Герберта, наблюдают, как он пишет послание о помощи, прикрепляет его к стреле и выпускает из окна. Эта стрела с призывом о спасении находит Ланселота, воплощение Скорпиона, который и приходит на помощь Стрельцу, в конечном итоге освобождая его из Болотного замка.
В образе таинственного Тима Чародея, чья шапка украшена рогами барана, символизирующими дом Овна, Джон Клиз создает глубокую эзотерическую и астрологическую аллегорию. Тим Чародей (в исполнении Джона Клиза) предстает не как обычный Мерлин, а как антропоморфное воплощение созвездия Овна. Весеннее равноденствие, отмечающее переход Солнца на его годовой путь после трех месяцев зимы, приходится на первый день Овна – первый дом зодиака. Таким образом, Тим, олицетворяя Овна и это равноденствие, становится источником правильной информации и просветления, направляя Артура (солнечный символ) и его рыцарей к истинному пути в поисках Святого Грааля. Овен, как огненный знак, наделяет Тима страстью к огню, что проявляется в его склонности к разжиганию костров и взрывам.
Головной убор Тима, украшенный бараньими рогами, символизирует знак Овна. Этот астрологический мотив продолжается в образе хранителя пещеры Каэрбанног, который олицетворяет созвездие Кролика Лепуса. В африканской и американской мифологии кролик часто предстает как хитрец, использующий свой интеллект для выживания. Подобно этому, кролик-хранитель обманывает Артура и его рыцарей, создавая ложное впечатление своей безобидности. Однако вскоре становится ясно, что этот кролик представляет собой смертельную угрозу. Связь Тима и кролика прослеживается через ассоциацию созвездий Овна и Лепуса с празднованием Пасхи. Пасхальный кролик является древним мистическим символом весеннего равноденствия, тесно связанным с весенней богиней Эастрой, чье имя легло в основу слова "Пасха". Луна, играющая роль в определении даты Пасхи, также имеет глубокую символическую связь с кроликом. Эта связь была упомянута в разговоре между Центром имени Джонсона и экипажем "Аполлона-11" перед высадкой на Луну. Хьюстон попросил астронавтов обратить внимание на китайскую легенду о девушке Чанг-о и ее спутнике – кролике, который стоит на задних лапах под коричным деревом на Луне. Базз Олдрин подтвердил, что они будут искать "девочку-кролика".
Заяц издревле ассоциируется с луной и различными богинями, связанными с ней, например, Гекатой, Фрейей и Холдой. На Британских островах кроликов связывали с магией и колдовством.
С момента проведения Никейского собора в 325 году н.э. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после трехдневного поста. Таким образом, христианский праздник совпадает со знаком Овна. Эти древние связи привели к тому, что в Англии охота на зайцев была распространенным пасхальным развлечением. И по сей день дети символически отмечают или почитают луну во время Пасхи.
Пасхальный кролик приносит детям яйца пасхальным утром. Это связано с понятием "Яичная луна" – так называют первое полнолуние после весеннего равноденствия, а также первое полнолуние перед Пасхой. Устраивая "охоту за яйцами" в пасхальное утро, молодежь символически отдает дань уважения луне и возрожденному солнцу.
У евреев этот праздник известен как Песах. В день летнего солнцестояния, согласно мифам, Аполлон торжественно путешествует на своей солнечной колеснице через тропик Рака. В христианских мистериях полное могущество солнца, достигаемое в знаке Рака, символизируется Иисусом Христом, который триумфально въезжает в Иерусалим верхом на осле и ослице.
Средневековые розенкрейцеры, вероятно, владели глубокими знаниями о цикле Артура и легенде о Граале, что отразилось в их символике. Примечательно, что легенда о Граале, являясь очевидным ключом к тайне Христа, получила наименьшее освещение.