Искусство «Ло Дянь»: Застывшая радуга в лаковой глади
В сокровищнице традиционных китайских искусств особое место занимает изысканная техника инкрустации перламутром, известная под поэтичным названием «螺钿» (Ло Дянь) (с кит. «перламутр»).
В процессе изготовления предметов искусства используют раковины тюрбана, морского ушка и жемчужницы.
Их шлифуют до толщины 0,09–0,2 мм. Из них создают тонкие срезы в виде фигурок, цветов и птиц, геометрических фигур или текста. Эти элементы инкрустируют на поверхности различных предметов, чтобы создать уникальный рисунок.
Искусство «Ло-дянь» применяют в производстве лакированной посуды, мебели, музыкальных инструментов, ширм, шкатулок, горшков, блюдцев, а также в резьбе по дереву и других изделиях ручной работы. Техника «Ло-дянь» признана частью нематериального культурного наследия Китая.
Это искусство превращения сияния раковин в высокую поэзию линий и форм.
Мастер «Ло Дянь» подобен ювелиру и живописцу в одном лице: он кропотливо разрезает причудливые раковины моллюсков на пластины тоньше лепестка, вырезает из них затейливые узоры и с филигранной точностью вправляет их в поверхность лака, дерева или иных материалов.
В результате рождаются предметы, где глубокая бархатистая гладь фона вступает в диалог с переливчатым, светящимся изнутри узором, играющим всеми цветами радуги.
Рождение сквозь тысячелетия: из глубины веков
Истоки этого искусства теряются в дымке тысячелетий. История перламутровой инкрустации восходит к эпохе династии Шан. Расписное лаковое изделие с изображением морды зверя и феникса, найденное на кладбище Янь в Западной Чжоу, является одним из самых ранних известных примеров перламутровой лаковой инкрустации.
Однако подлинную зрелость и утонченность «Ло Дянь» обрела в блистательную эпоху Тан (618–907 гг.), о чем красноречиво говорят изящные лаковые зеркала, чьи поверхности оживлены сияющими перламутровыми инкрустациями.
К этой эпохе ремесло достигло высокого уровня сложности, а перламутровая инкрустация на лакированных задних сторонах бронзовых зеркал считалась шедевром того времени.
Династия Мин была периодом развития и процветания лакового производства, в течение которого сосуществовали как толстые, так и тонкие перламутровые инкрустации.
Мебель с перламутровой инкрустацией достигла своего расцвета во времена династии Цин, завоевав благосклонность цинского двора. Записи показывают, что в 1771 году Управление по добыче соли Лянхуай включило более десяти предметов лакированной посуды из Янчжоу с перламутровой инкрустацией в свой список податей двору Цин.
Расцвет и сияние: золотой век Мин и Цин
Именно во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) она достигла своего золотого века, апогея художественного совершенства.
Эпоха Мин утвердила каноны изысканного вкуса, когда перламутром украшали всё — от миниатюрных шкатулок и лаковой посуды до монументальной мебели. В этот период окончательно сформировалось разделение на «тонкий» и «толстый» «Ло Дянь», позволявшее достигать невиданной ранее пластичности и глубины изображения.
Вершиной же развития искусства инкрустации стало появление в эпоху Цин техники «百宝嵌» (Байбао Цянь), или «инкрустации ста сокровищ». Это был настоящий триумф декоративного искусства, где перламутр стал лишь одним из аккордов в богатейшей симфонии материалов.
Мастера «Байбао Цянь» сочетали его с яшмой, нефритом, золотом, серебром, кораллами, бирюзой и полудрагоценными камнями, создавая сложнейшие живописные панно, поражающие своим великолепием и роскошью.
Были и уникальные мастера в этом направлении, один из них — Цян Цяньли, он был одним из выдающихся мастеров в области инкрустации перламутром лаковых изделий в эпоху династии Мин.
Он стал пионером тонкой техники инкрустации перламутром, используя в качестве творческих идей такие литературные сюжеты, как «Роман о Западной палате» и «Пионовый павильон». В основе его работ лежал чёрный лак, инкрустированный светящимися перламутровыми вставками, что позволило достичь уровня детализации, который описывали как «тонкий, как крыло цикады».
Его работы считались предметами роскоши, что привело к появлению популярного феномена «в каждом доме есть чашки и тарелки Цзян Цяньли». Он преуспел в технике мягкой перламутровой инкрустации, используя перламутровые элементы толщиной менее 0,5 миллиметра. Его работы включали в себя фигуры, сцены, драконов и волны, демонстрируя простой, но великолепный стиль.
Его мастерство не только способствовало превращению перламутровых инкрустированных предметов из предметов повседневного обихода в произведения искусства в эпоху династии Мин, но и открыло новую эру в декорировании лакированных изделий. Но сохранившиеся экземпляры редки из-за сложности и длительности процесса изготовления; большинство существующих изделий представляют собой небольшие изделия, такие как винные кубки и пеналы.
Таким образом, «Ло Дянь» — это не просто техника, это целая философия, воплощенная в материи. Это диалог между человеком и природой, где хрупкая красота раковины обретает вечность в руках мастера, превращаясь в бессмертное произведение искусства.
Екатерина Серёжина