Киселев Игорь Васильевич
Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,
Преподаватель, исследователь
РФ, г. Москва
E-mail: ya.i-007@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Международное сотрудничество в сфере высшего образования российских и европейских университетов в указанные период вновь получило развитие. Первоначальными мерами властей Российской Империи явилось учреждение государственных стипендий в целях учёбы заграницей. За период с 1868 по 1883 гг. вдвое возросло количество учёных обществ, которые рассматривали проблемы мировой и российской науки и образования, а также изучали результаты последних международных научных достижений. Автономия вузов в России явилось причиной создания научных школ при университетах, которые были затем известны во всём мире.
Ключевые слова: высшее образование, Россия, сотрудничество
Международное сотрудничество в сфере высшего образования в дореволюционной России-это взаимодействие российских и иностранных участников общественных отношений в сфере образования: государство, вузы, обучающиеся, преподаватели в целях повышения качества образования. Основными условиями международного сотрудничества являлись академическая мобильность обучающихся и преподавателей, а также использование иностранной литературы.
Периодизация правового регулирования российского высшего образования в условиях международного сотрудничества обусловлена изменением объема полномочий российских вузов, прав и обязанностей обучающихся и преподавателей в сфере высшего образования.
Четвёртый этап (1862-1916 гг.). Накопившиеся в то время проблемы в сфере высшего образования, вызванные ограничением сотрудничества российской и западной высших школ ознаменовали новый этап развития системы высшего образования, а также прав студентов в сфере высшего образования. Современник того времени педагог Н.И. Пирогов отмечал о необходимости вузовской автономии и предоставлении больших прав студентам [1, c. 28].
В соответствии с новым Уставом императорских российских университетов обучающиеся вновь имели право на учёбу в иностранных вузах, посещение занятий иностранных преподавателей, изучение иностранной литературы, на признание иностранных документов об образовании. В целях применения условий международного сотрудничества при реализации указанных прав российские университеты наделялись полномочиями на приглашение иностранных преподавателей, а также использование иностранной литературы. Для преподавания иностранных языков в университетах был предусмотрен штат особых лекторов. Иностранные преподаватели имели право при первом въезде в Российскую Империю, привозить и выписывать любые вещи в течение года беспошлинно, на сумму 900 рублей. При увольнении они имели право выезжать из России в любое время без платежа пошлин за вывозимое ими имущество [8, c. 621 – 638]. В соответствии с Указом Императора Александра II от 6 апреля 1865 г. «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати», цензуре не подвергаются все издания Академий, университетов, ученых обществ и установлений, все издания на древних классических языках и их переводы [9, с. 396].
Международное сотрудничество в сфере высшего образования российских и европейских университетов вновь получило развитие.Первоначальными мерами властей Российской Империи явилось учреждение государственных стипендий в целях учёбы заграницей. В соответствии с Постановлениями Министерства народного просвещения от 30 июля, 15 сентября, 21 сентября, 3 декабря 1871 г., 6 марта, 5 мая, 10 июня, 10 июля 1872 г., были учреждены стипендии при Казанском, Петербуржском, Московском, Варшавском-360 руб., Дерптском императорских университетах в размере от 250 до 360 руб. На именные стипендии Фридлендера, Жадимеровского было пожертвовано 5000 руб., Минина-300 руб., Бунге-6180 руб., Ягницкого-20000 руб. [12, с. 424 – 425, 473 – 474, 577 – 578, 707, 744 – 745, 907 – 908, 1400 – 1401, 1431 – 1432]. В соответствии с Постановлениями Министерства народного просвещения от 5 апреля 1871 г. «Об учреждении при Петербуржском университете стипендии Императора Александра I» и «Об учреждении при Петербуржском университете стипендии в память Графа С. Уварова» устанавливались стипендии в размере 250-300 руб. в год [13, с. 71-73].
