Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Шепот ракушки в лаковой глади: Тайны китайского искусства Ло Дянь

В сокровищнице традиционных китайских искусств особое место занимает изысканная техника инкрустации перламутром, известная под поэтичным названием «螺钿» (Ло Дянь) (с кит. «перламутр»). В процессе изготовления предметов искусства используют раковины тюрбана, морского ушка и жемчужницы. Их шлифуют до толщины 0,09–0,2 мм. Из них создают тонкие срезы в виде фигурок, цветов и птиц, геометрических фигур или текста. Эти элементы инкрустируют на поверхности различных предметов, чтобы создать уникальный рисунок. Искусство «Ло-дянь» применяют в производстве лакированной посуды, мебели, музыкальных инструментов, ширм, шкатулок, горшков, блюдцев, а также в резьбе по дереву и других изделиях ручной работы. Техника «Ло-дянь» признана частью нематериального культурного наследия Китая. Это искусство превращения сияния раковин в высокую поэзию линий и форм. Мастер «Ло Дянь» подобен ювелиру и живописцу в одном лице: он кропотливо разрезает причудливые раковины моллюсков на пластины тоньше ле
Оглавление

Искусство «Ло Дянь»: Застывшая радуга в лаковой глади

В сокровищнице традиционных китайских искусств особое место занимает изысканная техника инкрустации перламутром, известная под поэтичным названием «螺钿» (Ло Дянь) (с кит. «перламутр»).

В процессе изготовления предметов искусства используют раковины тюрбана, морского ушка и жемчужницы.

-2

Их шлифуют до толщины 0,09–0,2 мм. Из них создают тонкие срезы в виде фигурок, цветов и птиц, геометрических фигур или текста. Эти элементы инкрустируют на поверхности различных предметов, чтобы создать уникальный рисунок.

-3

Искусство «Ло-дянь» применяют в производстве лакированной посуды, мебели, музыкальных инструментов, ширм, шкатулок, горшков, блюдцев, а также в резьбе по дереву и других изделиях ручной работы. Техника «Ло-дянь» признана частью нематериального культурного наследия Китая.

Это искусство превращения сияния раковин в высокую поэзию линий и форм.

-5

Мастер «Ло Дянь» подобен ювелиру и живописцу в одном лице: он кропотливо разрезает причудливые раковины моллюсков на пластины тоньше лепестка, вырезает из них затейливые узоры и с филигранной точностью вправляет их в поверхность лака, дерева или иных материалов.

-6

В результате рождаются предметы, где глубокая бархатистая гладь фона вступает в диалог с переливчатым, светящимся изнутри узором, играющим всеми цветами радуги.

Задник одного из зеркал династии Тан
Задник одного из зеркал династии Тан

Рождение сквозь тысячелетия: из глубины веков

Истоки этого искусства теряются в дымке тысячелетий. История перламутровой инкрустации восходит к эпохе династии Шан. Расписное лаковое изделие с изображением морды зверя и феникса, найденное на кладбище Янь в Западной Чжоу, является одним из самых ранних известных примеров перламутровой лаковой инкрустации.

Задник одного из зеркал династии Тан
Задник одного из зеркал династии Тан

Однако подлинную зрелость и утонченность «Ло Дянь» обрела в блистательную эпоху Тан (618–907 гг.), о чем красноречиво говорят изящные лаковые зеркала, чьи поверхности оживлены сияющими перламутровыми инкрустациями.

К этой эпохе ремесло достигло высокого уровня сложности, а перламутровая инкрустация на лакированных задних сторонах бронзовых зеркал считалась шедевром того времени.

Династия Мин была периодом развития и процветания лакового производства, в течение которого сосуществовали как толстые, так и тонкие перламутровые инкрустации.

Шкафчик династия Мин
Шкафчик династия Мин

Мебель с перламутровой инкрустацией достигла своего расцвета во времена династии Цин, завоевав благосклонность цинского двора. Записи показывают, что в 1771 году Управление по добыче соли Лянхуай включило более десяти предметов лакированной посуды из Янчжоу с перламутровой инкрустацией в свой список податей двору Цин.

Столик династия Мин
Столик династия Мин

Расцвет и сияние: золотой век Мин и Цин

Именно во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) она достигла своего золотого века, апогея художественного совершенства.

Эпоха Мин утвердила каноны изысканного вкуса, когда перламутром украшали всё — от миниатюрных шкатулок и лаковой посуды до монументальной мебели. В этот период окончательно сформировалось разделение на «тонкий» и «толстый» «Ло Дянь», позволявшее достигать невиданной ранее пластичности и глубины изображения.

Вершиной же развития искусства инкрустации стало появление в эпоху Цин техники «百宝嵌» (Байбао Цянь), или «инкрустации ста сокровищ». Это был настоящий триумф декоративного искусства, где перламутр стал лишь одним из аккордов в богатейшей симфонии материалов.

Мастера «Байбао Цянь» сочетали его с яшмой, нефритом, золотом, серебром, кораллами, бирюзой и полудрагоценными камнями, создавая сложнейшие живописные панно, поражающие своим великолепием и роскошью.

Были и уникальные мастера в этом направлении, один из них — Цян Цяньли, он был одним из выдающихся мастеров в области инкрустации перламутром лаковых изделий в эпоху династии Мин.

Он стал пионером тонкой техники инкрустации перламутром, используя в качестве творческих идей такие литературные сюжеты, как «Роман о Западной палате» и «Пионовый павильон». В основе его работ лежал чёрный лак, инкрустированный светящимися перламутровыми вставками, что позволило достичь уровня детализации, который описывали как «тонкий, как крыло цикады».

Шкатулка Цян Цяньли
Шкатулка Цян Цяньли

Его работы считались предметами роскоши, что привело к появлению популярного феномена «в каждом доме есть чашки и тарелки Цзян Цяньли». Он преуспел в технике мягкой перламутровой инкрустации, используя перламутровые элементы толщиной менее 0,5 миллиметра. Его работы включали в себя фигуры, сцены, драконов и волны, демонстрируя простой, но великолепный стиль.

Его мастерство не только способствовало превращению перламутровых инкрустированных предметов из предметов повседневного обихода в произведения искусства в эпоху династии Мин, но и открыло новую эру в декорировании лакированных изделий. Но сохранившиеся экземпляры редки из-за сложности и длительности процесса изготовления; большинство существующих изделий представляют собой небольшие изделия, такие как винные кубки и пеналы.

Ваза. Работа Цян Цяньли
Ваза. Работа Цян Цяньли

Таким образом, «Ло Дянь» — это не просто техника, это целая философия, воплощенная в материи. Это диалог между человеком и природой, где хрупкая красота раковины обретает вечность в руках мастера, превращаясь в бессмертное произведение искусства.

-20

Екатерина Серёжина