1. Социальная психология в системе научного знания
2.Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
3. Концептуальные основы социальной психологии
1. Социальная психология в системе научного знания
Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:
- социальная психология есть часть социологии;
- социальная психология есть часть психологии;
- социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии.
В настоящее время более или менее общая точка зрения на происхождение социальной психологии сводится к тому, что исторически социальная психология возникла на стыке двух наук — социологии и психологии, что неизбежно отражается на ее своеобразном статусе. Своеобразие заключается в том, что обе «родительские» дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.
То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности, однако делают они это по-разному. Социологи рассматривают социальные группы (от малых до самых больших) в деятельностном и операционально-статистическом аспектах. Социальных психологов интересует поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп. Социологи абстрагируются от изучения всевозможных психических процессов, происходящих в индивидах и в группах. Надо отметить, что и социология, и социальная психология нередко используют сходные методы исследования. Много общего в предметах изучения социальной психологии и психологии личности. При этом социальная психология сосредоточена больше на общем между индивидами, а психология личности - как на общем между индивидами, так и на различиях между ними.
Если говорить о «границах» между социологией и социальной психологией, то считается, что по предмету изучения различия между ними часто установить невозможно. Речь идет скорее о выделении специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на одну и ту же проблему. Хотя, конечно, есть очевидные социально-психологические подходы, например, в социологии личности, в социологии массовых коммуникаций и др.
Вопрос о «границах» между общей психологией и социальной психологией оказывается еще более сложным. Здесь имеет значение тот же специфический социально-психологический подход, который не реализуется возможностями общей психологии. Это касается таких проблем, как динамика межличностных отношений в группах, формы общения и взаимодействия личностей в группах и ряда других. Но несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология — все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.
2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).
В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейнталь) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальная целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа.
Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы.
В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) основополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники.
Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.
К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:
— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;
— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;
— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;
— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:
— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);
— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);
— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.).
К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:
— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;
— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;
— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;
— культурно-психологические традиции чань-буддизма, развившие приемы психотренинга и психорегуляции.
3. Концептуальные основы социальной психологии
Социальную психологию, как и любую другую науку, можно рассмотреть с трех сторон:
— методологической;
— феноменолргической;
— праксиологической.
Методология социальной психологии — это совокупности приемов исследования, средств, необходимых для познания социально-психологических явлений.
Феноменология социальной психологии — это социально- психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе.
Праксиология социальной психологии — это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология. Методологию социопсихологии составляет концептуальный аппарат, содержательную базу которого формируют основные положения исторического материализма, в частности, те из них, которые исследуют место и роль психического фактора в социальной жизни.
Обобщая сказанное, отметим, что социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей, социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции.