Найти в Дзене

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ РОССИИ В 60 – 80 – ЫХ ГОДОВ XIX ВВ.

УДК 34 Киселев Игорь Васильевич Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ, Преподаватель, исследователь РФ, г. Москва E-mail: ya.i-007@yandex.ru АННОТАЦИЯ Впервые в России стал рассматриваться вопрос об учёбе женщин в вузах Российской империи. Основными аргументами создания высших школ для женщин являлись необходимость «продолжения» женского образования в России, поскольку деятельность действующих гимназий и прогимназий «неблагоприятно отражалась на образовании девиц». Общий устав императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. являлся последним нормативным правовым актом, который содержал реформаторские положения Министерства народного просвещения в исследуемый период. Ключевые слова: высшее образование, законодательство, дореволюционная Россия Во второй половине XIX века государственное управление высшими учебными заведениями России было существенно изменено. Например, впервые в России стал рассматриваться вопрос об учёбе женщин в вузах Российской империи. В соотв

УДК 34

Киселев Игорь Васильевич

Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,

Преподаватель, исследователь

РФ, г. Москва

E-mail: ya.i-007@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Впервые в России стал рассматриваться вопрос об учёбе женщин в вузах Российской империи. Основными аргументами создания высших школ для женщин являлись необходимость «продолжения» женского образования в России, поскольку деятельность действующих гимназий и прогимназий «неблагоприятно отражалась на образовании девиц». Общий устав императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. являлся последним нормативным правовым актом, который содержал реформаторские положения Министерства народного просвещения в исследуемый период.

Ключевые слова: высшее образование, законодательство, дореволюционная Россия

Во второй половине XIX века государственное управление высшими учебными заведениями России было существенно изменено. Например, впервые в России стал рассматриваться вопрос об учёбе женщин в вузах Российской империи. В соответствии с Положением 1870 г. в Министерстве народного просвещения неоднократно поднимался вопрос об учреждении высшего женского образования и создания соответствующих вузов или отделений для женщин в уже имеющихся вузах. Однако, в период с 1875 по 1885 гг. в Министерстве народного просвещения созывалась особая комиссия для обсуждения вопроса о создании только женских училищ, которые будут являться посредническими учреждениями между школами и гимназиями. В 1885 г. заместитель Министра народного просвещения М.С. Волконский собрал новую комиссию из представителей Министерства народного просвещения, духовного ведомства и благотворительного фонда Императрицы Марии. Основными аргументами создания высших школ для женщин являлись необходимость «продолжения» женского образования в России, поскольку деятельность действующих гимназий и прогимназий «неблагоприятно отражалась на образовании девиц». Выпускницы учреждений начального образования стремились поступать в вузы России или уезжали за границу в целях продолжения учёбы. Хотя законодательно не было предусмотрено, но благотворительные сборы и пожертвования отдельных компаний и физических лиц позволили открыть в 1869-1870 гг. Аларчинские и Владимирские курсы в Санкт-Петербурге и Лубянские курсы в Москве [1]. В 1876-1878 гг. открылись курсы в Казани и Киеве. Однако, соответствующие курсы не давали право его слушательницам получить высшее образование.

