Найти в Дзене

Димитриевская родительская суббота

Эмиль Верхарн, «Ноябрь», перевод Максимилиана Волошина. Большие дороги лучатся крестами В бесконечность между лесами. Большие дороги лучатся крестами длинными В бесконечность между равнинами….. Певучая вьюга гудит, как орган. Деревья сплетаются в шествиях длинных, На север уходят процессии их. О, эти дни «Всех Святых»… «Всех Мертвых»… Деревья в цепи длинные сплелись, Кружатся, кружатся, верны заклятью. Руки с мольбою во тьме поднялись. О, эти ветви, простертые ввысь, Бог весть к какому Распятью! В этом году поминальная Дмитриевская родительская суббота отмечается 1 ноября. Расскажем немного об ее истории. Приведем некоторые выдержки из статьи А.А. Лукашевичи в «Православной Энциклопедии», которой содержится очень интересная информация об этом поминальном дне. « Димитриевская родительская суббота бывает перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойны

Эмиль Верхарн, «Ноябрь»,

перевод Максимилиана Волошина.

Большие дороги лучатся крестами

В бесконечность между лесами.

Большие дороги лучатся крестами длинными

В бесконечность между равнинами…..

Певучая вьюга гудит, как орган.

Деревья сплетаются в шествиях длинных,

На север уходят процессии их.

О, эти дни «Всех Святых»…

«Всех Мертвых»…

Деревья в цепи длинные сплелись,

Кружатся, кружатся, верны заклятью.

Руки с мольбою во тьме поднялись.

О, эти ветви, простертые ввысь,

Бог весть к какому Распятью!

В этом году поминальная Дмитриевская родительская суббота отмечается 1 ноября. Расскажем немного об ее истории. Приведем некоторые выдержки из статьи А.А. Лукашевичи в «Православной Энциклопедии», которой содержится очень интересная информация об этом поминальном дне.

« Димитриевская родительская суббота бывает перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный.    С Димитриевской родительской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое - осеннее поминовение усопших у неславянских народов…    Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.   В XVII в. Димитриевская родительская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве….Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к перп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой).    Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в.

   Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»). В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу»….   В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. …»

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, еще с дохристианским прошлым, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах.

   В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (Осенние деды) или же «Дзмитровка.   Поминальная трапеза в этот день носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В 2004-2009 г.г Национальным Банком Белоруссии выпускалась серия коллекционных монет «Праздники и обряды белорусского народа» (Рождество Богородицы (Осенины) – «Багач», Рождество Иоанна Передтечи – «Купала», одна из них посвящена «Осенним дедам» - «Дзяды».

-2

…Также в Великороссии (особенно на Новгородском севере) в народной среде осенняя Дедова суббота также считалась одним из главных поминальных дней. С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут», «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь). Итак, Дмитриевская родительская суббота - это церковная версия дня почитания усопших предков, которое отмечалось народами северной Европы еще до принятия Христианства.

На Британских островах это день известен как «Halloween» и отмечается с 31 октября на 1 ноября. В России Димитриевская суббота праздник «переходящий», но в 2025г. он также приходится на эту дату. Очевидно, что славянские «Осенние деды» и британский «Хэллоуин» имеют общее происхождение. Как и в Европе это стало особым поминальным днем еще в раннем Средневековье. По мнению историков, это связано со стремлением Церкви, как на Западе, так и на Востоке, христианизировать некоторые древние традиции европейских народов, если они не противоречат христианской морали и учению.  

Укажем, что нынешние традиции «Хэллоуина», которые стали известны у нас в 90е годы, сравнительно недавние. Ношение масок, «страшных маскарадных» костюмов и т.д., не упоминаются в США, Англии и Ирландии до начала XX в. Однако в средневековой Англии вплоть до эпохи Тюдоров, такой был такой обычай, как и хождение по домам и «выпрашивание» угощений, особенно детьми, а также связанные с этим шутки и розыгрыши.  Но это приходилось на двенадцатидневные Рождественские праздники, а точнее на шестую ночь Рождества. Такие обычаи соответствует нашим Святкам - хождению ряженых по домам, колядованию и т.д., которые отмечаются от Рождества до Крещения. Однако после Реформации, особенно при Кромвеле, все эти народные традиции празднования Рождества были запрещены, и постепенно перешли на «Хэллоуин». А затем уже в других исторических условиях распространилось по многим странам.