1. Сущность понятия общения
2. Основные характеристики общения
3. Структура взаимодействия в общении
4. Социально-психологическая общность как результат общения
5. Социально-психологические механизмы общения
6. Соотношение общения, деятельности и поведения
1. Сущность понятия «общение»
Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей.
Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:
- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;
— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.
В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.
Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.
Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.
Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:
- взаимодействие людей;
- вид самостоятельной человеческой деятельности;
- атрибут других видов человеческой деятельности;
- информационный процесс;
- отношение людей друг к другу;
- взаимовлияние людей;
- взаимное переживание;
- взаимное понимание.
Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:
— к кооперации, сотрудничеству и интеграции;
— к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»
Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.
Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.
В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.
2. Основные характеристики общения
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:
— передача информации или обмен ею;
— восприятие друг друга;
— взаимооценка партнеров.
Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.
Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.
Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.
Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.
Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.
Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.
Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.
Синдикативная функция — средство объединения людей.
Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.
Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.
Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности. .
Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:
— коммуникативной активностью;
— интенсивностью действий;
— инициативностью;
— мастерством и др.
Внутренняя сторона общения отражает:
— субъективное восприятие взаимодействия;
— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.
Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:
— творчески-продуктивный;
— дружеский;
— подавляющий;
— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;
— популистский;
— заигрывающий;
— требовательный;
— деловой;
— позиционный;
— спокойный;
— властный;
— вкрадчивый;
— взволнованный;
— сдержанный;
— беспокойный;
— неуверенный;
— скованный и др.
Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:
— лингвистические: речевые;
— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;
— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;
— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;
— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.
3. Структура взаимодействия в общении
Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие— это процесс, который складывается из:
— физического контакта;
— перемещения в пространстве;
— совместного группового или массового действия;
— духовного вербального контакта;
— невербального информационного контакта.
Взаимодействия бывают:
— внутриличностные;
— межличностные;
— личностно-групповые;
— личностно-массовые;
— межгрупповые;
— массово-групповые.
В структуру взаимодействия входят:
— субъекты взаимодействия;
— взаимная связь субъектов общения;
— взаимное воздействие субъектов;
— взаимные изменения субъектов общения.
4. Социально-психологическая общность как результат общения
В общении и через общение формируется социально-психологическая общность — МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.
В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.
Понятие «общность» многозначно:
— социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;
— объединение людей на основе совпадения культурных интересов;
- объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.
Общность может выполнять следующие функции:
— закреплять групповые особенности;
— обособлять одну группу от другой;
— выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.
Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.
Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.
Общность обычно проявляется в:
— идентификации людей друг с другом или с кем-либо;
— согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;
— взаимопонимании;
— симпатии и эмпатии;
— кооперации деятельности.
Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.
5. Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.
Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуации паники, религиозного экстаза и пр.
Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.
Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное
воздействие в условиях непосредственного контакта.
Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно
усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние.
Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.
Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как
активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.
К основным условиям эффективности внушения относят:
— авторитетность источника информации;
— доверие к нему;
— отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что и является специфической чертой внушения.
Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:
— при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);
— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;
— внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.
Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.
Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности
убеждающего воздействия:
— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
— убеждение является последовательным и доказательным;
— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;
— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.
Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.
Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.
Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Различают несколько видов подражания:
— логическое и внелогическое;
— внутреннее и внешнее;
— подражание-мода и подражание-обычай.
Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:
— подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
— низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Установлены три способа подражания:
— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
— когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.
Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Мода выполняет следующие функции:
— коммуникативную (общения);
— интерактивную (согласования, взаимодействия);
— компенсаторную (психологической защиты индивида).
6. Соотношение общения, деятельности и поведения
Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения многие социальные психологи.
В одной из концепций (Э. Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность
форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.
Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.
Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:
— как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;
— как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;
— как определенная сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;
— как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:
— как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;
— как речевая деятельность.
По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.
Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.
Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их противоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.
Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, — это вопрос поведения в рамках данного общения.