У Галины Бесединой и Сергея Тараненко был поистине уникальный дар: когда их голоса соединялись, рождалась такая магия, что вся огромная страна была уверена — это не просто творческий союз, это сама любовь.
Она — воплощение аристократизма и сдержанной красоты, одна из икон стиля советской эстрады.
Он — беспокойный гений, вечно раздираемый внутренними противоречиями и стремлением к недостижимому идеалу.
По отдельности они были обычными людьми со своими слабостями, но на сцене происходило чудо.
Зал замирал, ловя каждый звук, каждую ноту, и никто в этот момент даже не мог себе представить, какая буря из взаимных упреков, творческой ревности и затаенных обид бушевала за кулисами этого элегантного и, казалось бы, безупречного музыкального спектакля.
От МХАТа до Москонцерта
Галина Беседина родилась в Ленинграде в победном мае 1945-го.
Ее будущее, казалось, было расписано по нотам с пеленок, ведь родители, сами музыканты, познакомившиеся в консерватории, видели в ней продолжательницу династии.
Все шло как по маслу: музыкальная школа, потом училище, класс фортепиано — прямая и понятная дорога.
Но в какой-то момент девушка совершила совершенно непредсказуемый поворот. Узнав, что великий МХАТ проводит в ее родном городе выездные прослушивания, она решила рискнуть. Просто так, ради интереса.
К полному изумлению всей семьи, она с легкостью прошла все отборочные этапы и была зачислена в легендарную Школу-студию.
Будучи студенткой четвертого курса, она, скорее под влиянием подруг и общественного мнения, чем по велению сердца, вышла замуж. Ее избранником стал физик Вячеслав Гаврилов.
Все было как у всех в те годы: переехали к его маме, начали вить скромное семейное гнездышко.
Но этот союз, основанный не на большой любви, а, скорее, на страхе остаться одной, с самого начала дал трещину. Отношения не складывались.
Спустя годы Галина Ильинична честно скажет, что никаких глубоких чувств к первому мужу у нее не было. В 23 года ей казалось, что время уходит, и если не сейчас, то она рискует так и не создать семью.
Когда учеба в Школе-студии подошла к концу, перед молодой актрисой замаячили самые радужные театральные перспективы.
Не кто-нибудь, а сам великий Андрей Гончаров, легендарный режиссер, увидел в ней тот самый божий дар и сделал ей предложение, о котором другие могли только мечтать — пригласил в свою знаменитую труппу Театра имени Маяковского.
Это был счастливый билет в большое искусство! Правда, была одна маленькая формальность: требовалось подождать всего три месяца, чтобы в театре официально появилась свободная штатная единица.
Но жизнь, как это часто бывает, написала свой, совершенно неожиданный сценарий. Для кипучей натуры Галины три месяца ожидания и вынужденного простоя были просто невыносимы.
Чтобы хоть чем-то себя занять и не растерять творческий запал, она решила временно устроиться в Москонцерт. Просто пересидеть, не более того.
Это решение, принятое почти на бегу, в итоге стало судьбоносным и изменило всю ее жизнь, о чем она, к слову, никогда не жалела.
Именно в этих шумных и людных коридорах, будучи еще, формально, замужней женщиной, она повстречала мужчину, который стал любовью всей ее жизни.
Она пришла в Москонцерт с тем, что умела: хотела выступать с небольшой музыкально-поэтической композицией, читать стихи, петь под гитару.
И надо же такому произойти, что буквально в первый день она нос к носу столкнулась с Виктором Бесединым, настоящей величиной, звездой всесоюзного масштаба.
Его знаменитую песню «И опять во дворе» и многие другие хиты в то время пели от Калининграда до Владивостока.
Он был совершенно из другого мира: на двадцать лет старше, фронтовик, за плечами два неудачных брака и взрослая дочь. Но, увидев юную, утонченную Галину, мэтр потерял голову.
Он влюбился с первого взгляда и начал ухаживать с такой мощной, отеческой заботой и нежностью, что устоять было просто немыслимо.
Военное прошлое оставило на нем свой отпечаток — он лишился ноги, но это ничуть не убавило его любви к жизни.
Он совершенно не стеснялся своего протеза, с мальчишеским азартом гонял в волейбол и постоянно отпускал на этот счет самоироничные шутки.
— У многих мужиков то головы нет, то мозгов, то еще чего поважнее... — любил повторять он, — а у меня всего-то ноги не хватает.
Такая уверенность в себе и невероятное обаяние сделали свое дело. Через полгода Галина сдалась.
Она развелась с первым мужем и вышла замуж за Виктора, взяв его звучную фамилию, с которой и вошла в историю.
Свадьба состоялась в 1969 году, и в этот же день ее театральное будущее окончательно ушло в прошлое.
Галина влилась в концертную бригаду своего супруга, и для нее началась совершенно новая, беспокойная жизнь, наполненная бесконечными поездками и перелетами по необъятной стране.
Рождение дуэта и первые испытания
Прошло совсем немного времени, и в их уже сплоченный и устоявшийся коллектив влился новый участник.
