Маленькая Вера и другие
- • КАКИМИ ОНИ СТАНУТ • НЕУЮТНЫЙ ФИЛЬМ •
ДЕБЮТ двадцатишестилетнего Василия Пичула оказался шумным в прямом (в фильме — обилие истерик) и в переносном смысле этого слова. Еще до выхода на экраны о картине заговорили: кто-то ругал, кто-то хвалил, и все стремились посмотреть. Что ж, появилась лента, о которой можно поговорить, и поспорить, и подумать.
О чем она? О нашей повседневной жизни, ее проблемах и буднях. О среде, в
которой живут молодые герои и которая их формирует. О поисках своего пути, места, избранника. Мы наблюдаем жизнь живущих рядом с нами. А может быть, и нас самих. Хотя о себе мы, разумеется, лучшего мнения...
Видим обычных нормальных людей, пребывающих в маленьком городке где-то на юге России. Они, герои ленты, как и мы с вами, и хорошие, и плохие одновременно. К тому же показаны без прикрас. Но с болью и любовью к ним.
Картина сделана рукой дерзкой и уверенной. Автор сценария Мария Хмелик задает этот тон. Судите сами: молоденькие девушки, вызывающе одетые, чрезмерно накрашенные, с вульгарным языком и соответствующими манерами хотят, как и все юные создания, жить взрослой жизнью: выйти замуж, работать, учиться. Да, возможно, даже учиться. Хотя и без этого прожить можно. Важнее всего — выйти замуж. Но если подруге героини (Александра Табакова) достаточно того, чтобы избранник «был положительным' и хорошо к ней относился», то Вера (Наталья Негода) хочет любить сама.
И как у всякой неокрепшей души, представление о замужестве у главной героини основывается лишь на опыте своих родителей. Отец-пьяница (Юрий Назаров) и мать (Людмила Зайцева) с их извечными каждодневными заботами, «как прокормить семью, вывести своих детей в люди» стараются: в ход идут и крики, и оскорбления, и упреки-нравоучения. А к концу фильма и попросту столовый нож. И все это буднично-привычно.
Дочь, естественно, хочет «жить по-своему». Но желание это не подкреплено ни романтизмом, ни высокими помыслами. Этого нет и в помине. Родительский пример не для нее, а как по-другому — не знает. В Вере твердо лишь одно: любить и быть любимой. И постигает она эту горькую науку любви сообразно представлениям той среды, в которой живет. Поеживаешься от простоты и вседозволенности в отношениях между сверстниками. Видео, выпивки, «балдеж» — тот фон, на котором развиваются взаимоотношения героев, — лишь усиливают драматизм поиска.
Во время просмотра «Маленькой Веры» не отдохнешь и не развлечешься. Фильм очень «неудобный» и «неуютный». Он вызывает головную боль от истерик и криков, заполнивших этот двухсерийный фильм. Последняя сцена, смерть отца, также сделанная подчеркнуто просто и обыденно, как раз и заставляет подумать о чрезмерности. Хотя, возможно, режиссер хотел нас, что называется, «добить».
Есть в фильме неожиданные для нашего отечественного кинематографа сцены откровенно постельного содержания. Вот они-то еще до выхода фильма на экраны и вызвали острую полемику. Эта часть жизни долгое время у нас была закрытой. Считалось, что «у них» это можно, а «у нас»... лучше не надо. Но ведь так можно с экрана приучить и к тому, что детей приносит аист.
Надо отдать должное создателям фильма, что эпизоды эротического содержания показаны не ради «клубнички», а как неотъемлемая часть нашей повседневности. И в этих сценах еще полнее раскрываются характеры, особенно героини,, для которой одна мысль о любви платонической кощунственна. Впрочем, не будь в картине столь смелых сцен, она от этого не проиграла бы. Но тогда это уже была бы другая лента, «где-то, как-то, что-то, местами» нам напоминающая. Повторяю, на мой взгляд, в «Маленькой Вере» все чрезмерно полнокровно. Но надо верить авторам, в духе той среды, которую они показывают.
Запомнится зрителям также сцена в следственном отделе милиции, сделанная мастерски, неожиданно и точно. Работа следователей показана во всей ее будничности. И опять же от этой «простоты» пробегает холодок. Но и это наша повседневная жизнь.
Избранник Веры (Андрей Соколов) уже типажно зримо рисует нам облик современного «Ромео». Внешне сдержаннее, воспитаннее своей возлюбленной, он и по-мужски рациональнее. Но и человечен также. Именно его разумность, человечность и спасают отца Веры от тюрьмы. После того как последний, в пьяном виде, едва не убил своего будущего зятя, Соколов выразительно показывает нам и бессильное отчаяние своего героя в создавшейся ситуации.
Фильм не лишен комедийности. Но от смеха, который невольно возникает, хочется одновременно и плакать. Так бестолково никчемна жизнь, которую мы наблюдаем. Авторам фильма удалось вызвать сострадание к своим героям, и именно благодаря мягкому, доброму юмору и остается надежда, что в их жизни что-то изменится. Возможно, они смогут стать другими.
А какими? Об этом, видимо, будет следующая работа Пичула. А сегодня очевидно уже одно: на студии им. Горького появился интересный и самобытный режиссер.
Людмила КОМАРОВА.
О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