Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

«Молодая мученица» — картина, перед которой Париж замолчал

В середине XIX века французский художник Поль Деларош показал публике работу, которая вызвала редкое для Парижа чувство — благоговейную тишину. А у некоторых даже желание встать на колени и молиться На Салоне 1855 года зрители замирали перед холстом, где в тёмной воде Тибра покоилось тело молодой женщины. Это была «Молодая мученица» — картина, выражавшая традицию католического сентиментализма и ставшая одной из самых обсуждаемых в карьере Делароша Поль Деларош (1797–1856) — художник, известный своими историческими и религиозными сюжетами. Он писал сцены из античности, Библии и европейской истории, где герои оказывались в момент нравственного выбора или трагедии. Кстати, вы точно видели Наполеона и Петра I его авторства Но ближе к концу жизни Деларош устал от театральных сцен и пафоса. «Молодая мученица» стала для него переходом к более личному, почти интимному искусству — не о событиях, а о чувствах Картина была написана около 1853–1855 годов и выставлена на Парижском Всемирном салоне.
Оглавление

В середине XIX века французский художник Поль Деларош показал публике работу, которая вызвала редкое для Парижа чувство — благоговейную тишину. А у некоторых даже желание встать на колени и молиться

На Салоне 1855 года зрители замирали перед холстом, где в тёмной воде Тибра покоилось тело молодой женщины. Это была «Молодая мученица» — картина, выражавшая традицию католического сентиментализма и ставшая одной из самых обсуждаемых в карьере Делароша

«Молодая мученица» (La Jeune Martyre) — одно из самых пронзительных и загадочных произведений французского художника Поля Делароша (Paul Delaroche, 1797–1856), написанная около 1855 года. Сейчас она хранится в Лувре, Париж
«Молодая мученица» (La Jeune Martyre) — одно из самых пронзительных и загадочных произведений французского художника Поля Делароша (Paul Delaroche, 1797–1856), написанная около 1855 года. Сейчас она хранится в Лувре, Париж

Кто такой Поль Деларош

Поль Деларош (1797–1856) — художник, известный своими историческими и религиозными сюжетами. Он писал сцены из античности, Библии и европейской истории, где герои оказывались в момент нравственного выбора или трагедии. Кстати, вы точно видели Наполеона и Петра I его авторства

Поль Деларош — французский академист (1797–1856), мастер исторического жанра
Поль Деларош — французский академист (1797–1856), мастер исторического жанра

Но ближе к концу жизни Деларош устал от театральных сцен и пафоса. «Молодая мученица» стала для него переходом к более личному, почти интимному искусству — не о событиях, а о чувствах

Что скрывает девушка с картины

Картина была написана около 1853–1855 годов и выставлена на Парижском Всемирном салоне. Зрители восприняли её как аллегорию раннехристианских гонений — девушку, погибшую за веру во времена Римской империи. Однако Деларош не называл имени святой и не указывал эпоху

Он хотел, чтобы зритель видел не исторический эпизод, а человеческую жертву, лишённую внешнего драматизма. На картине мы видим тело молодой женщины, плывущее в реке. Не нужно даже разбираться в мифологии и символизме, чтобы прочитать здесь сюжет перехода из бренности в вечность

-3

Над ней — золотистый нимб, руки связаны перед собой, лицо спокойно. Художник не уточняет, кто она и что именно произошло. Но ясно одно — перед нами не сцена убийства, а мгновение после, когда всё уже сделано и остаётся только тишина

Многие исследователи считают, что в этом образе художник оплакивал смерть своей жены, Луизы Веронез, тоже художницы. Отсюда — спокойствие и нежность в изображении: как будто это не религиозная сцена, а его личный портрет скорби и любви. Но подтверждений этой версии нет, потому что сюжет написан многим позже смерти Луизы

Ранний карандашный эскиз (ок. 1852–1853), который хранится в коллекции Лувра, сильно отличается от финальной работы. На нём девушка лежит не в воде, а на каменном полу — будто в катакомбах. Позже Деларош заменил интерьер на реку: вода дала ощущение пространства и покоя, которое стало ключевым для всей картины

