Найти в Дзене

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ РОССИИ В 20 – 40 – ЫХ ГОДОВ XIX ВВ.

Киселев Игорь Васильевич Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ, Преподаватель, исследователь РФ, г. Москва E-mail: ya.i-007@yandex.ru АННОТАЦИЯ На соответствующем историческом этапе деятельность государственных органов власти в России должна была учитывать положения православного просвещения, формировать и вести дела по религии и образованию. В целях усиления контроля за вузами была учреждена должность директора университета. В целях контроля анализа учебной литературы был создан учёный комитет при Министерстве народного просвещения. В составе Министерства духовных дел и народного просвещения были образованы два департамента. Впервые была учреждена канцелярия Министра народного просвещения. Ключевые слова: высшее образование, законодательство, государство События студенческих волнений в западной Европе в 1815-1820-ых гг. озадачили российских властей вопросом реформирования системы управления высшим образованием. Стало ясно, что отдельные либеральные положения государственног

Киселев Игорь Васильевич

Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,

Преподаватель, исследователь

РФ, г. Москва

E-mail: ya.i-007@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

На соответствующем историческом этапе деятельность государственных органов власти в России должна была учитывать положения православного просвещения, формировать и вести дела по религии и образованию. В целях усиления контроля за вузами была учреждена должность директора университета. В целях контроля анализа учебной литературы был создан учёный комитет при Министерстве народного просвещения. В составе Министерства духовных дел и народного просвещения были образованы два департамента. Впервые была учреждена канцелярия Министра народного просвещения.

Ключевые слова: высшее образование, законодательство, государство

События студенческих волнений в западной Европе в 1815-1820-ых гг. озадачили российских властей вопросом реформирования системы управления высшим образованием. Стало ясно, что отдельные либеральные положения государственного управления, которые были заимствованы из немецких и французских земель могут оказаться враждебными для отечественной системы высшего образования [15, c. 47]. Согласно Манифесту от 24 октября 1817 г. деятельность государственных органов власти должна была учитывать положения православного просвещения, формировать и вести дела по религии и образованию. В связи с этим, объединению подверглись два Министерства: Духовных Дел и Народного Просвещения. Создано два департамента - духовных дел и народного просвещения. Полномочия попечителей не регламентировались. В целях усиления контроля за вузами была учреждена должность директора университета. Его полномочия заключались в организационно-хозяйственное управлении, информировании административного персонала вуза о государственной политике, формировании полицейского надзора и учебной деятельности студентов, наставление по христианскому учению [5, c. 814-834; c. 1199-1220, 1317-1337]. В целях контроля анализа учебной литературы 31 марта 1817 г. создан учёный комитет при Министерстве народного просвещения [10, c. 976-977].

Указом Александра I от 15 мая 1824 г. от Министерства народного просвещения было отделено ведомство православного исповедания и сохранялись функции главного управления духовными делами [3, c. 319]. В 1832 г. соответствующее управление было окончательно отделено от Министерства народного просвещения. В связи с реорганизацией управления высшим образованием с 1817 по 1824 гг. министр народного просвещения А.С. Шишков 11 сентября 1824 г. изложил следующую позицию: «Науки полезны только в меру, излишества их, как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ, или несоразмерное число оного количества людей, принесло бы более вреда, нежели пользы. Главное в воспитании - правила и наставления в христианских добродетелях, а не знания» [2, c. 49].

В соответствии с манифестом от 24 октября 1824 г. в составе Министерства духовных дел и народного просвещения были образованы два департамента: Духовных дел и народного просвещения. Первый департамент содержал четыре отделения по делам исповеданий греко-российского, католического, греко-униатского и армянского, протестантского. Во втором департаменте сосредоточивались функции делопроизводства [9, c. 113]. Высочайше утверждёнными правилами от 20 января 1825 г. впервые была учреждена канцелярия Министра народного просвещения для корректировки орфографии нормативных правовых актов, перевода иностранной литературы и иностранной документации [4, c. 34-35]. Были расширены полномочия попечителей учебных округов, которые имели право осматривать помещения вузов с составлением обязательного отчёта Министру народного просвещения. Совет попечителя был уполномочен разрешать следующие вопросы:

1) об утверждении годовых отчётов вузов,

2) о непреднамеренных растратах,

3) об утверждении расходных сумм вузов.