За период с 1868 по 1883 гг. вдвое возросло количество учёных обществ, которые рассматривали проблемы мировой и российской науки и образования, а также изучали результаты последних международных научных достижений. Автономия вузов в России явилось причиной создания научных школ при университетах, которые были затем известны во всём мире (например, математическая школа П. Чебышева, физическая и астрономическая школа А. Столетова, химическая школа А. Бутлерова и др.). Укреплялась инфраструктура вузов. В соответствии с Постановлением Министерства народного просвещения от 1 мая 1871 г. «О присоединении Варшавской Главной библиотеке к тамошнему Университету» Варшавский университет получил в пользование более 10000 тыс. иностранной литературы и право на закупку каждый год литературы на сумму 6000 руб. [14, с. 90 – 105]. Согласно Постановлению Министерства народного просвещения от 28 декабря 1871 г. «О расходах на первоначальное обзаведение и содержание офтальмологической клиники при Харьковском университете» была открыта соответствующая клиника [15, с. 644 – 649]. Согласно Постановлению Министерства народного просвещения от 21 февраля 1872 г. «Об учреждении при Новороссийском университете должности астронома-наблюдателя и увеличении суммы на содержание астрономической обсерватории сего университета» была учреждена должность астронома наблюдателя и т.д. [16, с. 708 – 714].
В США и странах западной Европы студенты изучали передовые технологии в области электро- и фото- синтеза, электродинамики, механики, что было связано с открытием в то время электрического трамвая и электросварки, практического способа получения ультразвука и цветной фотографии, паровой турбины, эсколатора, радиопередатчика и многого др. [19, с. 215 – 238]. Новейшие разработки в области физики, химии, географии, культурологии стали известны в России путём приглашения иностранных преподавателей на работу в Российские университеты. Например, М.Г. Якоби преподавал в Петербуржском университете. Использовал немецкие труды в области физики. Его открытия в области гальванопластики стали основной для создания в университете целого направления по изучению прикладной электрохимии [5, с. 554]. Ф.Ф. Кун положил начало в изучении немецкой мифологии. К.Э. Бэр основал в России антропологическое научное направление (см. таблица 4) [3, с. 475].
Великий российский физик А.Г. Столетов отмечал, что необходимость обучения российских студентов в Европе обусловлена тем, что естественные науки являются интегрированными по совей сути и не могут быть разделены на российские и европейские. Он считал обязательной нормой отправлять российских студентов и учёных в европейские университеты. В соответствии с Постановлениями Министерства народного просвещения от 20 апреля 1889 г. «Об отпуске суммы на улучшение и развитие учебно-вспомогательных установлений при шести университетах Империи» предусматривалось финансирование российских вузов на сумму 200000 руб. Из них 60000 руб. на обустройство особого помещения для Петребуржского университета. В Московском университете предусматривалось строительство здания физического института-200000 руб., а в Казанском университете дополнительного здания библиотеки, физической и химической лабораторий-75000 руб. закупка глобусов, карта, ландшафтов и чертежей. В Харьковском планировалось строительство новых медицинских клиник на сумму 25000 руб. В Новороссийском университете и университете Св. Владимира планировалось расширение химических лабораторий на сумму 26000 руб. [17, с. 282 – 290].
Во второй половине XIX в. организация обучения в российских университетах была схожа с французской и британской, где доминировала дисциплина и академический административный контроль всего процесса обучения: от составления календарного учебного плана до порядка присуждения академических степеней. Немецкая система организации обучения основывалась на принципах академической свободы. Относительно реализации условий международного сотрудничества в сфере образования, студенты немецких университетов наделялись правами на свободный выбор иностранных факультетских специализаций, предметов, направлений научных исследований, иностранных преподавателей в целях написаний магистерских и докторских диссертаций, а также тематик исследований. В России таких прав студентам не предоставлялось. Российские университеты, приглашавшие немецких профессоров, ставили цель преобразования организации обучения (впоследствии французская и британская системы высшего образования заимствовали вышеуказанные немецкие элементы академических свобод) [24, р. 5-19].
На этапе формирования нового университетского устава государственно-правовая политика Российской Империи ставила целью усиление административного влияния за университетами. На комиссии по разработке нового проекта университетского устава И.А. Делянов, Н.А. Любимов, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев и др. выступали за ограничение академической автономии университетов ввиду чрезмерного увлечения европейскими идеями, которые-как отмечали члены комиссий, - могут нанести вред умам российским. Однако, в новом Уставе императорских российских университетов, который был подписан Императором Александром III 23 августа 1884 г., права студентов, а также полномочия университетов в сфере международного сотрудничества в сфере образования ограничены не были. Более того, в целях создания условий для реализации прав обучающихся иностранные преподаватели имели право при первом въезде в Российскую Империю привозить и выписывать любые вещи в течение г. беспошлинно на сумму 1350 рублей. Пошлиной не облагались учебные пособия, инструменты, географические карты [10, с. 455 – 474].
