Найти в Дзене
ИНОСМИ

Как страшнейший советский фильм показал Западу настоящий апокалипсис и неожиданно предугадал будущее

ИноСМИ, Россия В 1986 году советский зритель увидел фильм, заставивший вздрогнуть, но не из-за спецэффектов, а из-за изображения страшной реальности. В «Письмах мертвого человека» можно было лицезреть ужас по-новому: без взрывов, супергероев и надежды. Еще в начале 1980-х годов Константин Лопушанский задумал снять этот фильм. Работавший с Андреем Тарковским над «Сталкером» режиссер был осведомлен о том, что ядерная катастрофа является запретной темой в Советском Союзе. Британское издание The EOFFTV Review в связи с этим отмечает, что ему пришлось бороться три года, чтобы цензура одобрила проект. Авторами сценария были четыре человека: Константин Лопушанский, Алексей Герман, Вячеслав Рыбаков и Борис Стругацкий. Посодействовали представители советской элиты. Лопушанский в интервью «Ленфильму» рассказал: больше всего помог Комитет ученых против ядерной войны во главе с академиком Велиховым. «Он подписал письмо о том, что комитет готов оказывать всяческое содействие. Это стало „защитной гр
Оглавление
Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

ИноСМИ, Россия

В 1986 году советский зритель увидел фильм, заставивший вздрогнуть, но не из-за спецэффектов, а из-за изображения страшной реальности. В «Письмах мертвого человека» можно было лицезреть ужас по-новому: без взрывов, супергероев и надежды.

Борьба с цензурой

Еще в начале 1980-х годов Константин Лопушанский задумал снять этот фильм. Работавший с Андреем Тарковским над «Сталкером» режиссер был осведомлен о том, что ядерная катастрофа является запретной темой в Советском Союзе. Британское издание The EOFFTV Review в связи с этим отмечает, что ему пришлось бороться три года, чтобы цензура одобрила проект.

Авторами сценария были четыре человека: Константин Лопушанский, Алексей Герман, Вячеслав Рыбаков и Борис Стругацкий.

Посодействовали представители советской элиты. Лопушанский в интервью «Ленфильму» рассказал: больше всего помог Комитет ученых против ядерной войны во главе с академиком Велиховым.

«Он подписал письмо о том, что комитет готов оказывать всяческое содействие. Это стало „защитной грамотой“ для фильма», — раскрывал тайну один из создателей фильма.

К тому же помог Анатолий Громыко — историк, академик и сын министра иностранных дел СССР Андрея Громыко.

Кошмар в газгольдерах

Фильм создавали в тяжелейших условиях. Первоначально хотели проводить съемки на островах-фортах в Финском заливе у Кронштадта, однако позднее перенесли их в разрушенный дом в Ораниенбауме, намеченный к сносу. Была построена постапокалиптическая улица: установили фонари, поставили кузова брошенных машин.

В старинных газгольдерах у Фрунзенского универмага, обожженных пожарными, снимали самый страшный эпизод в фильме. В подвале церкви было убежище главного героя.

Почти всю черно-белую пленку окрасили в болезненный желто-коричневый сепия-фильтр. Критики заметили:

«Цвет словно выцвел из умирающего мира».

Это давало ощущение токсичности и отравленности всего вокруг.

Реальность оказалась страшнее

26 апреля 1986 года, перед выходом фильма взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества случилась именно в этот момент.

Пугающее совпадение. Картина вышла в один год с аварией на ЧАЭС и стала «фильмом-пророчеством». Зрители видели в кинотеатрах то, что произошло в реальности: страх, людей в противогазах, эвакуацию. Все это ужасало.

О чем фильм

Нобелевский лауреат по физике профессор Ларсен после ядерного взрыва находится в подвале исторического музея. С ним умирающая жена и несколько коллег. Наверху все уничтожено. Люди не знают, что это было: война или чья-то ошибка.

Ларсена блестяще играет Ролан Быков. Он пишет своему сыну Эрику письма. Тот скорее всего погиб. Эти письма — попытка найти смысл в катастрофе и оправдать человечество.

Кто должен озвучивать героя

Почему-то первоначально профессора должен был озвучивать Зиновий Гердт. Ролан Быков в мемуарах писал, что тяжело переживал это решение. Актер считал важным сохранить именно свой голос и свое прочтение персонажа. Он своего добился.

За эту работу Быков удостоился Государственной премии. Критики называли его игру мастерской. Он смог передать отчаяние, надежду и медленное угасание одновременно.

Успех в СССР и за границей

Фильм стал сенсацией. Его показали практически во всех странах мира — это была редкость для советского кино того времени. Картина завоевала призы: Гран-при на международных кинофестивалях в Варне и Мангейме, приз за режиссуру в Мадриде, приз жюри на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси. В 1987 году фильм показали в программе Международной недели критики в Каннах, где он получил приз FIPRESCI.

Главное, что фильм посмотрели в СССР. Эта антиутопия собрала 9,1 миллиона зрителей.

На Западе «Письма мертвого человека» считали советским ответом американскому телефильму «На следующий день» (The Day After) и британским «Нитям» (Threads). Американский телеканал TBS приобрел права на показ фильма.

Фильм, который помнят

«Письма мертвого человека» не устарели и через сорок лет. Его изучают в академических кругах, ценят за художественные достоинства и за предупреждение об ужасе ядерной войны.

Не нужны голливудский размах и спецэффекты, чтобы передать настоящий ужас. Только честность, талант и смелость снять то, что все боятся увидеть.

Фильм Константина Лопушанского — это предупреждение. Послание картины остается актуальным даже в изменившемся за годы мире: человечество не может играть с огнем, оно слишком хрупкое.

Подписывайтесь на ИноСМИ, чтобы знать больше