Найти в Дзене
Kettik.kz

Версаль

Второй день нашего пребывания в Париже начался с легкого завтрака, который был включен в стоимость экскурсии. Точно не помню, что мы ели, но был салат из свежих овощей, сыр, кофе, короче, вполне достаточно, чтобы перекусить в столь ранний час. Экскурсия началась опять с Елисейских полей. На рассвете улица пустынна и мало что напоминает вечернюю толчею. Здесь у Триумфальной арки нас ждал экскурсовод. В плане сегодняшнего дня было посещение Версаля — дворцово-паркового ансамбля в пригороде Парижа,  Дом Инвалидов, Лувр, башня Монпарнас, которую не посмотрели вчера. В общем, программа очень насыщенная, потому с рассветом мы были уже у Триумфальной арки. По дороге в Версаль экскурсовод обещала нас провезти мимо богатых кварталов и, в общем-то, обещание выполнила. Нас очень быстро прокатили по пустым утренним улицам элитного района. Невозможно было не только сфотографировать, но даже толком рассмотреть. Но вот одно более-менее приличное изображение Булонского леса все-таки осталось, хотя в м

Второй день нашего пребывания в Париже начался с легкого завтрака, который был включен в стоимость экскурсии. Точно не помню, что мы ели, но был салат из свежих овощей, сыр, кофе, короче, вполне достаточно, чтобы перекусить в столь ранний час. Экскурсия началась опять с Елисейских полей. На рассвете улица пустынна и мало что напоминает вечернюю толчею. Здесь у Триумфальной арки нас ждал экскурсовод. В плане сегодняшнего дня было посещение Версаля — дворцово-паркового ансамбля в пригороде Парижа,  Дом Инвалидов, Лувр, башня Монпарнас, которую не посмотрели вчера. В общем, программа очень насыщенная, потому с рассветом мы были уже у Триумфальной арки.

Триумфальная арка на рассвете
Триумфальная арка на рассвете
Елисейские поля с утра
Елисейские поля с утра

По дороге в Версаль экскурсовод обещала нас провезти мимо богатых кварталов и, в общем-то, обещание выполнила. Нас очень быстро прокатили по пустым утренним улицам элитного района. Невозможно было не только сфотографировать, но даже толком рассмотреть. Но вот одно более-менее приличное изображение Булонского леса все-таки осталось, хотя в моем воображении он представлялся мне другим. А тут что-то типа нашей рощи Баума.

Булонский лес
Булонский лес

Дальше пошли пригороды Парижа, по архитектуре недалеко ушли от наших микрорайонов.

-4

А вот и начало городка Версаль.

-5

Городок небольшой, в основном, 2-3 этажный, считается респектабельным пригородом. Развиваться стал вместе со строительством дворца и, особенно, в последующее столетие, когда дворец стал основной королевской резиденцией. Главной достопримечательностью городка является дворцово-парковый ансамбль, который в 1979 году внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История строительства его началась в 1623 году, когда на этих землях Людовик XIII приказал построить маленький охотничий замок. Его сын, Людовик XIV -"король-солнце", решил расширить  дворец, чтобы использовать его как постоянную резиденцию. Надо сказать, получился прекрасный дворец, который впечатлил многих монархов и архитекторов на создание шедевров, подобных Версалю. Таковыми являются замок Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, резиденция епископов в Вюрцбурге. Петр I, будучи во Франции в 1717 году, останавливался в Версале, изучал устройство дворца и парков, что впоследствии подвигло его на создание Петергофа.. Но прямых подражаний не было. Наш гид перед тем как мы вошли на территорию дворца, сказала, что возможно мы скажем, что Дворцы Петергофа красивее и изящнее, но не забывайте, что Версаль построен на 100 лет ранее. Итак, дворцово-парковый ансамбль Версаль:

Точно помню, что в этой очереди любителей прекрасного мы не стояли.
Точно помню, что в этой очереди любителей прекрасного мы не стояли.

Ворота, освещенные первыми лучами солнца, очень символично напоминают о первом хозяине этого дворца — "короле-солнце".

-7
-8

Сам дворец настолько огромен, что даже фасад пришлось снимать отдельными частями.

