Здравия, товарищи!
Классический образ рабовладения предполагает картину, на которой грустный негр стонет под бичом белого плантатора, ибо последний вырвал негра из привычной для него среды, в которой тот жил в гармонии с природой.
Но так ли виновны белые в том, что негры стали рабами?
И была ли там гармония?
Неправильные вопросы
Где-нибудь в Штатах меня за саму постановку подобных вопросов по судам затаскали бы.
Впрочем, хватило бы и одной такой инстанции, ибо спрашивать подобное там столь же перспективно, как и в советские времена задаваться вопросом о том, были ли все красные уж так хороши.
Но на самом деле, вопросы более чем справедливые.
Священная липа Гармонии
Принято считать, что жили себе негры на природе, пили кокосы, ели бананы и весело пели «Чунга-Чангу».
Где-то там, на скале, Король-лев поднимал малыша Симбу, над саванной неслось многоголосое пение под бой тамтамов, гармония мира не знала границ, но вот пришли белые, и все накрылось медной ёмкостью.
В этом мифе совместились две характернейшие черты поздней европейской культуры:
- образ благородного дикаря, живущего в гармонии с природой;
- страсть к самобичеванию и поиску виноватых.
Туда же относится и полное непонимание относительно того, что есть жизнь в гармонии с природой.
Суконная правда реальности
В реальности же все было несколько иначе, если не сказать совсем иначе.
Никакой гармонии с природой в Африке к тому времени давным-давно не было.
Дело в том, что никакого гарантированно гармоничного по отношению к природе образа жизни не существовало. Разные первобытные народы жили по-разному и иногда гармоничным их отношение к природе не являлось.
Были, конечно, и такие, кто сумел действительно гармонично встроиться в экосистему, став естественной ее частью.
Вот только европейцы об этом понятия не имели, да и сейчас сплошь и рядом в качестве примера гармонии с природой упорно подают картины сельской идиллии.
Африканское село
Между тем, всё, что началось после неолитической/сельскохозяйственной/аграрной революции к гармонии с природой относиться не может никак, ибо речь идет об изменении природы по своему усмотрению.
- Природа стала средой, а то и вовсе ресурсом, а с ресурсом гармонии не ищут.
И Африка к тому времени как туда пожаловали белые работорговцы, уже бесконечно долго жила в основном земледелием или скотоводством, а первобытные охотники-собиратели были вытеснены на обочину – преимущественно в наиболее экстремальные зоны.
Так что ни из какой гармонии с природой негров не извлекали, ибо таковой там уже не было.
Считать их образ жизни гармоничным только потому, что н/п были чуть меньше Вены или Лондона, как минимум, смешно, ибо гармония все же не о численности населения.
Сомнительный рай
Есть миф, согласно которому в Африке с каждой ветки на голову банан падает, причем круглогодично, и работать не нужно совсем.
Возникает, вопрос, зачем же они тогда землю возделывают?
На самом деле Африка хороша по многим параметрам, в т. ч. для первобытной жизни, но для земледелия и скотоводства она подходит не так уж дивно и сразу по множеству параметров.
Посему после аграрная деятельность дала неграм несколько меньший профит, чем жителям Ближнего Востока, Индостана или Китая (даже Европа в этом плане оказалась перспективнее).
Получилась довольно странная ситуация: производить излишки негры могли, но не такие обильные, как где-нибудь в Междуречье: и вперед не рванешь и назад не откатишь.
И поскольку их деятельность всё же приносила излишки, негры, вопреки мифу о врожденном скудоумии, как-то очень быстро додумались до того, что можно лежать под пальмой и, жуя бананы, петь ту самую «Чунга-Чангу», пока кто-то другой вкалывает на поле или пасет скот.
Короче, до захвата рабов негры додумались «аж бегом» без помощи со стороны, благо часть их них образовала симбиоз еще во времена Древнего Египта (и не только как рабы, но и как охотники за таковыми).