В России не удалось закрепить на законодательном уровне вышеуказанные права, которые предоставлялись студентам немецких университетов. Кроме того, государственные реформы Александра II, направленные на создание высших женских школ при университетах не увенчались успехом. Ранее, женщины не допускались в университеты России, в отличии от европейских стран. Были открыты медицинские курсы при академии в Петербурге и Московском университет (1872), в Казани (1876), Киеве (1878). Однако, в 1888 г. они были ликвидированы [21, с. 102]. Указанные обстоятельства явились причиной дальнейшего увеличения количества российских студентов, а также расширения географии их пребывания в европейских университетах.
В 1910 г. в немецких университетах учились 3000 российских студентов, а в 1914 г. они составляли уже 62,5% от все иностранных студентов в Германии [6, с. 93 – 94]. Новыми направлениями академической мобильности российских студентов стали вузы Бельгии, Италии, Франции, Швейцарии др. Возобновились поездки в Великобританию. Наиболее крупными центрами пребывания российских студентов во Франции были университеты Монпелье, Нанси и Парижа. Как и в других европейских странах, во Франции, количество российских студентов всегда было больше чем студентов из остальных стран. Например, в 1911 г. в Парижской Сорбоне количество российских студентов составляло половину от всех иностранцев учащихся в данном университете. Общее количество российских студенток в парижских вузах достигало до 1500 человек (см. таблица 4). Российские студенты изучали медицину, право, лингвистику и электронику [7, с. 184-185]. Из Франции были заимствованы обновлённые учебные программы по изучению словесности [4, с. 184 – 188].
Сотрудничество в сфере высшего образования Российский Империи и Швейцарии развивалось прежде всего за счёт активной миграции представителей российского студенчества в крупнейшие вузы этой страны [2, с. 72]. Стоит отметить, что в то время, Швейцарское законодательство в сфере образования было устроено таким образом, что позволяло получить высшее образование иностранцам- мужчинам и женщинам на равной основе [22, с. 5-20]. В бельгийских и итальянских университетах российских студентов высокий уровень преподавания медицины, биотехнологий, права. Крупные университеты этих стран находились в городах Антверпен, Брюссель, Генуя, Гент, Лувен, Пиза, Рим, Флоренция, Шарлеруа [18, с. 107 – 113]. В университетах Соединенного Королевства российских студентов привлекали традиции обучения на юридических (система общего права, генезис международного права-У. Вивелл, А. Максвелл, Г. Джонс), теологических (церковная католическая история-Дж.Б. Лайтфут, Стенфоп, Лотиан) и исторических (европейской и межконтинентальная история-У. Смит) факультетах (см. таблица 4). Стоит отметить, что развитие международных образовательных контактов вузов Российской Империи начинается в период первой мировой войны. Новыми партнёрами академического взаимодействия были иностранные вузы стран Антанты. Например, в вузах России открывались новые факультеты и курсы английского языка, развивались новые направления преподавания таких дисциплин как физика, химия и др. [20, с. 102].
Таким образом, впериод с 1863 по 1916 гг. количество российских студентов, обучавшихся за границей существенно возросло по сравнению с предыдущими этапами. Незначительно возросло количество иностранных студентов и преподавателей в России. Увеличилось количество экземпляров иностранной литературы (см. таблица 4).
Степень влияния условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на правовое регулирование высшего образования в России заключается в следующих положениях:
1) увеличивается количество российских студентов, обучающихся в европейских странах (Германия, Австрия, Англия, Шотландия);
2) расширяется география обучения российских студентов в европейских университетах;
3) возобновляется практика создания необходимой инфраструктуры в сфере образования, путём заимствование европейских идей в сфере науки и образования;
4) создаётся система государственных стипендий в целях обучения в иностранных государствах.