-9
-10
-11
-12

На осмотр дворца нам отвели 2 часа, выдали аудиогиды на русском языке и мы вступили под своды королевских покоев. Первой перед нами предстала часовня, где французские монархи с челядью слушали мессы.

Часовня
Часовня

Следующие залы были посвящены истории строительства дворца и садов вокруг него. Середина зала была занята макетами с застройкой определенного периода. Я уже на втором зале перестала пользоваться аудиогидом. Очень долго и не очень внятно вещает, к тому же сложно отыскать номер экспоната. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, а посмотреть было на что.

Макет Версаля
Макет Версаля

На стенах красовались картины с видами дворца.

Изображение Версаля
Изображение Версаля

Символический ключ от Версаля, довольно внушительных размеров.

Ключ от Версаля
Ключ от Версаля

Деревянные скульптуры обезьян, знать бы ещё что эти изображения означают…

Скульптуры из дерева
Скульптуры из дерева

Ну а это сам Людовик XIV, то есть копия статуи, которая была установлена в середине двора во времена правления Луи-Филиппа, правда, оригинал в 2006 году увезли на реставрацию, а в 2009 установили уже на площади Оружия (во всяком случае, так гласит табличка на статуе).

Людовик XIV
Людовик XIV

Еще одно изображение Версаля 1844 года.

Вид на Версальский дворец 1844 года
Вид на Версальский дворец 1844 года

А на этом огромном полотне изображен последний отпрыск королевского дома Бурбонов, который владел этим дворцом — Луи-Филипп — на фрагменте картины всадник на белом коне. К сожалению, блики от ламп мешали нормально запечатлеть.

Луи-Филипп
Луи-Филипп

А это украшение дворца без комментариев, не знаю что это, но впечатляет (информационной таблички не нашла).

-21

В огромные окна можно видеть парк.

-22

Лестничные переходы, по которым ходили королевы, обметая изысканными нарядами ступени.

-23

Галерея героев. Ступив первый раз в эту часть дворца, я внимательно рассматривала эти скульптурные портреты и читала надписи, фотографировала тех известных людей, имена которых были мне известны по истории или попадались в литературе.

Галерея героев
Галерея героев

Почему сказала "в первый раз"? Потому, что когда я попала в эту галерею второй раз, поняла, что заблудилась. Вокруг были китайцы, итальянцы и вообще множество народу, но ни одного знакомого лица… Но все по-порядку, вначале маршал и вице-адмирал Анн Илларион де Константен, граф де Турвиль(1642-1701 г.г.)- знаменитый флотоводец, гроза корсаров Магриба и любимец короля-солнце.

Граф де Турвиль, гроза корсаров Магриба
Граф де Турвиль, гроза корсаров Магриба

Принц Конде, историческое лицо и персонаж  произведений Дюма.

Принц Конде
Принц Конде

Второй ярус капеллы, уже не помню как туда попала.

Второй ярус капеллы
Второй ярус капеллы

Роспись потолка часовни поближе.

Роспись потолка часовни
Роспись потолка часовни

Вообще оформление потолков во дворце могло бы составить отдельную статью, но постараюсь вместить наиболее интересные фото, да и смотреть их можно без комментариев.

-29
-30
-31

Теперь немного об оформлении интерьеров. Салон Венеры был главным входом в апартаменты при Людовике XIV. Этот зал использовался для вечерних приемов. Стены отделаны камнем.

Отдеклка стен в салоне Венеры
Отдеклка стен в салоне Венеры

Еще зал украшен фигурой самого Людовика в костюме античного героя

Людовик XIV
Людовик XIV

Салон Дианы использовался королем как бильярдная, он так же отделан камнем и украшен бюстом Людовика XIV работы Бернини.

Бюст короля-солнце
Бюст короля-солнце

Залы отапливались огромными каминами.

Камин в салоне Марса
Камин в салоне Марса

Парадная спальня короля

Спальня короля
Спальня короля

Зеркальная галерея, пожалуй, самое, на мой взгляд, светлое и нарядное помещение. Здесь проводились пышные балы, торжественные аудиенции, из этого помещения король входил на второй ярус часовни каждое утро. Оказывается, король и его приближенные слушали мессы со второго этажа, а на первом собирались все остальные, не очень приближенные особы.

Зеркальная галерея
Зеркальная галерея

Освещают зал не только шикарные хрустальные люстры, но и очень оригинальные напольные светильники.