Во второй половине XIX в. государство предпринимает законодательные проекты о реорганизации учебных округов. Для перевода русских книг и периодики 7 октября 1868 г. была учреждена должность помощника попечителя Дерптского учебного округа [2, c. 980-990]. По соглашению Министерства народного просвещения и местным генерал-губернатором 28 декабря 1868 г. была утверждена временная инструкция для этой должности. Государственное управления в прибалтийской губернии, отставка местного генерал-губернатора, а также не востребованность русского языка явились причинами отправки попечителя в Дерпт, а его помощника испытательного комитета в Ригу [3, c. 490]. После неудачного шестилетнего опыта работы окружного инспектора в Оренбурге учрежденноговысочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 11 февраля 1867 г [5, c. 425-426] министр народного просвещения Д.А. Толстой и император Александр II27 февраля 1873 г. обратились в Государственный Совет о возбуждении рассмотрения вопроса об учреждении Оренбургского учебного округа [6, c. 1749-1754]. Согласно высочайше утверждённому мнению Государственного Совета от 18 мая 1874 г. из административно-территориального состава Казанского учебного округа был образован Оренбургский учебный округ, куда вошли Оренбургская, Пермская, Тургайская, Уральская, Уфимская губернии [7, c. 174-215]. Слабое управление Восточно-Сибирскими губерниями, отсутствие единых субординационных начал, отсутствие механизмов решения вопросов специальным начальством обусловили проведение территориальной реформы. В соответствии с Высочайше утверждённым мнением Государственного Совета от 18 декабря 1867 г [8, c. 577-587] распространялось действие Положения об управлении граждснкими учебными заведениями в Западной Сибири от 12 апреля 1859 г [9, c. 342-349] на Восточно-Сибирские губернии, которые вошли в состав Западно-Сибирского учебного округа. Вместе с тем, согласно высочайше утвержденному мнению Государственного Совета Западно-Сибирский учебный округ юридически был учреждён 12 марта 1885 г [10, c. 44-48].

Общий устав императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. являлся последним нормативным правовым актом, который содержал реформаторские положения Министерства народного просвещения в исследуемый период. Историк П. Виноградов в «Вестнике Европы» в 1901 г., отмечал, что данный нормативны правовой акт устанавливал «полный контроль государства» над вузами. Согласно общему уставу императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. устанавливалась вертикаль субординационных отношений во главе с Министерством народного просвещения, подведомственным ему попечителями и подведомственными последним вузы, утверждение обозрений преподавания на каждый семестр, правил о зачёте полугодий, выдача разрешений на проведение специальных экзаменов и утверждение процедуры проведения таких экзаменов, утверждение правил поведения студентов. Каждый вуз находился в ведении попечителя учебного округа, который непосредственно подчинялся министру народного просвещения. Законодательный акцент устанавливался относительно попечителей учебного округа. Данное должностное лицо наделялось следующими обновлёнными полномочиями:

- возбуждение дела об ответственности виновных и ходатайствует о награждении достойных;

- составление заключения о превышении пределов собственных полномочий по делам, превышающим власть вузовских установлений;

- созыв Совета, Правления и собрания факультетов, а также присутствие на заседаниях;

- предоставление ректору обязательные для исполнения предложения о надзоре за студентами;

- превышение полномочий в чрезвычайных случаях, с предоставлением обязательной мотивировки о собственных действия министру народного просвещения [2, c. 456-474].

Таким образом, государственное управление высшими учебными заведениями России в 60 – 80 – ых годов XIX века характеризуется развитием института высшего женского образования. Принимаются законодательные проекты о реорганизации учебных округов. Согласно общему уставу императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. устанавливалась вертикаль субординационных отношений во главе с Министерством народного просвещения, подведомственным ему попечителями и подведомственными последним вузы, утверждение обозрений преподавания на каждый семестр, правил о зачёте полугодий, выдача разрешений на проведение специальных экзаменов и утверждение процедуры проведения таких экзаменов, утверждение правил поведения студентов и др.

Список использованной литературы

1. Высшие женские курсы // Большая советская энциклопедия - М., 1969-1978.

2. ПСЗ. Том 4. С. 456-474.

3. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб, 1902. С. 490.

4. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 4. Царствование Александра II / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 980-990.

5. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 4. Царствование Александра II/ Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 425-426.

6. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 5. Царствование Александра II / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 1749-1754.

7. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 6. Царствование Александра II / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 174-215.

8. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 4. Царствование Александра II / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 577-587.

9. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 3. Царствование Александра II / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 342-349.

10. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 10. Царствование Александра III/ Россия. М-во народ. просвещения. Тип. Товарищества «Общественная польза». СПб, 1894. С. 44-48.