Найти в Дзене
BSP

Подборка интересных и необычных фотографий Российской Империи. 20 раскрашенных фотографий. Часть 21

Представляю вам новую подборку, посвящённую Российской империи — от снежных просторов Сибири до солнечного Крыма. Здесь — лица, костюмы, обычаи и быт самых разных народов, населявших одну из крупнейших держав в истории. Как всегда, все фотографии бережно раскрашены. Траурный поезд с телом Л.Н. Толстого следующий в Ясную Поляну, Рязано - Уральская ж.д., станция Астапово, 1910 год. 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года весь мир узнал трагическую весть: «Умер Лев Толстой». За неделю до этого тихая станция Астапово на Рязанско-Уральской железной дороге неожиданно стала центром всероссийского, а затем и мирового внимания — здесь, в доме начальника станции И. И. Озолина, угасала жизнь одного из величайших писателей в истории человечества. Всё началось 28 октября, когда 82-летний Толстой в порыве внутреннего кризиса тайно покинул Ясную Поляну. В сопровождении верного друга и личного врача Д. П. Маковицкого он направился в Оптину пустынь, а затем — в Шамордино, к сестре Марии Николае

Представляю вам новую подборку, посвящённую Российской империи — от снежных просторов Сибири до солнечного Крыма.

Здесь — лица, костюмы, обычаи и быт самых разных народов, населявших одну из крупнейших держав в истории. Как всегда, все фотографии бережно раскрашены.

Траурный поезд с телом Л.Н. Толстого следующий в Ясную Поляну, Рязано - Уральская ж.д., станция Астапово, 1910 год.

Фотограф: Овчинников С. Г.
Фотограф: Овчинников С. Г.

20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года весь мир узнал трагическую весть: «Умер Лев Толстой». За неделю до этого тихая станция Астапово на Рязанско-Уральской железной дороге неожиданно стала центром всероссийского, а затем и мирового внимания — здесь, в доме начальника станции И. И. Озолина, угасала жизнь одного из величайших писателей в истории человечества.

Всё началось 28 октября, когда 82-летний Толстой в порыве внутреннего кризиса тайно покинул Ясную Поляну. В сопровождении верного друга и личного врача Д. П. Маковицкого он направился в Оптину пустынь, а затем — в Шамордино, к сестре Марии Николаевне, монахине Казанской Амвросиевской пустыни. Туда же приехала его дочь Александра, и вскоре было решено продолжить путь, на этот раз в сторону Новочеркасска, где жила племянница.

31 октября (13 ноября) из Шамордино они сели в поезд №12 «Смоленск—Раненбург». Но уже к вечеру стало ясно: продолжать путешествие невозможно. У писателя резко поднялась температура. В ближайшей станции Астапово его сняли с поезда и разместили в скромном доме начальника станции.

С этого момента провинциальная глушь превратилась в эпицентр всероссийской драмы. Сюда срочно прибыли лучшие врачи, дети Толстого, его давний друг В. Г. Чертков… И даже Софья Андреевна, супруга, — но её допустили к мужу лишь в последние часы.

На станцию хлынули журналисты со всей страны, телеграф не справлялся с потоком сообщений, вагоны превратились в гостиницы, а для порядка прибыл отряд жандармов — власти опасались народных волнений. Даже рязанский губернатор А. Н. Оболенский лично приехал в Астапово.

Мир затаил дыхание. Из станции регулярно выходили медицинские бюллетени: диагноз — воспаление лёгких и острый бронхит. Новости о состоянии Толстого передавались по телеграфу в Европу, Америку, Азию. Из Оптиной пустыни прибыл старец Варсонофий, надеясь в последние минуты вернуть писателя в лоно Церкви, но его визит скрыли от умирающего.

В знак уважения к великому человеку железная дорога замолчала: поезда, проходившие через Астапово, не давали свистков, а движение по ближайшему пути временно отменили.

7 ноября (20 ноября по новому стилю) в 6 часов 5 минут утра сердце Льва Николаевича Толстого остановилось. В тот же день двери дома открыли для прощания, тысячи людей пришли отдать дань уважения писателю, чьи слова, мысли и поступки навсегда изменили Россию и мир.

Ближайшая подруга сестёр Гнесиных художница Е.И. Каменцева во время отдыха на даче, снятой на лето семьей Гнесиных, на этюдах. Автор неизвестен, 1900 год.

-2

Охотник- остяк. Село Ларьяк. Российская империя, 1912-1913 год.

-3

Ларь́як — село в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Оно существует и по сей день, а его население составляет около тысячи человек.

На винограднике. Таврическая губ., Крым, 1903 год.

Фотограф: Николай Вечерский
Фотограф: Николай Вечерский

Село Ларьяк. Дети инородцы-остяки возле дома, 1912 год.

-5

В правовой системе Российской империи «инородцы» составляли особую категорию подданных, выделявшуюся по правовому статусу и формам управления из общего населения государства. В повседневной речи термин часто использовали в широком смысле — применительно ко всем неславянским народам империи. Однако юридически он относился лишь к конкретным этническим группам, прямо указанным в законодательстве, — преимущественно к некоторым народам азиатского происхождения.

Пикник на берегу реки. Российская империя, 1910-е.

-6

Зимняя рыбалка. Енисейская губерния, 1911 год.

-7

У рыбака — лошадь породы «Кучерявая», выведенная русскими коневодами. Это низкорослое, чрезвычайно выносливое животное, отлично приспособленное к суровым морозам.

Торец крепостной стены у Большого Пятницкого пролома. Смоленск, 1907 год.

-8

Смоленская крепость — одна из величайших оборонительных построек Древней Руси и уникальный памятник военно-инженерного искусства конца XVI — начала XVII века.

