Найти в Дзене
Настя Асессорова

Психоаналитическая теория.

Оглавление

Психоаналитическая теория — это теория организации личности и динамики её развития, относящаяся к практике психоанализа, клинического метода лечения психопатологии. Впервые изложенная Зигмундом Фрейдом в конце XIX века (в частности, в его книге «Толкование сновидений» 1899 года), психоаналитическая теория претерпела множество уточнений со времён его работы. Психоаналитическая теория получила широкое распространение в последней трети двадцатого века в рамках критического дискурса в отношении психологических методов лечения после 1960-х годов, спустя долгое время после смерти Фрейда в 1939 году[1]. Фрейд прекратил анализ мозга и физиологические исследования и переключил своё внимание на изучение психики, а также на лечение с помощью свободных ассоциаций и феномена переноса. В его исследованиях особое внимание уделялось распознаванию событий детства, которые могли повлиять на психическое функционирование взрослых. Его изучение генетических, а затем и развивающих аспектов придало психоаналитической теории характерные черты[2].

Определение

В английском языке используются термины psychoanalytic и psychoanalytical. Последний термин более древний, и поначалу он означал просто «относящийся к анализу человеческой психики». Но с появлением психоанализа как отдельной клинической практики оба термина стали обозначать именно его. Хотя оба термина по-прежнему используются, сегодня обычным прилагательным является психоаналитический[3].

В Оксфордском словаре английского языка психоанализ определяется как

Терапевтический метод, основанный Зигмундом Фрейдом, для лечения психических расстройств путём исследования взаимодействия сознательных и бессознательных элементов в сознании пациента и выведения подавленных страхов и конфликтов в сознание, используя такие техники, как интерпретация сновидений и свободные ассоциации. Также: с этим методом связана система психологических теорий[4].

Зарождение

Фрейд начал свои исследования в области психоанализа в сотрудничестве с доктором Йозефом Брейером, особенно в связи с изучением случая Анны О. (Берта Паппенгейм). Этот случай был описан в книге, которую Брейер написал в соавторстве с Зигмундом Фрейдом, «Исследования истерии». Анна О. была подвержена ряду психосоматических расстройств, например, не могла пить из-за страха[5]. Изначально она обратилась за помощью к Брейеру из-за симптомов, включающих нарушение зрения, галлюцинации, частичный паралич, проблемы с речью. Брейер диагностировал у молодой женщины истерию и позже обсудил её случай с Фрейдом, который выдвинул собственные предположения о том, что лежало в основе состояния Анны О. Её лечение сыграло важную роль в становлении и развитии психоанализа. Именно она придумала выражение «лечить разговорами», чтобы описать процесс разговорной терапии, который Брейер использовал для лечения её состояния. Помимо влияния на психоанализ, Паппенгейм стала влиятельной фигурой в области социальной работы в Германии[6]. Брейер и Фрейд обнаружили, что гипноз очень помог узнать больше об Анне О. и её лечении. Фрейд часто ссылался на исследование Анны О. в своих лекциях о возникновении и развитии психоанализа.

Наблюдения за случаем Анны О. привели Фрейда к теории о том, что проблемы, с которыми сталкиваются истерические пациенты, могут быть связаны с болезненными детскими переживаниями, которые не удаётся вспомнить. Влияние этих утраченных воспоминаний формировало чувства, мысли и поведение пациентов. Эти исследования способствовали развитию психоаналитической теории[7].

Бессознательное

В психоаналитической теории бессознательное состоит из идей и влечений, подвергшихся механизму репрессии: импульсы, вызывающие тревогу в детстве, закрыты от сознания, но не перестают существовать, а оказывают постоянное давление в направлении сознания. Однако содержание бессознательного доступно сознанию только через его репрезентацию в замаскированной или искажённой форме, в виде сновидений и невротических симптомов, а также в виде словечек и шуток. Психоаналитик стремится интерпретировать эти сознательные проявления, чтобы понять природу вытесненного в подсознание. В психоаналитических терминах бессознательное включает в себя не все, что не осознаётся, а скорее то, что активно подавляется сознательной мыслью. Фрейд рассматривал бессознательное как хранилище социально неприемлемых идей, вызывающих тревогу желаний или стремлений, травматических воспоминаний и болезненных эмоций, вытесненных из сознания механизмом подавления. Такие бессознательные психические процессы могут быть распознаны только через анализ их влияния на сознание. Бессознательные мысли недоступны для обычного интроспективного анализа, но они способны частично обходить цензуру механизма подавления в замаскированной форме, проявляясь, например, в виде элементов сновидений или невротических симптомов. Предполагается, что сны и симптомы могут быть «истолкованы» в ходе психоанализа с помощью таких методов, как свободные ассоциации, анализ сновидений и анализ вербальных скольжений(оговорка по Фрейду[8]). Термин «скольжение по Фрейду» относится к психологической теории, согласно которой, когда человек неправильно говорит, он непреднамеренно раскрывает подавленные или тайные желания. Фрейдовское скольжение, также называемое парапраксисом, — это скольжение языка, которое, кажется, непреднамеренно раскрывает бессознательную мысль или позицию. Фрейд впервые написал об этой концепции в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни». В 1979 году исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе обнаружили, что скольжение языка происходит чаще всего, когда люди испытывают стресс или говорят быстро[9].

