Найти в Дзене
Дедушка Максима

Маленькая Вера - фильм 1988 года (О чем писали советские газеты).

ДЕБЮТ двадцатишестилетнего Василия Пичула оказался шумным в прямом (в фильме — обилие истерик) и в перенос­ном смысле этого слова. Еще до выхода на экраны о картине заговорили: кто-то ругал, кто-то хвалил, и все стремились посмотреть. Что ж, появилась лента, о ко­торой можно поговорить, и поспорить, и подумать. О чем она? О нашей повседневной жиз­ни, ее проблемах и буднях. О среде, в ко­торой живут молодые герои и которая их формирует. О поисках своего пути, мес­та, избранника. Мы наблюдаем жизнь жи­вущих рядом с нами. А может быть, и нас самих. Хотя о себе мы, разумеется, лучшего мнения... Видим обычных нормальных людей, пребывающих в маленьком городке где-то на юге России. Они, герои ленты, как и мы с вами, и хорошие, и плохие одно­временно. К тому же показаны без при­крас. Но с болью и любовью к ним. Картина сделана рукой дерзкой и уве­ренной. Автор сценария Мария Хмелик задает этот тон. Судите сами: молодень­кие девушки, вызывающе одетые, чрез­мерно накрашенные, с вуль
Оглавление
2 июня 1988
2 июня 1988

Маленькая Вера и другие

  • • КАКИМИ ОНИ СТАНУТ • НЕУЮТНЫЙ ФИЛЬМ •
-2

ДЕБЮТ двадцатишестилетнего Василия Пичула оказался шумным в прямом (в фильме — обилие истерик) и в перенос­ном смысле этого слова. Еще до выхода на экраны о картине заговорили: кто-то ругал, кто-то хвалил, и все стремились посмотреть. Что ж, появилась лента, о ко­торой можно поговорить, и поспорить, и подумать.

О чем она? О нашей повседневной жиз­ни, ее проблемах и буднях. О среде, в

ко­торой живут молодые герои и которая их формирует. О поисках своего пути, мес­та, избранника. Мы наблюдаем жизнь жи­вущих рядом с нами. А может быть, и нас самих. Хотя о себе мы, разумеется, лучшего мнения...

Видим обычных нормальных людей, пребывающих в маленьком городке где-то на юге России. Они, герои ленты, как и мы с вами, и хорошие, и плохие одно­временно. К тому же показаны без при­крас. Но с болью и любовью к ним.

Картина сделана рукой дерзкой и уве­ренной. Автор сценария Мария Хмелик задает этот тон. Судите сами: молодень­кие девушки, вызывающе одетые, чрез­мерно накрашенные, с вульгарным языком и соответствующими манерами хотят, как и все юные создания, жить взрослой жизнью: выйти замуж, работать, учиться. Да, возможно, даже учиться. Хотя и без этого прожить можно. Важнее всего — выйти замуж. Но если подруге героини (Александра Табакова) достаточно того, чтобы избранник «был положительным' и хорошо к ней относился», то Вера (На­талья Негода) хочет любить сама.

И как у всякой неокрепшей души, пред­ставление о замужестве у главной геро­ини основывается лишь на опыте своих родителей. Отец-пьяница (Юрий Назаров) и мать (Людмила Зайцева) с их извечны­ми каждодневными заботами, «как про­кормить семью, вывести своих детей в люди» стараются: в ход идут и крики, и оскорбления, и упреки-нравоучения. А к концу фильма и попросту столовый нож. И все это буднично-привычно.

Дочь, естественно, хочет «жить по-сво­ему». Но желание это не подкреплено ни романтизмом, ни высокими помыслами. Этого нет и в помине. Родительский при­мер не для нее, а как по-другому — не знает. В Вере твердо лишь одно: любить и быть любимой. И постигает она эту горькую науку любви сообразно представ­лениям той среды, в которой живет. Пое­живаешься от простоты и вседозволенно­сти в отношениях между сверстниками. Видео, выпивки, «балдеж» — тот фон, на котором развиваются взаимоотноше­ния героев, — лишь усиливают драматизм поиска.

Во время просмотра «Маленькой Веры» не отдохнешь и не развлечешься. Фильм очень «неудобный» и «неуютный». Он вызывает головную боль от истерик и криков, заполнивших этот двухсерийный фильм. Последняя сцена, смерть отца, так­же сделанная подчеркнуто просто и обы­денно, как раз и заставляет подумать о чрезмерности. Хотя, возможно, режис­сер хотел нас, что называется, «добить».

Есть в фильме неожиданные для нашего отечественного кинематографа сцены от­кровенно постельного содержания. Вот они-то еще до выхода фильма на экраны и вызвали острую полемику. Эта часть жизни долгое время у нас была закрытой. Считалось, что «у них» это можно, а «у нас»... лучше не надо. Но ведь так мож­но с экрана приучить и к тому, что де­тей приносит аист.

Надо отдать должное создателям филь­ма, что эпизоды эротического содержания показаны не ради «клубнички», а как не­отъемлемая часть нашей повседневности. И в этих сценах еще полнее раскрывают­ся характеры, особенно героини,, для которой одна мысль о любви платониче­ской кощунственна. Впрочем, не будь в картине столь смелых сцен, она от этого не проиграла бы. Но тогда это уже была бы другая лента, «где-то, как-то, что-то, местами» нам напоминающая. Повторяю, на мой взгляд, в «Маленькой Вере» все чрезмерно полнокровно. Но надо верить авторам, в духе той среды, которую они показывают.

Запомнится зрителям также сцена в следственном отделе милиции, сделанная мастерски, неожиданно и точно. Работа следователей показана во всей ее будни­чности. И опять же от этой «простоты» пробегает холодок. Но и это наша пов­седневная жизнь.

Избранник Веры (Андрей Соколов) уже типажно зримо рисует нам облик современного «Ромео». Внешне сдержан­нее, воспитаннее своей возлюбленной, он и по-мужски рациональнее. Но и человечен также. Именно его разумность, человеч­ность и спасают отца Веры от тюрьмы. После того как последний, в пьяном ви­де, едва не убил своего будущего зятя, Соколов выразительно показывает нам и бессильное отчаяние своего героя в соз­давшейся ситуации.

Фильм не лишен комедийности. Но от смеха, который невольно возникает, хо­чется одновременно и плакать. Так бе­столково никчемна жизнь, которую мы на­блюдаем. Авторам фильма удалось выз­вать сострадание к своим героям, и имен­но благодаря мягкому, доброму юмору и остается надежда, что в их жизни что-то изменится. Возможно, они смогут стать другими.

А какими? Об этом, видимо, будет сле­дующая работа Пичула. А сегодня оче­видно уже одно: на студии им. Горького появился интересный и самобытный ре­жиссер.

Людмила КОМАРОВА.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