Найти в Дзене
«Прогулки по Петербургу»

Истории кино: известные кинотеатры Петербурга

Вспоминаем старейшие петербургские кинотеатры, пережившие революцию, ремонты и смену эпох, и рассказываем, как они живут сейчас. Если пройтись по Невскому и заглянуть во двор дома № 60, можно попасть в один из самых старых кинотеатров города. Фильмы в «Авроре» показывают уже более 100 лет. В конце XVIII века на этом месте построили дом купца Денисова. За два столетия его стены видели многое: здесь жил поэт Петр Вяземский, позже дом принадлежал Анне Алексеевна Толстой (Перовской) — матери писателя Алексея Константиновича Толстого, а в лавках на первом этаже кипела жизнь петербургских торговцев. В декабре 1913 года петербуржцы узнали из газет, что напротив Аничкова дворца вот-вот откроется «Пикадилли» — комфортабельный и изысканный синематограф. В нем было 800 мягких кресел, ложи по три и пять рублей. Зрителей принимали почти целый день — с часа дня до половины двенадцатого ночи. Для сравнения: в то же время в Париже открылся новейший кинотеатр компании «Гомон», вмещавший всего 380 зрите
Оглавление

Вспоминаем старейшие петербургские кинотеатры, пережившие революцию, ремонты и смену эпох, и рассказываем, как они живут сейчас.

«Аврора»

Если пройтись по Невскому и заглянуть во двор дома № 60, можно попасть в один из самых старых кинотеатров города. Фильмы в «Авроре» показывают уже более 100 лет.

В конце XVIII века на этом месте построили дом купца Денисова. За два столетия его стены видели многое: здесь жил поэт Петр Вяземский, позже дом принадлежал Анне Алексеевна Толстой (Перовской) — матери писателя Алексея Константиновича Толстого, а в лавках на первом этаже кипела жизнь петербургских торговцев.

В декабре 1913 года петербуржцы узнали из газет, что напротив Аничкова дворца вот-вот откроется «Пикадилли» — комфортабельный и изысканный синематограф. В нем было 800 мягких кресел, ложи по три и пять рублей. Зрителей принимали почти целый день — с часа дня до половины двенадцатого ночи. Для сравнения: в то же время в Париже открылся новейший кинотеатр компании «Гомон», вмещавший всего 380 зрителей — петербургский вариант явно превосходил французский по масштабу.

Кинотеатр «Аврора». Источник: avrora.spb.ru
Кинотеатр «Аврора». Источник: avrora.spb.ru

Афиши нового синематографа обещали публике «единственный экземпляр фильма "Бездна женской души"» и заботливо сообщали: «Снимать верхнее платье необязательно». В те годы «Пикадилли» отличался еще и тем, что здесь играли не просто таперы, а целый симфонический оркестр под управлением дирижера Сергея Бершадского. Среди пианистов, сопровождавших немое кино, работал и Дмитрий Шостакович. Частым зрителем был Владимир Набоков, и воспоминания об этих сеансах отразились позже в его книге «Другие берега».

После революции здание перестроили, а в 1930 году кинотеатр получил новое название «Аврора» в честь крейсера, ставшего символом Октябрьской революции. Здесь первыми в Ленинграде начали показывать звуковые фильмы, и даже во время блокады кинотеатр не закрывался.

Сегодня «Аврора» — один из немногих исторических кинотеатров. Здесь показывают как премьеры, так и артхаусное кино, фестивальные фильмы и даже театральные постановки в записи.

Авторские экскурсии «Прогулок» — это мини-путешествия по необычным маршрутам. Каждый гид сам разрабатывает программу, подбирает места и делится историями, которые вы не услышите ни в одном другом туре. Это возможность увидеть знакомый Петербург с неожиданной стороны — заглянуть в закрытые особняки или пройтись по улицам, где когда-то жили писатели и художники.

«Дом кино» и «Родина»

Здание на Караванной, где сегодня соседствуют «Дом кино» и «Родина», тоже поначалу задумывалось не как кинотеатр. В 1910-х здесь работало Петроградское губернское кредитное общество. Но уже в 1917 году в этих стенах появился один из первых городских кинотеатров — «Сплендид-Палас».

Петроградское губернское кредитное общество — кинотеатр «Родина». Источник: citywalls.ru
Петроградское губернское кредитное общество — кинотеатр «Родина». Источник: citywalls.ru

После Великой Отечественной войны здание тщательно восстановили, и в 1948 году здесь открылся первый в Ленинграде детский кинотеатр «Родина». Позже, в 1960-х, на верхних этажах разместился «Дом кино». Это было место встреч Союза кинематографистов, площадка для премьер и обсуждений.

Сегодня оба зала — «Родина» и «Дом кино» — по-прежнему живут насыщенной жизнью. Здесь проходят показы фестивального и авторского кино, ретроспективы, творческие встречи и лекции.

«Ленфильм»

Когда-то на месте сегодняшней киностудии «Ленфильм» стоял шумный театр-сад с романтичным названием «Аквариум». В конце XIX века сюда приходили гулять петербуржцы: послушать оркестр, посмотреть спектакль, полюбоваться на диковинный дом изо льда. Символично, что именно здесь в 1896 году прошел первый в стране кинопоказ.

После революции «Аквариум» превратился в площадку для киносъемок, в 1918 году был создан Петроградский кинокомитет — предшественник «Ленфильма». К 1924 году киностудия сформировалась в единое целое, а в 1934 получила нынешнее название. Именно на «Ленфильме» снимались известные картины, которые потом расходились на цитаты: от «Полосатого рейса» Владимира Фетина до «Такси-блюз» Павла Лунгина.

Театр «Аквариум» — Киностудия «Ленфильм». Источник: citywalls.ru
Театр «Аквариум» — Киностудия «Ленфильм». Источник: citywalls.ru

Сегодня «Ленфильм» — киностудия и часть культурной жизни Петербурга. В главном здании работает кинотеатр, где показывают премьеры, ретроспективы и авторские программы. Иногда здесь можно встретить актеров, режиссеров или критиков, которых приглашают для обсуждения фильмов и чтения лекций. На самой же студии продолжают снимать кино.

«Лендок»

Все началось еще в XIX веке, когда на набережной Крюкова канала возвели два здания по проекту архитектора Максимилиана Месмахера — жилой дом промышленника Александра Половцева и конюшни с манежем. Половцев был страстным любителем лошадей, и поначалу место действительно имело больше общего с ипподромом, чем с кино.

Позже здесь появился Интимный театр, где показывали хореографические миниатюры и японские комедии — эксперименты с формой и движением начались задолго до появления камер. После революции здание занял клуб строителей, а в 1946 году сюда переехала Ленинградская студия кинохроники — будущий «Лендок».

Белый зал киностудии «Лендок». Источник: wikipedia.org
Белый зал киностудии «Лендок». Источник: wikipedia.org

Во время блокады сотрудники студии не покинули Ленинград и сняли фильм «Ленинград в борьбе» — хронику, которая стала одним из важнейших свидетельств тех лет. Позже «Лендок» переживал и кризисы, и подъемы, но оставался верен документальному кино. В начале 2000-х студия ожила: здесь начали снимать новые фильмы, открыли киношколу и музей.

Сегодня «Лендок» — арт-пространство. В залах проходят показы документальных и независимых фильмов, концерты, лекции и выставки.

Если вам интересно заглянуть за фасады старинных домов, узнать, где снимали культовые фильмы или какие тайны хранят городские особняки, выбирайте авторские экскурсии от «Прогулок».