Магазин открыт: добро пожаловать!
Поэтому к тому времени, как белые пожаловали на Черный континент, рабство в самых разных формах там уже процветало.
Просто оно было не столь уж продуктивным. У арабов раб мог принести намного больше дохода, поэтому за раба давали хорошую цену.
Самостоятельно гонять по Африке за неграми арабы особого желания не имели, поэтому чаще прибегали к помощи местного населения, которое охотно брало эту заботу на себя, попросту продавая своих рабов.
Потом, увидев спрос, одни негры стали ловить других негров уже изначально на продажу.
Проблемы сельского хозяйства мешали развитию политической мысли и Африка была крайне раздробленной (что не преодолено по сей день).
Негр негру не был ни другом, ни товарищем, ни братом, если только не был членом его собственного племени, чаще всего небольшого.
- Расовой же солидарности в ту пору тоже еще не придумали.
Правда, порой рабов захватывали слишком много.
Тогда избыток могли просто скушать или даже перебить, если негры, причастившись гуманизма, каннибализма чуждались.
Посему, когда на солнечных берегах Африки высадились первые «совсем-совсем белые» (т. е. европейцы), далекие от арабов местные вожди очень быстро сообразили, что продавать белым более чем выгодно.
Вина
Культовый для авраамической части цивилизации вопрос – вина́.
В христианском изводе: вина и искупление – ибн преступление и наказание, как гласит одна из главных книг нашего мира.
Вина белых в том, что они делали черных рабами, конечно, есть.
Но не такая уж большая, ибо европейцы были в общем с неграми бизнесе соучастниками, притом отнюдь не инициаторами преступного сговора. Да и преступным он тогда ни одной из сторон не считался.
К тому же (что упорно ускользает из виду из-за излишних отождествлений), это не наша с вами вина, а вина давно умерших особей (причем даже из других стран).
А во-вторых, вина тех белых работорговцев ничуть не больше, чем самих негров, ибо белые только подстегнули этот уже бывший к тому времени древним промысел, но не более.
«Часовню тоже я разрушил?»
И никакой гармонии с природой белые там не разрушали, ибо всех, кто жил таким образом, извели или вытеснили на обочину сами негры-земледельцы, сделав это задолго до того, как до них добралась депигментированная часть высших приматов.
Единственное, за что с изрядной натяжкой могут негры винить белых – это за то, что те придумали земледелие, хотя относительно того, можно ли этих людей было назвать белыми, есть вопросы.
Скорее всего, они были, как минимум, жутко смуглыми.
В современные же расы (в ту пору еще не существовавшие) они не попадают, сочетая в себе черты как современных европеоидов средиземноморского типа, так и современных негроидов.
Так что, если честно, то здесь тоже винить некого.
Свободолюбивый негр
И, когда услышите, дорогой читатель, что африканцы веками вели борьбу именно с белыми, которые обращали их в рабство – не верьте этому ни на грош!
Это не более чем пропаганда.
Надо сказать, пропаганда, возникшая еще до того, как пошла эпоха tolerazma, когда белый стал виновен по умолчанию, а черный стал считаться по умолчанию жертвой.
С белыми боролись главным образом местные вожди, утратившие свое влияние, а обычным неграм было не так уж важно, какого цвета будет пасущий их людоед – черного или белого, как какой-нибудь Леопольд II.
Во всяком случае, камнем преткновения между белыми и черными было отнюдь не рабство, примером чему может служить Либерия.
В ней вернувшиеся из американского рабства негры первым делом сделали рабами своих черных собратьев, предварительно освоив арифметику и обобрав их до нитки.
…
Кстати, в некоторых африканских странах рабство по сей день является нормой, тогда как в других было отменено только в XXI веке. Вероятно, в этом тоже виновны белые. А кто ж еще?
Всего вам хорошего, и не ленитесь плюнуть в расистов, будь они хоть белыми, хоть черными.
До встречи!