Что такое Ум по Плотину? Размышляя над этим вопросом, легко растечься мыслью по «Эннеадам». Тем не менее, сегодня мы попытаемся обозначить несколько опорных пунктов, которые могут помочь разобраться в учении Плотина об Уме. Во-первых, Ум (греч. – νοῦς) – это всеобъемлющее живое существо (греч. – ζῷον παντελές). Прежде всего, Ум есть всеобъемлющий, так как содержит в себе все истинно сущее, все бытие, т.е. имеет в себе все идеи, все формы всех вещей. В этом смысле он полон и совершенен. Кроме того, он является всеобъемлющим еще и в связи с тем, что не имеет границ, т.е. он нигде не начинается и нигде не заканчивает, ведь бытие – есть, а небытия – нет. Да и могут ли быть границы у того, что бестелесно? Ум есть живое существо, так как мыслит, а значит, движется, а значит, живет. Он есть живое существо, ведь он сам и есть источник всякой жизни. Наконец, Ум – живое существо, так как все, что он содержит, все это живо, ибо все там есть то, что оно истинно есть. В Уме пребывают как земля, ого