Это был молодой, невероятно талантливый пианист Сергей Тараненко, только что окончивший Гнесинское училище.
Ему, несмотря на молодость, сразу доверили серьезный пост — он стал музыкальным руководителем ансамбля, который аккомпанировал солистам и назывался «Московские ребята».
Во время рутинных репетиций, в ходе обычных творческих экспериментов, внезапно выяснилась поразительная деталь.
Оказалось, что голоса Галины и Сергея обладают какой-то совершенно особенной, редкой совместимостью. Они не просто звучали вместе — они сливались в единое целое, дополняя и обогащая друг друга.
Поначалу все шло по стандартной схеме: она пела, он сидел за роялем. Но как-то раз, скорее ради забавы, они решили исполнить дуэтом композицию Оскара Фельцмана «Старые слова».
И в ту самую секунду, когда их голоса соединились, всем присутствующим стало очевидно: на их глазах происходит рождение чего-то абсолютно нового и ни на что не похожего.
Человеком, который стал для этого только что родившегося дуэта настоящим крестным отцом и вывел его на большую сцену, был сам Микаэл Таривердиев.
Великий композитор, автор бессмертной музыки к «Семнадцати мгновениям весны» и «Иронии судьбы», которую знала вся страна, оказался давним приятелем Виктора Беседина.
Именно он, услышав это уникальное сочетание голосов, сразу понял, какой огромный творческий потенциал в нем скрыт.
Таривердиев, с его гениальной интуицией, моментально осознал, что перед ним необработанный алмаз, который требует тонкой и кропотливой огранки.
Он выдвинул молодым артистам довольно смелое и рискованное предложение: на целый год полностью исчезнуть с эстрады, прекратить все выступления и целиком посвятить себя работе над совершенно новым, концептуальным и глубоким репертуаром.
Для Галины и Сергея этот творческий союз с композитором стал, с одной стороны, главным подарком в их жизни, а с другой — невероятно сложным экзаменом, который проверил на прочность и их талант, и их характеры.
Маэстро решил пойти против течения и сделать ставку не на простые, запоминающиеся песни, а на нечто совершенно иное — на элитарную, почти салонную музыку, в которой органично соединялись сложная мелодия и высокая поэзия.
Это была невероятно тонкая, почти ювелирная работа. Таривердиев не столько учил их вокалу, сколько заставлял вживаться в каждое слово, в каждую строчку, разбирая стихи так, словно это была сложнейшая музыкальная партитура.
Он требовал от них абсолютно идеального, отточенного звучания, в котором глубокий, бархатный голос Галины и мужественный, сильный баритон Сергея сплетались бы в единое, неразрывное целое.
И вот именно в этот момент впервые со всей очевидностью проявилась фундаментальная разница их характеров.
Галина, как послушная и дисциплинированная ученица, абсолютно доверяла авторитету Таривердиева и с готовностью выполняла все его, даже самые сложные, требования.
А вот Сергей, наоборот, начал открыто сопротивляться. Для него эти бесконечные, изнурительные репетиции превратились в настоящую муку.
Он был свободным художником, ему претила необходимость строго следовать партитуре, его душа требовала творческой свободы, импровизации.
Кроме того, будучи и сам композитором, он втайне был уверен, что настоящим лидером и генератором идей в их дуэте является именно он, а не Галина.
Но, несмотря на все эти внутренние разногласия и споры, тяжелейшая, почти круглосуточная работа дала просто фантастические результаты.
В итоге родился абсолютно уникальный для советской сцены репертуар, которому не было равных: это были целые музыкальные спектакли на стихи таких сложнейших поэтов, как Михаил Светлов и Марина Цветаева, а также пронзительный цикл романсов на стихи Андрея Вознесенского к спектаклю «Прощай, оружие!».
Первое серьезное признание пришло к ним после победы на популярном телеконкурсе «С песней по жизни».
Сразу после этого успеха их, как лучших из лучших, делегировали представлять Советский Союз на престижном музыкальном фестивале в польском городе Сопот.
Надо сказать, мало кто из чиновников верил в успех их утонченной, совершенно неформатной музыки на фоне привычной советской эстрады.
Однако Беседина и Тараненко со своим романсом «Мне нравится» стали настоящей сенсацией и завоевали второе место. Обойти их смогла лишь Алла Пугачёва со своим мощным шлягером «Все могут короли».
Впрочем, эта громкая победа была омрачена одним крайне неприятным происшествием. Как только артисты получили свои призовые, Сергей Тараненко бесследно пропал.
Можете себе представить, какой переполох поднялся в советской делегации? Ведь в те строгие времена внезапное исчезновение человека за рубежом трактовалось однозначно — как измена Родине и бегство на Запад.
Позже, конечно, все прояснилось: оказалось, что Сергей просто слишком бурно праздновал победу в местном баре, после чего, никого не предупредив, улетел в Москву. Но нервные клетки своим коллегам он в тот день сжег основательно.
Золотой век и внезапный финал
Несмотря на сложный и неуживчивый характер Сергея, их творческий тандем стал настоящим феноменом в культурной жизни страны.
Популярность Бесединой и Тараненко была просто колоссальной.
Они исколесили с гастролями весь Советский Союз, пели для строителей Байкало-Амурской магистрали, регулярно становились победителями главного музыкального фестиваля «Песня года».
А их главной визитной карточкой, настоящим гимном их дуэта стала щемящая песня «Не исчезай», написанная Таривердиевым на стихи Вознесенского для телевизионного фильма «Ольга Сергеевна».
Восьмидесятые годы стали для них поистине золотым веком. Их выступления постоянно транслировали в эфире «Песни года», а такие композиции, как «Не исчезай», «Мне нравится» и «Маленький принц», стали по-настоящему народными.
Этот период оглушительного успеха продолжался почти десятилетие. И все это время Галина проявляла чудеса выдержки и дипломатии, чтобы хоть как-то сохранять рабочие отношения с Сергеем, чей непростой характер и внутренние демоны все чаще давали о себе знать.
Публика обожала их и была уверена, что они — идеальная пара не только на сцене, но и в жизни.
Красивая телевизионная картинка создавала полную иллюзию любви и гармонии. Но на самом деле эта идиллия была всего лишь мифом.
Много лет спустя Галина Беседина расставит все точки над «i», признавшись, что их с Сергеем никогда не связывали романтические отношения. Более того, они даже не были друзьями в привычном понимании этого слова.
Единственное, что их по-настоящему объединяло, — это сцена.
Сергея буквально изнутри точила профессиональная зависть. Его выводил из себя успех Галины, ему претили ее попытки по-сестрински уберечь его от проблем с выпивкой.
Самым болезненным для него было то, что зрители видели в нем всего лишь скромного пианиста, аккомпанирующего певице, тогда как сам он был уверен, что является не просто равноправным партнером, а главной движущей силой их дуэта.
Роковой день наступил 8 марта 1987 года.
Они были на гастролях в небольшом городке за Полярным кругом, когда ее мужу, Виктору Беседину, внезапно стало очень плохо прямо во время концерта.
Диагноз врачей был неутешительным — обширный инсульт.
Последующие пять лет своей жизни Галина без остатка посвятила уходу за мужем, который оказался полностью обездвижен. В одночасье рухнуло все: ее карьера, их знаменитый дуэт, все, чему она посвятила свою жизнь.
А Сергей Тараненко, внезапно получив полную творческую свободу, о которой так мечтал, так и не смог найти себя в сольном плавании.
Он предпринял попытку возродить репертуар Таривердиева с новой партнершей, молодой певицей, на которой женился, но чуда не произошло, волшебство ушло.
С этого момента его судьба резко пошла под откос. Он сменил одну пагубную привычку на другую: увлекся играми, влез в сомнительные финансовые схемы, наделал огромных долгов.
В итоге он проиграл все, включая собственную московскую квартиру, и оказался буквально на улице.
Почти два года некогда знаменитый артист жил как бездомный.
Второе дыхание и трагическая развязка
Когда слухи о бедственном положении ее бывшего партнера дошли до Галины Бесединой, она совершила поистине благородный поступок.
Проявив огромное великодушие, она разыскала Сергея и предложила ему попробовать возродить их дуэт.
И вот, в конце девяностых, спустя десять лет после распада, они снова вышли на одну сцену. И снова был успех, снова были полные залы преданных поклонников.
Казалось, время повернулось вспять. Но, к сожалению, вместе с успехом вернулись и все старые проблемы: нерешенные конфликты, затаенные обиды и все те же внутренние противоречия.
Финал этой драматичной и запутанной истории оказался внезапным и трагическим. Это случилось 16 октября 2013 года.
Прямо во время концерта, когда они исполняли свою самую знаковую песню, «Не исчезай», Сергею Тараненко стало плохо.
У него случился инсульт. Зрители, сидевшие в первых рядах, на руках вынесли его за кулисы, но прибывшие врачи уже ничем не могли ему помочь.
Сейчас Галине Бесединой 80 лет, она ведет спокойную жизнь в своем подмосковном доме.
Оглядываясь назад, она с некоторой грустью оценивает свой путь. Певица не скрывает, что считает главной ошибкой своей жизни выбор, сделанный в юности в пользу карьеры, а не семьи.
Она говорит, что если бы можно было прожить жизнь заново, она бы сначала стала матерью, и лишь потом — артисткой.
Но, несмотря на почтенный возраст, Галина Ильинична не сидит сложа руки. Она продолжает выступать и возглавляет Центр русского романса, где делится своим уникальным опытом с молодыми исполнителями.
И она нашла очень трогательный способ сохранить память о своем партнере: теперь в ее ансамбле поет племянник Сергея, которого, по иронии судьбы, тоже зовут Сергеем Тараненко.
И вновь со сцены звучат те самые интеллигентные, глубокие песни-размышления.
Очень жаль, что сегодня, в грохоте современной поп-музыки, эти тихие и мудрые голоса почти никто не слышит.