Структура личности

В модели Фрейда психика состоит из трёх различных элементов: ид, эго и суперэго. Ид — это тот аспект личности, которым движут внутренние и базовые влечения и потребности, такие как голод, жажда, либидо. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия. Из-за инстинктивного характера оно импульсивно и не осознаёт последствий своих действий. Суперэго руководствуется принципом морали. На интрапсихическом уровне оно обеспечивает нравственность социальных мыслей и действий. Оно применяет мораль, оценивая неправильное и правильное и используя чувство вины, чтобы предотвратить социально неприемлемое поведение[10][11]. Эго движет принцип реальности. Эго стремится уравновесить конфликтующие цели ид и суперэго, пытаясь удовлетворить влечения ид способами, совместимыми с реальностью. Эго — это то, как мы воспринимаем себя: это то, что мы называем «я» (у Фрейда это немецкое слово ich, которое означает просто «я»).

Защитные механизмы

Эго уравновешивает требования ид, суперэго и реальности, чтобы поддерживать здоровое состояние сознания, в котором существует лишь минимальный интрапсихический конфликт. Таким образом, оно реагирует, чтобы защитить человека от стрессовых факторов и от тревоги, искажая внутреннюю или внешнюю реальность в меньшей или большей степени. Это препятствует проникновению в сознание угрожающих бессознательных мыслей и материалов. Десять различных защитных механизмов, первоначально перечисленных Анной Фрейд[12]: отмена, подавления, диссоциации, идеализации, идентификации, интроекции, инверсии, соматизации, расщепления и замещения. Однако в той же работе она подробно описывает и другие манёвры, такие как идентификация с агрессором, которые впоследствии стали считаться защитными механизмами сами по себе. Более того, этот список был значительно расширен другими психоаналитиками, причём некоторые авторы[13] утверждали, что перечислили более ста защитных механизмов.

Психологические теории

Психосексуальное развитие

Взгляд Фрейда на развитие личности (психики). Это теория стадий, которая считает, что прогресс происходит через стадии, когда либидо управляет различными частями тела. Различные стадии, перечисленные в порядке возрастания, — оральная, анальная, фаллическая (Эдипов комплекс), латентная, генитальная. Генитальная стадия достигается, если люди удовлетворяют все свои потребности на других стадиях, имея достаточно сексуальной энергии. Люди, не удовлетворившие свои потребности на определённой стадии, становятся зацикленными, или «застрявшими» на этой стадии.

Неоаналитическая теория

Теория Фрейда и его работа с психосексуальным развитием привели к появлению неоаналитиков/неофрейдистов, которые также верили в важность бессознательного, интерпретации сновидений, защитных механизмов и неотъемлемого влияния детского опыта, но имели и возражения против теории. Они не поддерживали идею о том, что развитие личности останавливается в возрасте 6 лет, вместо этого они считали, что развитие происходит в течение всей жизни. Они расширили работы Фрейда и включили в них большее влияние окружающей среды и важность сознательного мышления наряду с бессознательным. Наиболее важными теоретиками являются Эрик Эриксон (психосоциальное развитие), Анна Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни, а также школа объектных отношений. Теория психосоциального развития Эриксона основана на восьми стадиях развития. Это такие стадии, как доверие против недоверия, автономия против стыда, инициатива против вины, трудолюбие против неполноценности, эго-идентичность против ролевого смещения, близость против изоляции, генеративность против стагнации и целостность против отчаяния. Эти понятия важны для психоаналитической теории, поскольку описывают различные стадии, которые проходят люди в своей жизни. Каждый этап оказывает значительное влияние на жизненные результаты, поскольку на каждом из них человек проходит через конфликты, и какой бы путь он ни выбрал, он будет иметь определённые результаты[14].

Критика

Некоторые утверждают, что теории не хватает эмпирических данных и она слишком сосредоточена на патологии[15]. Другие критические замечания заключаются в том, что теория не учитывает культуру и её влияние на личность[16][17].

Психоаналитическая теория исходит от Фрейда и сосредоточена на детстве. Это может стать проблемой, поскольку, по мнению большинства, изучение детей не всегда может приводить к определённым результатам. Одна из главных проблем заключается в споре: если наблюдать за ребёнком с ранних лет и всю жизнь, то будут ли проявления личности ребёнка постоянными, или он со временем сможет измениться.[18]

Применение в искусстве и гуманитарных науках

Психоаналитическая теория оказала большое влияние на континентальную философию и, в частности, на эстетику. Фрейда иногда считают философом. Психоаналитик Жак Лакан, философы Мишель Фуко и Жак Деррида много писали о том, как психоанализ влияет на философский анализ[19][20][21][22].

При анализе литературных текстов психоаналитическая теория иногда используется (часто именно в отношении мотивов автора и персонажей), чтобы выявить предполагаемые скрытые смыслы или якобы лучше понять намерения автора[23].