Возведённая по приказу царя Фёдора Ивановича, крепость была задумана как неприступный щит на западных рубежах Русского государства. Строительство началось в 1595 году под руководством выдающегося зодчего Фёдора Коня, и уже к 1602 году был завершён основной этап возведения стен и башен.

Крепостная стена, протянувшаяся на 6,5 километров, имела высоту до 17 метров и толщину до 5–6 метров. Она опоясывала весь город и была усилена 38 мощными башнями, из которых до наших дней сохранилось меньше 20. Стены и башни сочетали в себе элементы русского зодчества и новейшие на тот момент европейские фортификационные технологии — в частности, использование амбразур для артиллерии.

Смоленская крепость не раз становилась ареной ожесточённых сражений: её штурмовали польские войска во время Смутного времени (в 1609–1611 гг.), французская армия Наполеона в 1812 году и немецкие войска в 1941-м. Несмотря на разрушения, крепость каждый раз сохраняла своё символическое и стратегическое значение. До наших дней сохранилось около 3,5 км крепостных стен.

Вятская губерния, 1890-1914 год.

Фотограф: Лобовиков Сергей Александрович
Фотограф: Лобовиков Сергей Александрович

Усадьба Уваровых «Поречье». Московская губерния, 1875-1880 год.

-10

Владимир (крайний справа) и Софья Богоразы со своей командой в Сибири, позируют с коллекциями, собранными для отправки в Американский музей естественной истории, 1901 год.

-11

По обе стороны Берингова пролива тогда было собрано и отправлено примерно 5,200 предметов, которые изучаются до сих пор.

В частности, отдельным изданием вышла «Грамматика чукотского, корякского и ительменского языков», составленная Владимиром Германовичем Богоразом (он же — Натан Менделевич Богораз), запечатлённым на фото. Публикация долгое время откладывалась из-за Первой мировой войны и последовавших революций, но в итоге увидела свет в составе «Справочника по языкам американских индейцев».

Экспедицию спонсировал Моррис Кетчум Джесап — американский банкир, филантроп и президент Американского музея естественной истории.

Полевые исследования в Сибири вели три группы: одна — на юге, две — на севере. Южную группу возглавляли Бертольд Лауфер и Герард Фоук, а северные — Владимир Богораз и Вальдемар Йохельсон, каждый со своей командой.

Инженеры-изыскатели Н. Н.Вылежинский и А. М.Вихман на отдыхе в лесу. Исследования реки Зеи. Приамурье, 1907-1909 год.

-12

Стойбище на реке Васюган. Российская империя, 1898-1900 год.

Сибирская этнографическая экспедиция Уно Тави Сирелиуса.
Сибирская этнографическая экспедиция Уно Тави Сирелиуса.

Поселение на реке Вах. Сибирская этнографическая экспедиция Уно Тави Сирелиуса, 1898-1900 год.

-14

На фотографии Лабаз — это традиционное северное или сибирское наземное кладовое строение, предназначенное для хранения припасов, продуктов, охотничьего снаряжения и других ценных вещей.

Обычно лабаз представляет собой деревянный сруб или настил на высоких столбах, часто без стен или с частичным ограждением. Такая конструкция защищает содержимое от дождя, снега, грызунов и хищников (в первую очередь — медведей и волков), а также от сырости.

Лабазы широко использовались коренными народами Севера и Сибири (ненцами, эвенками, якутами, шорцами и др.), а также русскими охотниками, рыбаками и промышленниками. Их можно было встретить в тайге, тундре, вдоль рек и на охотничьих угодьях — везде, где требовалось надёжное, но простое хранилище вдали от постоянного жилья.

Слово «лабаз» происходит от русского диалектного «лабазить» — прятать, складывать, и до сих пор используется в разговорной речи на севере России и в Сибири.

Улусы в лодках у берега реки Мрассу. Справа шорская лодка долбленка. Российская империя, 1913 год.

-15

Снимок был сделан в ходе топографической экспедиции в Горной Шории.

Горная Шория — историко-географический регион на юге Западной Сибири, в юго-восточной части Кемеровской области. Расположена в пределах Кузнецкого Алатау, Горной Шории и частично Салаирского кряжа — это живописный край с горными хребтами, глубокими долинами, бурными реками (Мрассу, Кондома, Томь) и густыми таёжными лесами.

Шорская лодка-долбёнка — традиционное судно коренного народа Горной Шории, выдолбленное из цельного ствола дерева (чаще всего сосны или кедра). Такие лодки изготавливались вручную с помощью топора, долота и огня — технология, передававшаяся из поколения в поколение. У разных народов и в разных регионах называлась по-своему.

Долбёнки были незаменимы в быту шорцев: на них ловили рыбу, переправлялись через горные реки, перевозили грузы и людей по труднодоступным таёжным водным путям. Их форма — узкая, вытянутая, с заострёнными носом и кормой — позволяла легко маневрировать среди порогов и мелей сибирских рек.

Несмотря на простоту конструкции, долбёнка отличалась прочностью и устойчивостью, а её изготовление считалось особым мастерством. Часто лодки украшали резьбой или символическими знаками, отражающими верования шорцев.

Экскурсия учеников приходского училища № 4 в г. Красноярске в окрестности города. Российская империя, конец XIX, начало XX века.

-16

Железнодорожный вокзал. Великий Новгород, 1900–1917 гг.

-17

Во дворе. Российская империя, начало ХХ века.

Фотограф: Николай Вечерский
Фотограф: Николай Вечерский

Мать с детьми. Село Чучевичи, Минская губерния, Мозырский уезд, 1910 год.

Фотограф: Сержпутовский А. К.
Фотограф: Сержпутовский А. К.

Соломенский погост. Петрозаводск, 1890–1900 гг.

-20

Предыдущий материал:

Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!

Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!