Светильник
Светильник

Здесь же в нише — статуя Дианы — богини охоты.

Статуя Дианы
Статуя Дианы

Далее — покои королевы. Её спальня очень веселенькой расцветки. Кроватка тоже очень короткая. Нам пояснила гид, что спали в то время сидя, чтобы во сне душа не подумала, что человек умер и не покинула тело преждевременно.

Спальня королевы
Спальня королевы
Прихожая Большого зала
Прихожая Большого зала
Королевский стол, накрытый в этой прихожей
Королевский стол, накрытый в этой прихожей

Галерея батальной живописи создана при Луи-Филиппе в 1833 году. Длина ее 120 метров, на стенах размещены 33 картины на темы военных баталий со времен  короля франков Хлодвига до Наполеона I.

Галерея батальной живописи
Галерея батальной живописи

Здесь я опять проскочила выход и попала в галерею героев. В этот раз я нашла больше "знакомцев". Гюстав Курбе — художник, пейзажист, портретист, основатель реализма в живописи.

Гюстав Курбе
Гюстав Курбе

Этого сына Франции, пожалуй, знают все — Вольтер - философ, просветитель, поэт, прозаик, публицист, можно еще перечислять области его творческой деятельности. Когда человек талантлив, он талантлив во всем.

Вольтер
Вольтер

Ну, и опять короли — Людовик XI Валуа — основатель абсолютной монархии во Франции. Описан Виктором Гюго в "Соборе Парижской богоматери" и Вальтером Скоттом в "Квентине Дорварде".

Людовик XI Валуа
Людовик XI Валуа

Король-солнце, как же без него среди героев.

Людовик XIV
Людовик XIV

Это тоже знаменитый литературный персонаж, ну и, конечно, король — Генрих IV Наваррский, он же Бурбон. Правда здесь он смахивает на Дон Кихота.

Генрих IV Наваррский
Генрих IV Наваррский

Были среди знакомцев и ученые — Рене Декарт - философ и математик. Философских трудов его я не читала, а вот прямоугольными или декартовыми координатами пользуемся до сих пор. Ну все помнят из школы, ось абсцисс и ординат или X и Y.

Рене Декарт
Рене Декарт

Часов у меня не было, но внутренне я чувствовала, что время поджимает и влетев в третий раз в эту галерею, я окончательно запаниковала. Пропихнувшись через толпу итальянцев, не забывая  извиняться (I am sorry, I am late), подошла к служителю и попросила объяснить, где выход. Он сказал, что выход из зала Наполеона. Спросила, где зал Наполеона. Он посчитал на пальцах и ответил, от этого зала пятый. Плохо соображая, я помчалась дальше. Встретила более-менее знакомые лица, которые спокойно гуляли, спросила их уже по-русски. Они сказали, что еще не думали над этим. Наконец, я увидела на стене  спасительную стрелку с надписью "EXIT" и бегом слетела по лестнице.

Спасительный выход
Спасительный выход

На этом все не кончилось. Еще надо было сдать аудиогида, на это ушло еще минут 10. Короче, версальские парки я видела только из окна, к тому же пережила самый сильный за последнее время стресс. Мое семейство до сих пор надо мной издеваются, что я умудрилась потеряться даже в красной сигнальной куртке. Ну подумаешь, ну загляделась на роскошь. Если честно, то меня не роскошь поразила, я все время думала: "Как можно жить в такой обстановке? Ни тебе уютного уголка, постоянно на людях, даже спальни проходные". Видимо, все-таки плебейские у меня представления об  удобствах жизни.

Фотографии парка взяла из фотоархива дочери, они с папой успели погулять, пока я "нарезала" круги по дворцу. Вот эти снимки, комментировать не буду, потому что своих впечатлений нет, да они не нуждаются в комментариях.

-51
-52
-53
-54

Не удержалась от комментария, по сравнению с фонтанами Петергофа, этот выглядит бедненько, но, мы помним, он построен на 100 лет раньше…

Ну вот и закончились мои приключения в Версале. Самое обидное, что мы еще полчаса ждали в автобусе тех туристов, которые потеряли чувство времени, так и не дождавшись, уехали. Последние фото из городка Версаль:

-55
-56

И вот снова Париж!

-57