Академическая мобильность российских студентов
Государство
Вуз
Количество российских студентов
Германская Империя
Лейпцегский
2758
Мюнхенский
2552
Берлинский
2307
Дармштадский
1929
Галле
1641
Фрайбургский
1467
Иный вузы
12965
Франция
Парижский
2702
Монпелье
2605
Нанси
2601
Лионский
2396
Тулузский
2372
Иные вузы
9673
Королевство Бельгия
Лёвенский
1700
Льежский
1125
Гентский
985
Иные вузы
3124
Итальянское королевство
Миланский
950
Туринский
835
Пизанский
619
Флорентийский
515
Генуэзский
459
Иные вузы
1745
Австро – Венгерская Империя
Венский
324
Королевство Великобритания
-
126
Итог:
60717
Академическая мобильность иностранных студентов
Российская Империя
Дерптский
812
Петербургский
398
Московский
224
Казанский
216
Харьковский
205
Итог:
855
Иностранные преподаватели в Российской Империи
Вуз
Гражданство
Количество
Дерптский
Германская Империя
24
Казанский
20
Петербургский
18
Московский
17
Харьковский
10
Итог:
89
Иностранная литература в Российской Империи
Вуз
Тематика
Количество
Московский
Лингвистика, физика, химия, биология, медицина
Более 20000
Дерптский
Медицина, философия, юриспруденция
Более 18000
Петербургский
Физика, химия, математика, юриспруденция, философия
16000
Казанский
Восточные языки, физика, математика, химия
Более 15000
Харьковский
Медицина, философия, физика, химия, юриспруденция
Более 12000
Варшавский
Более 11000
Таблица 4. Использование условий международного сотрудничества в сфере образования на четвёртом этапе (1863 – 1916 гг.) Источник: построено автором по данным Марголин Д. Студенческий справочник. Ч. II: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения за границей. Киев, 1909. С. 138, 154, 184; Марголин Д. Справочник по высшему образованию. Ч. II: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения за границей. Пг.-Киев, 1915. С. 93 – 94, 237, 251; Русский Париж / В.Н. Бурлак. – М.: Вече, 2008. – С. 215; Рогозин А.А. «Российские студенты в Германии на рубеже XIX – XX вв. в современной немецкой историографии». Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва, 2015. С. 67 – 83; Высшие горные школы за границей. СПб., 1897. С. 5, 20.
Список использованной литературы
1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 28.
2. Базанов В. А., Владимирова Г. А. "Русская колония" в Цюрихе // Советское здравоохранение. 1969. № 10. С. 72.
3. Бэр К.М. История развития животных. Том 1,2. Серия «Классики науки». АН СССР, 1950. Т. 1,2. 475 с.
4. Варзонин Ю.Н. Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2012. Выпуск 3. С. 184 – 188.
5. Кузнецов И. В. Борис Семёнович Якоби (1801 - 1874) // Люди русской науки / Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. Т. 2. 554 с.
6. Марголин Д. Справочник по высшему образованию. Ч. II: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения за границей. Пг.-Киев, 1915. С. 93 – 94.
7. Марголин Д. Студенческий справочник. Ч. II: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения за границей. Киев, 1909. С. 184 – 185.
8. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1825 - 1881) : Том 38 (1863) : Часть 1 : Законы (39117 - 40024). С. 621 – 638.
9. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1649 - 1825): Том 40 (1865) : Часть 1 : Законы (41642 - 42509). С. 396.
10. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1881 - 1913) : Том 4 (1884) : Законы (1934 - 2642). С. 455 – 474.
11. Посохов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 364 – 373. Материалы Комиссии по пересмотру общего устава российских университетов от 1863 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. № 10 С. 128.
12. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра II. Том 5. 1871 – 1873. СПб, 1877. С. 424 – 425, 473 – 474, 577 – 578, 707, 744 – 745, 907 – 908, 1400 – 1401, 1431 – 1432.
13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра II. Том 5. 1871 – 1873. СПб, 1877. С. 71 – 73.
14. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра II. Том 5. 1871 – 1873. СПб, 1877. С. 90 – 105.
15. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра II. Том 5. 1871 – 1873. СПб, 1877. С. 644 – 649.
16. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра II. Том 5. 1871 – 1873. СПб, 1877. С. 708 – 714.
17. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Императора Александра III. Том 11. 1889 – 1890. СПб, 1895. С. 282 – 290.
18. Сидорова Т.А. Обучение истории в университетах Оксфорда и Кембриджа в оценке Ф.У. Мейтленда: историко – историографический аспект. Учёные записки российского государственного социального университета № 5, 2012. С. 107 – 113.
19. Храмов Ю. А. Столетов Александр Григорьевич // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. М.: Наука, 1983. С. 215 – 238.
20. Шевырин В.М. Власть и общественные организации в России (1914-1917). М.: ИНИОН, 2003, с. 102.
21. Эвенчик С.Л. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. М., 1972. С. 102.
22. Эрисман Ф. Из жизни русских студентов в швейцарских университетах // Вестник воспитания. 1907. № 9. С. 5-20.
23. Harris F.R. The Parsons centenary - a hundred years of steam turbines. // In Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part A, Vol. 198, № 9, pages 183-224; 1984.
24. Rüegg, «Themes», A History of the University in Europe, Vol. III, p.5-19.