Новый император Николай Iне одобрял либеральных идей, поскольку считал, что только российские императорские университеты выпускали будущих декабристов, не говоря о других вузах. Сказанная однажды, министром народного просвещения С.С. Уваровым фраза: «Православие, самодержавие, народность» являлась одним из фундаментальных принципов нового государственно-правового регулирования сферы высшего образования [1, c. 112]. Для реализации обновленного курса государственного управления вузами Высочайше утверждённым рескриптом от 14 мая 1826 г. в Министерстве народного просвещения был образован комитет устройства учебных заведений. Он занимался разработкой основных положений организации вузов [14, c. 25-26].

По уставу цензуры от 10 июня 1826 г. вся учебная отечественная и зарубежная литература подвергалась проверке в вузах и Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. После этих процедур она передавалась на рассмотрение в Министерство народно просвещения. Попечители учебных округов давали распоряжения вузам обязательные к исполнению относительно проверок [6, c. 550-571]. Уставом цензуры от 22 апреля 1828 г. высшей инстанцией по проверке литературы являлось Главное Управление Цензуры при Министерстве народного просвещения. Функции данного органа были упрощены. Цензоры должны были отвечать только на один вопрос: «Не вредит ли содержание книги умам студентов» [7, c. 459-478].

В результате польского восстания в 1830-1831 гг., многочисленными участниками которого являлись студенты, были закрыты Варшавский и Виленский императорские университеты. Согласно указу императора от 8 ноября 1833 г. в Киеве открылся императорский университет Св. Владимира [11, c. 647-657]. В целях недопущения беспорядков и «вольного» поведения студентов специально для университета был принят отдельный устав, который действовал до 1842 г. Положения данного нормативного правового акта расширяли сферу деятельности попечителя учебного округа и его помощников [12, c. 667-684].

Политика министра народного просвещения С.С. Уварова преследовала выполнение строгих критериев национальной самобытности высшего образования. Министр неоднократно высказывался за усиление контроля над вузами Российской империи. Согласно министерским нормативным правовым актам 1833 г. вузы должны были соблюдать интересы государственной политики, вести отчёт о делах в образовании, который подлежал обязательной проверке Министерством народного просвещения [13, c. 540-541, 572-573, 590-602, 611-612, 634-635, 661-666]. Указом императора от 6 мая 1831 г. Министерству народного просвещения было передано полномочие по самостоятельному расходованию остаточных денежных средств вузов [8, c. 344].

Таким образом, государственное управление высшими учебными заведениями России в 20 – 40 – ых годов XIX веков сопровождалось рядом политико – социальных изменений. События студенческих волнений в западной Европе в 1815-1820-ых гг. озадачили российских властей вопросом реформирования системы управления высшим образованием. Либеральные положения, которые были заимствованы из Европы в начале XIX века оказались враждебно воспринятыми. Для реализации обновленного курса государственного управления вузами был образован комитет устройства учебных заведений. Политика министерства народного просвещения преследовала выполнение строгих критериев национальной самобытности высшего образования.

Список использованной литературы

1. Буганов В. И. История России кон. XVII-XIX вв. — М.: Просвещение, 2011. С. 112.

2. Записки Департамента народного просвещения. Книга № 1. СПб., 1825. С. 49.

3. ПСЗ. Том 39. С. 319.

4. ПСЗ. Том 40. С. 34-35.

5. ПСЗ. Том 34. С. 814-834. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 1199-1220, 1317-1337.

6. ПСЗ. Том 1. С. 550-571.

7. ПСЗ. Том 3. С. 459-478.

8. ПСЗ. Том 6. С. 344.

9. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб, 1902. С. 113.

10. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 976-977.

11. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 647-657.

12. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 667-684.

13. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 540-541, 572-573, 590-602, 611-612, 634-635, 661-666.

14. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николай I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 25-26.

15. Феоктистов Е. Магницкий. Материалы для истории просвещения в России. // Русский вестник. 1864. Т. 52. С. 47.