Прокрутите ленту любой социальной сети. Что вы видите? Мурлыкающий комок шерсти, застрявший в коробке. Кот в костюме тако. Серьёзный лик кота, взирающего на кипящую воду. Интернет одержим котами. Это аксиома, не требующая доказательств. Но что скрывается за этой мировой эпидемией милоты? Возможно, неожиданный ответ лежит не в области зоопсихологии, а в экзистенциальной философии XX века, а именно — в работах Альбера Камю.
На первый взгляд, связь между нобелевским лауреатом, писавшим о бунте и самоубийстве, и видео с котом, бьющим лапой по стеклу, кажется натянутой до абсурда. Но именно в этом слове — абсурд — и кроется разгадка.
Друзья, приглашаю вас ткже в мою группу в ВК, где ещё больше интересного на темы психологии, саморазвития, чтения, искусства и философии - Ещё Один Философ в ВК
Что такое абсурд по Камю?
Альбер Камю в своем эссе «Миф о Сизифе» определяет абсурд как фундаментальный разрыв между человеком и миром. Мы, люди, наделенные разумом, ищем в мире смысл, логику, справедливость и конечную цель. А мир в ответ молчит. Он безразличен, хаотичен и лишен какого-либо высшего замысла. Столкновение этой бессмысленной вселенной с нашим отчаянным стремлением найти в ней смысл и рождает чувство абсурда.
Сизиф, обреченный вечно вкатывать на гору камень, который неизменно скатывается вниз, — вот герой абсурда. Его труд бессмысленен, лишен надежды и цели.
Кот как воплощение абсурдного героя
А теперь посмотрите на кота. Что может быть более абсурдным с человеческой точки зрения?
- Иррациональное поведение. Кот внезапно и без причины носится по квартире в три часа ночи. Он часами пристально смотрит в угол пустой комнаты. Он сбрасывает ручку со стола, просто чтобы посмотреть, как она падает. В его действиях нет логики, понятной нам. Он не служит великой цели, он просто существует в своем собственном, неподвластном нам потоке бытия. Это чистейшее проявление безразличной к нашему разуму вселенной, но в миниатюре и в милой пушистой оболочке.
- Безразличие к человеческим ценностям. Пока вы переживаете о дедлайнах, ипотеке и глобальном потеплении, кот спит 18 часов в сутки. Его не волнуют ваши амбиции, карьера или социальный статус. Он — живое воплощение «молчания мира» по Камю. Он напоминает нам, что за пределами нашей человеческой суеты с её надуманными смыслами существует иная, более простая и прямолинейная форма жизни.
- Сосредоточенность на настоящем. Кот не терзается прошлым и не тревожится о будущем. Он полностью погружён в момент: в солнечный луч на полу, в шелест бумажки, в процесс умывания. Камю призывает нас представить Сизифа счастливым, потому что в момент, когда камень катится вниз, он свободен и может осознать красоту мира. Кот живет в этой «счастливой» фазе постоянно. Он нашел свой способ бунтовать против абсурда — не через самоубийство, а через тотальное принятие настоящего.
Интернет как арена абсурда
Интернет сам по себе — это гигантская машина по производству абсурда. Бесконечный поток информации, смешение высокого и низкого, фейковые новости и настоящие трагедии, идущие вперемешку с мемами. В этом цифровом хаосе человек испытывает то самое камюзианское чувство потерянности.
И вот в этот водоворот бессмыслицы вбрасывается кот. Он становится точкой сборки, якорем. Но не якорем смысла, а якорем признания абсурда.
Смех над глупым котом — это не просто развлечение. Это наш коллективный способ сказать: «Да, мир странный, непонятный и часто лишенный логики. Посмотрите на это существо! Оно не просто принимает эту странность, оно наслаждается ею!».
Мы создаём мемы, где кот ведет себя как суровый диктатор или философ, размышляющий о бытии. Мы проецируем на него наши собственные экзистенциальные кризисы, и он, своим безразличием, как бы отвечает: «Расслабься. В этом нет смысла. И в этом — вся прелесть».
Бунт в формате мема
Камю писал, что единственным серьёзным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Но его ответом был не уход из жизни, а бунт. Признав отсутствие изначального смысла, человек может стать абсолютно свободным и наполнить жизнь собственными, земными ценностями: чувствами, красотой, опытом.
Бесконечное создание и потребление контента с котами — это и есть наш мягкий, коллективный бунт. Это способ сказать безразличной вселенной и цифровому хаосу: «Хорошо, смысла нет. Но пока это так, я буду смотреть, как этот пушистый комок пытается залезть в банку из-под огурцов. И в этом моменте будет моя победа».
Кот не дает нам ответов. Он даже не задает вопросов. Он просто есть. И в его спокойном, иррациональном, абсурдном существовании мы находим странное утешение и напоминание: возможно, счастье не в том, чтобы найти ответ, а в том, чтобы, подобно Сизифу, найти радость в самом процессе бессмысленного, но прекрасного путешествия наверх с своим собственным «камнем» — даже если этим камнем является плюшевая мышь-пищалка.
Вас могут заинтересовать и другие статьи моего канала: