День 2. Вертолётная площадка: между небом и Жигулями
Первую часть нашей поездки в непарадную Самару можно найти здесь:
Настало воскресенье — время выселяться. Во второй день мы запланировали посещение нескольких интересных мест. Первым в списке была «Вертолётка». Своё название она получила потому, что вплоть до 2000-х местное предприятие «ОДК – Кузнецов» располагало собственным авиапарком, и отсюда правда взлетали вертолёты.
Наш путь лежал через местные трущобы. И знаете, здесь повсюду одна странная особенность: у полуразвалившегося дома, поросшего мхом, обязательно стоят пара дорогих иномарок. Что ж, люди могут себе позволить, не «отечественный автохлам» же им покупать.
Дорога на «Вертолётку» ныряет под эстакаду «ОДК – Кузнецов» и выходит прямиком на обзорную площадку.
В летний сезон сюда привозят огромное количество экскурсионных групп. Пожалуй, это одна из популярнейших достопримечательностей.
С площадки открывается живописный вид на Жигулёвскую гряду, а также на Жигулёвские ворота, состоящие из горы Серной и горы Тип-Тяв.
А здесь можно почитать наш рассказ о приключениях на противоположном берегу:
В этот день окрестности были окутаны туманной дымкой, отчего всё выглядело особенно загадочно.
Инфраструктура на «Вертолётке» развитая: есть лавочки, гамаки, качели, детские уголки, пара кафе, а вечером включают романтическое освещение.
Насладившись пейзажами и нащелкав кучу фотографий, мы двинулись в обратный путь.
Кафе «Ланкон»: кофейный облом
У эстакады наше внимание привлекло кафе с вывеской «Кофе зерновой здесь, или с собой». Заходим внутрь — кроме нас, ни души, персонал скучает.
Официантка удивляется, когда Настя заказывает латте с двойной порцией эспрессо, с ложкой сахара и без сиропа. Вызывают главного официанта. Тот озадаченно уходит варить нам кофе, но предупреждает: вывеска не соответствует действительности — сегодня навынос напитки не дают, так как не завезли одноразовые стаканчики.
В помещении пахнет дешёвыми сигаретами и алкоголем. На стене по-английски с пафосом написано, что это ресторан.
Напитки нам принесли в стеклянной таре. Назвать это кофе у меня язык не поворачивается. На стакане я почувствовал вкус женской помады. Мой «капучино» по крепости напоминал американо, а пенка в нём напрочь отсутствовала.
Мы покинули это злачное место с чувством незакрытого кофейного гештальта.
Стояние Зои: место, где застыло время
На автобусе №50 возвращаемся в Самару. В этот раз водитель был старше и опытнее: люди заходили в переднюю дверь, сразу оплачивали проезд, и только потом он открывал остальные.
Выходим на остановке «Площадь сельского хозяйства» и идём пешком к адресу Чкалова, 84. Именно здесь, по народному преданию, в середине 50-х годов произошло «Стояние Зои».
Согласно легенде, молодёжь устроила новогоднюю вечеринку. Все девушки пришли с кавалерами, а парень Зои Карнауховой по имени Николай не смог. Тогда Зоя подошла к красному углу с иконами, взяла образ Николая Чудотворца и начала с ним танцевать.
Вдруг она застыла на месте. Её не могли сдвинуть, не могли забрать икону. Приехавшая скорая не исправила ситуацию — иглы ломались, не проткнув кожу. На улице собралась толпа. Чтобы не допустить религиозных волнений, советская власть оперативно создала чрезвычайную комиссию, а на место прибыла конная милиция.
Девушка простояла так 128 дней, пока не пришёл иеромонах Серафим и не забрал у неё икону. Дальнейшая судьба Зои туманна: то ли она умерла на третий день Пасхи, то ли уехала из города и стала глубоко верующей.
На основе этой легенды в 2009 году сняли мистическую драму «Чудо».
На улице стоит памятник Николаю Угоднику и информационный стенд. У его ног лежит ежедневник для записей паломников.
Слева — заброшенное двухэтажное деревянное здание. Подобных строений в этой части города-миллионника десятки. На запылённых стёклах кто-то оставил надписи изнутри.
Но, если верить рассказам, чудо произошло не здесь. Во дворе есть ещё одно строение с тем же адресом. Со скрипом открываем незапертую калитку и проходим внутрь. Вот они — маленькие, со следами пожара, развалины. Тот самый дом. Сложно представить, как здесь могла бы танцевать молодёжь.
Повсюду разруха, мусор, грязь. На одном из наличников висит старое женское украшение, оплавленное высокой температурой.
Сделав несколько снимков, мы с Настей поворачиваем к выходу. По спине бегут мурашки, и не покидает ощущение, что за нами пристально следят. Жуткое чувство. Местные жители проходят мимо с отчуждённым и безразличным видом.
По мере удаления от улицы Чкалова заброшенные дома уступают место фешенебельным высоткам с панорамными окнами и яркими витринами.
Кофейня «Скуратов»: эстетическое наслаждение в кофейном Нью-Йорке
Прежде чем уехать, мы забегаем в одну из кофеен «Скуратов». Невозможно пройти мимо кофе, который оценил сам Эмир Кустурица! Особенно после нашего фиаско в Управленческом.
Эта сеть из Омска специализируется на кофе и десертах. Они сами обжаривают зёрна — от базовых до редких, фермерских. Сиропы только собственного производства.
Внутри с трудом находим свободное место. Посетители — модная молодёжь, удалёнщики с ноутбуками, романтические пары. Атмосфера напоминает фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке».
Девушка-бариста терпеливо рассказывает нам про ассортимент и проводит мини-экскурсию.
«Кофе для Михаила и Анастасии готов!» — торжественно, по-театральному, объявляет бармен.
Настроение сразу улучшается. Идеально приготовленные напитки дарят эстетическое удовольствие. Даже Настя, известная своей принципиальностью в кофейных вопросах, оценила данное заведение.
В Тольятти мы возвращались уже поздно вечером.
Вместо заключения
Как и всегда, поездка в Самару оставила смешанные чувства. Космическая монументальность здесь переплелась с приземистыми бараками, а роскошь и нищета расположились друг напротив друга на одной улице.
Только в Самаре легенды и реальность срослись настолько, что их почти невозможно отделить друг от друга.
И, в целом, посетив её непарадную часть, уезжаешь с чувством чего-то настоящего, без прикрас, с ощущением разгаданной загадки. Словно побывал в декорациях немого фильма «Метрополис» 1927 года: сначала спустился «на дно», а потом поднялся наверх.