-4

Современники вспоминали, что Деларош тщательно подбирал смеси лаков и масляных слоёв, чтобы нимб не выглядел нарисованным, а будто отражал реальный свет. Получилось настолько эффектно, что в конце XIX века в Париже ходил слух, что ночью, когда в зале Лувра гаснет свет, нимб над лицом девушки будто бы светится. Отсюда родилась романтическая история о «сиянии души мученицы»

-5

Кто эти двое на мосту

На дальнем картины еще две фигуры — мужчина и женщина. Их силуэты едва различимы на мосту, и часто быстрый зритель видит только мужчину, подозревая в нем убийцу. Находятся даже трактовки, в которых говорится, что этот мужчина — тень Делароша по Юнгу. Красивая была бы теория, будь эти люди внимательнее. Я специально немного высветлила этот участок картины, чтобы вам стало видно, что эти двое — смотрят со скорбью и ужасом

-6

В старых каталогах Лувра (конец XIX века) эти фигуры описывались как “двое христиан, наблюдающих тело своей сестры во Христе”. То есть это точно не убийцы, а свидетели или соученики, которые нашли тело после казни. Они могли быть членами общины, которые прямо сейчас испытывают вину за то, что не смогли уберечь девушку. Такое введение наблюдателей характерно для академического повествования — оно переносит чувство сострадания на зрителя

Интересно, что в одном из вариантов набросков фигура и правда была одна, и не на мосту, а в лодке — как будто человек наблюдает за телом, проплывающим мимо. Художник позже отказался от этой версии: лодка делала сцену слишком «буквальной»

Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр
Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр

Некоторые современные исследователи (в частности, искусствовед Филипп Бордес в каталоге “Paul Delaroche et son temps”, Musée des Beaux-Arts de Nantes, 2000) отмечают, что именно эти две фигуры придают картине кинематографическую эмоциональность. Без них это была бы просто красивая аллегория, а с ними — драма со свидетелями, у которых есть история, прошлое и вина

На сайте Лувра есть множество набросков, которые показывают, что Деларош не искал сюжет — он искал форму покоя. Он шаг за шагом убирал всё лишнее: архитектуру, детали, даже крест из рук мученицы, — пока не остались только вода, свет и человеческое достоинство. Всё подчинено идее — покой через гармонию. Художник делает невозможное: превращает смерть в красоту

Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр
Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр
Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр
Поль Деларош. Эскиз композиции “Молодая мученица”, ок. 1853. Лувр

Прошлое и настощее Мученицы

На Салоне 1855 года картину обсуждали больше, чем многие исторические драмы. Журнал Gazette des Beaux-Arts писал:

«Деларош перестал писать историю — он написал молитву»

Публика стояла у картины часами. Женщины рыдали, мужчины снимали шляпы. Одни видели в ней христианскую святость, другие — романтическую смерть

После Салона полотно быстро приобрёл Лувр, где оно хранится и сегодня. А репродукции «Молодой мученицы» расходились по всей Европе — от церковных календарей до художественных альбомов. Её эмоциональность и идеализированная красота позже повлияли на символистов (Редон, Бёклин, Дрейер), но сама она остаётся вершиной религиозного академического романтизма

Автор неизвестен
Автор неизвестен

«Молодую мученицу» обсуждают и сегодня, но как будто бы уже не пытаются ее понять, а скорее подогнать под современную повестку. Картина популярна в массовой культуре и нередко интерпретируется через линзу декаданса и феминистской критики — как «сладостное изображение женской смерти»

Современные исследовательницы (например, Грейс Брокингтон и Линда Нохлин) указывают, что такие образы отражали патриархальные представления о «прекрасной жертве» и эстетизацию женской пассивности. По их мнению «Молодая мученица» — не о святости, а о мужском взгляде на чистоту и смерть женщины

А по моему мнению, надо переставать смотреть на картины прошлых эпох глазами человека из 2025 года, и попробовать все же учесть контекст времени и личность автора. В этой статье я не стала подробно говорить о Делароше и показывать другие его работы, но если вам интересно, я подготовлю материал об этом. Дайте знать в комментариях

____________________________

Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛

Что еще интересного почитать:

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале Интроспекция Нины. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру