Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ И МИХАЙЛОВСКОЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ СПУСТЯ ГОД. Часть 5

Мостик у Черного пруда. Фото автора Трудно сказать, сколько еще времени я провел на территории усадьбы, неспешно передвигаясь по ней и останавливаясь там, где меня что-то особенно заинтересовало. Лёдник – единственное сохранившееся в своем первозданном виде строение на территории усадьбы. Фото автора Я не смотрел на часы, зная, что запас по времени у меня есть. Пообедал в кафе «Березка» здесь же, на территории усадьбы. Не вдаваясь в подробности, просто скажу, что в общем и целом мне понравилось практически по всем параметрам. Цапля на охоте на рыбу. Фото автора После обеда совершил своего рода круг почета, постояв несколько минут за домом поэта и в который раз насладившись той совершенной гармонией, которую сотворила природа. Это же надо было принять такие формы! Фото автора Обошел дом и, взгрустнув, мысленно попрощался с ним, полагая, что больше я его уже не увижу. Дом поэта. Фото автора Дом управляющего также остался позади. Дом управляющего. Фото автора Я приближался к воро

Мостик у Черного пруда. Фото автора
Мостик у Черного пруда. Фото автора

Трудно сказать, сколько еще времени я провел на территории усадьбы, неспешно передвигаясь по ней и останавливаясь там, где меня что-то особенно заинтересовало.

Лёдник – единственное сохранившееся в своем первозданном виде строение на территории усадьбы. Фото автора
Лёдник – единственное сохранившееся в своем первозданном виде строение на территории усадьбы. Фото автора

Я не смотрел на часы, зная, что запас по времени у меня есть.

Пообедал в кафе «Березка» здесь же, на территории усадьбы. Не вдаваясь в подробности, просто скажу, что в общем и целом мне понравилось практически по всем параметрам.

Цапля на охоте на рыбу. Фото автора
Цапля на охоте на рыбу. Фото автора

После обеда совершил своего рода круг почета, постояв несколько минут за домом поэта и в который раз насладившись той совершенной гармонией, которую сотворила природа.

Это же надо было принять такие формы! Фото автора
Это же надо было принять такие формы! Фото автора

Обошел дом и, взгрустнув, мысленно попрощался с ним, полагая, что больше я его уже не увижу.

Дом поэта. Фото автора
Дом поэта. Фото автора

Дом управляющего также остался позади.

Дом управляющего. Фото автора
Дом управляющего. Фото автора

Я приближался к воротам, у которых, подобно гигантским часовым, стояли высокие ели.

Те самые ели. Фото автора
Те самые ели. Фото автора

Обернулся,

Прощальный взгляд. Фото автора
Прощальный взгляд. Фото автора

а затем зашагал в сторону аллеи Керн, к древним липам, помнившим и ту, чьим именем названа сама аллея, и того, кто был здесь рядом с ней летом 1825 года. Кстати, именно у этих старых лип несколькими часами ранее закончилась экскурсия с гидом, и я, задав пару вопросов Андрею и получив на них ответы, поблагодарил гида за его профессионализм и попрощался с ним.

Аллея просто восхитительна! К сожалению, она закрыта для прогулок еще с семидесятых годов прошлого века, чтобы не навредить деревьям, многие из которых уже отметили свое 225-летие, а пять лип приближаются к 200-летнему юбилею.

К сожалению, забыл спросить Андрея о том, почему проход между липами основательно вытоптан, если между ними никто не ходит вот уже около пятидесяти лет?!

Аллея Керн. Фото автора
Аллея Керн. Фото автора
С противоположной стороны она все же не столь прелестна. Фото автора
С противоположной стороны она все же не столь прелестна. Фото автора

Справа от входа на аллею установлена табличка с четверостишием из гениального стихотворения гениального человека, которому понадобилось всего-то двадцать четыре строки, чтобы сказать об Этом. И сказать Так.

Божественные строки. Фото автора
Божественные строки. Фото автора

Совсем рядом с аллеей Керн, хотя и по другую сторону ведущей к родовому имению Пушкина еловой аллеи, у самой околицы усадьбы находится Черный пруд, известный также как Ганнибалов пруд.

По соседству с аллеей Керн. Фото автора
По соседству с аллеей Керн. Фото автора

Возможно, мне просто повезло оказаться здесь одному в этот час. На расстоянии, у высокой сосны, увидев меня, встрепенулась цапля и поспешила ретироваться, взмахнув белыми крыльями. Говорят, что здесь, в верхушках сосен, обитает самая большая на северо-западе России колония серых цапель, так что встреча с этой птицей вполне закономерна.

Абсолютная тишина вокруг непривычна и кажется чем-то неестественным, и потому она удивляет. К красоте здешних мест я, должно быть, привык, но моему восхищению нет предела.

Горбатый мостик. Фото автора
Горбатый мостик. Фото автора

Вот еще один горбатый мостик с ажурной оградой. Утром он пребывал в тени, а сейчас буквально залит солнечным светом. Плавающая в воде ряска, чуть ли не сплошным покрывалом устлавшая водную гладь, как будто позаимствовала свой сочный зеленый цвет у листьев соседних деревьев и кустарников.

Совсем рядом находится грот, только вот сфотографировать его не удастся – не хватает освещенности.

Мое уединение нарушает молодая пара с двумя детьми, и я воспринимаю это как своего рода сигнал к возвращению в Пушкинские Горы.

И все же очень не хочется покидать это атмосферное место, сочетающее в себе красоту русской природы и духовный заряд.

Дорога мне хорошо знакома, шагается легко.

В обратный путь. Фото автора
В обратный путь. Фото автора

В Бугрово я делаю небольшую остановку, чтобы совершить короткую прогулку по деревне.

Солнце все увереннее идет на спуск, если просто судить по отбрасываемым предметами теням. Жар летнего дня уступает место приятной прохладе. Дело близится к вечеру.

Мельница в деревне Бугрово. Фото автора
Мельница в деревне Бугрово. Фото автора

В этот раз я решил немного изменить свой маршрут и, пройдя через территорию турбазы, забрал правее и вскоре вышел на шоссе, где буквально через пару минут справа по ходу движения увидел небольшую часовню.

Часовня. Фото автора
Часовня. Фото автора

Как оказалось, это – часовня во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца и блаженного Тимофея Святогорского на Крестке.

Ее начали строить в 2020 году на месте возведенной на Крестке, по неподтвержденным данным, в начале XX века и разрушенной спустя около 50 лет часовни Серафима Саровского. Средствами для строительства послужили благотворительные взносы в память о жертвах пандемии и иных заболеваний.

Квадратный в плане объем с восьмискатной кровлей завершен луковичной главкой на цилиндрической «шейке».

Согласно Святогорской повести блаженный Тимофей встретился на этом месте с крестным ходом, шедшим из Воронича на Синичью Гору.

Часовня была закрыта, что, похоже, является ее обычным состоянием.

Придя в Пушкинские Горы, я заскочил в сувенирную лавку рядом с монастырем, где забрал купленные утром чайные кружки авторской работы с видами собора и Михайловского и направился в сторону автостанции.

Путь мой вновь проходил мимо памятника Пушкину, о котором я подробно рассказал в своих прошлогодних заметках и о котором также упомянул в первой части этого повествования.

Находившийся в полной тени утром, сейчас он предстал передо мной в каком-то праздничном виде, освещенный солнечными лучами. Памятник как будто расцвел, заиграв новыми красками.

Памятник Пушкину во всей своей красе. Фото автора
Памятник Пушкину во всей своей красе. Фото автора

Лишь малая часть клумбы с левой стороны оставалась в тени.

В этот момент, впервые за долгое время, я решил свериться с часами и с ужасом обнаружил, что до отправления моего автобуса осталось всего шесть минут.

Перешел на бег, хотя с рюкзаком на плече и сумкой в руке это было не очень удобно, мягко говоря. На мое счастье, дорога шла под горку. Мысль о том, что я не успею на последний в этот день автобус в Псков, приобретала все более отчетливые очертания, и в голове стали кружиться варианты с такси. Повезут ли вообще за сто с лишним километров? Впрочем, даже не это было главным. Просто было обидно заканчивать прекрасный день таким ляпом.

И все-таки он не случился. Я выскочил на финишную прямую и увидел одиноко стоящий автобус. Ускорился. Возможно, в такой день мне не мог попасться другой водитель, который, уже начав движение, мог и не остановиться. Но сегодня определенно был «день Бэкхема».

Минуту спустя я уже сидел в автобусе и с чувством грусти покидал «тот уголок земли», воспетый солнцем русской поэзии.

На память о Михайловском. Фото автора
На память о Михайловском. Фото автора

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Пушкинские горы # Бугрово # Михайловское # города России # природа # рассказы #