Найти в Дзене
Renovatio

Памятка об Уме Плотина

Что такое Ум по Плотину? Размышляя над этим вопросом, легко растечься мыслью по «Эннеадам». Тем не менее, сегодня мы попытаемся обозначить несколько опорных пунктов, которые могут помочь разобраться в учении Плотина об Уме. Во-первых, Ум (греч. – νοῦς) – это всеобъемлющее живое существо (греч. – ζῷον παντελές). Прежде всего, Ум есть всеобъемлющий, так как содержит в себе все истинно сущее, все бытие, т.е. имеет в себе все идеи, все формы всех вещей. В этом смысле он полон и совершенен. Кроме того, он является всеобъемлющим еще и в связи с тем, что не имеет границ, т.е. он нигде не начинается и нигде не заканчивает, ведь бытие – есть, а небытия – нет. Да и могут ли быть границы у того, что бестелесно? Ум есть живое существо, так как мыслит, а значит, движется, а значит, живет. Он есть живое существо, ведь он сам и есть источник всякой жизни. Наконец, Ум – живое существо, так как все, что он содержит, все это живо, ибо все там есть то, что оно истинно есть. В Уме пребывают как земля, ого

Что такое Ум по Плотину? Размышляя над этим вопросом, легко растечься мыслью по «Эннеадам». Тем не менее, сегодня мы попытаемся обозначить несколько опорных пунктов, которые могут помочь разобраться в учении Плотина об Уме.

Во-первых, Ум (греч. – νοῦς) – это всеобъемлющее живое существо (греч. – ζῷον παντελές). Прежде всего, Ум есть всеобъемлющий, так как содержит в себе все истинно сущее, все бытие, т.е. имеет в себе все идеи, все формы всех вещей. В этом смысле он полон и совершенен. Кроме того, он является всеобъемлющим еще и в связи с тем, что не имеет границ, т.е. он нигде не начинается и нигде не заканчивает, ведь бытие – есть, а небытия – нет. Да и могут ли быть границы у того, что бестелесно? Ум есть живое существо, так как мыслит, а значит, движется, а значит, живет. Он есть живое существо, ведь он сам и есть источник всякой жизни. Наконец, Ум – живое существо, так как все, что он содержит, все это живо, ибо все там есть то, что оно истинно есть. В Уме пребывают как земля, огонь, вода и воздух, так и растения, животные разумные и неразумные, вместе с копытами, когтями, клыками, рогами и т.п. Плотин пишет:

«И необходимо, чтобы небо, в самом деле, было в умопостигаемом мире живым существом, и чтобы, стало-быть, небо не было лишено там звезд, как мы их называем в чувственном мире, и в этом состоит бытие неба. Но очевидно, что есть там и земля и она не пустынна, но гораздо более полна жизни, и на ней обитают все до единого живые существа, сколько есть сухопутных и наземных, как мы говорим здесь, и ясно, что и растения там есть, укоренившие себя в жизни; но и море там есть, и вся вода в состоянии течения и жизни постоянной, а еще там есть и все живые существа, обитающие в воде, а также там природа воздуха составляет часть этого целого, и воздушные живые существа существуют там подобно самому воздуху» (VI.7 [38], 12, 4-13).
В качестве иллюстрации – «Философ в раздумье» Рембрандта (1632 г.)
В качестве иллюстрации – «Философ в раздумье» Рембрандта (1632 г.)

Во-вторых, Ум – это единое-многое. Ум не может быть абсолютно и совершенно единым, ведь тогда бы он и был самим Единым, но в таком случае он не мог бы быть Умом. Он не мог бы быть всеобъемлющим, он даже не мог бы содержать в себе хотя бы что-либо, так как это нарушало бы его единство. Но природа Ума в том и заключается, чтобы Ум был бытием, т.е. чтобы Ум был всем, что есть. Так, Ум должен быть многим. Однако и просто множеством Ум быть не может, ведь тогда бы он распался и в лучшем случае представлял бы собой лишь безумный хаос беспредельного множества бессвязных идей. Следовательно, Ум есть как единое, так и многое, т.е. единое-многое. Ум есть форма форм (греч. – εἶδος εἰδῶν). Если же Единое – это Благо, то Ум – благоподобен (греч. – ἀγαθοειδές) и является благом многоразличным (греч. – ἀγαθὸν ποικίλον).

В-третьих, Ум – это мыслящее и мыслимое. Ум – это мир идей, мыслящий сам себя. Все в Уме мыслит и все есть мыслимое. Ум есть одновременно как объект, так и субъект, жизнь и существование которого состоит в мышлении. Как известно, мыслить и быть – одно и то же. Это мышление, в свою очередь, действует по законам диалектики пяти высших родов из «Софиста» Платона: бытия, покоя, движения, тождества и различия.

Итак, в-четвертых, Ум – это двоица (греч. – δυάς). Во всех смыслах Ум оказывается двоицей. Ум есть двоица в том смысле, что он является, как мы уже показали, единым-многим, а также Ум – это двоица, двойственность мыслящего и мыслимого. В любом случае, после одного (Единого) должно идти два (Ум) – это необходимо как математически, так и метафизически.

Андрей Нечаев (а.н.)

Плотин
7214 интересуются