Найти в Дзене

Пока мужчина наверху считает себя сверхчеловеком: творчество Корнелии Пачки-Вагнер

Корнелия Пачка-Вагнер - немецкая художница, чье творчество отмечено символизмом и Ар Нуво. Основной темой ее работ были женские образы, представленные в виде философских символов, а ниже на автопортрете мы можем увидеть, как выглядела художница:

В карусели - еще один автопортрет, где художница изобразила себя в более молодом возрасте. Также про нее известно, что она была женой художника Ференца Пачки:

Картина Ференца Пачки
Картина Ференца Пачки

Еще ее другом был художник Макс Клингер, она часто служила ему моделью, вот например, как он ее изобразил:

Макс Клингер, "Портрет Корнелии Пачки-Вагнер"
Макс Клингер, "Портрет Корнелии Пачки-Вагнер"

Итак, мы уже поняли, что художница была окружена целым сообществом живописцев, серьезно занималась живописью, и пора бы уже посмотреть ее работы.

Корнелия Пачка-Вагнер, "Обнаженная с розой"
Корнелия Пачка-Вагнер, "Обнаженная с розой"

Интересная композиция у картины выше: обрезанная по пояс женщина на заднем плане незримо для нас - но это явно чувствуется даже без изображения - наблюдает за обнаженной фигурой на переднем плане. Девушка держится за голову и будто в панике бросает в бушующие волны бутоны роз. Обратите внимание, что одежда фигуры на заднем плане и у девушки на переднем - одинаковая, это сиреневое платье-вуаль, что наводит на мысль, что символически это одна и та же девушка.

Гравюра Корнелии Пачки-Вагнер
Гравюра Корнелии Пачки-Вагнер

Данная гравюра интересна, помимо всего прочего, своей техникой -это алюминография, то есть клише вырезается на алюминиевой пластине. Изображение выше интересно с технической точки зрения, однако напоминает учебную работу - для изучения фигуры. Гораздо более интересна гравюра ниже:

Корнелия Пачка-Вагнер, "Смерть и Сверхчеловек"
Корнелия Пачка-Вагнер, "Смерть и Сверхчеловек"

О, это забавно даже на уровне игры слов. Художница с фамилией Вагнер изобразила ницшеанский мотив наоборот. Пока мужчина наверху считает себя сверхчеловеком и скидывает - в своем безумии - камни в пропасть по склонам, за которые держаться женщины, только хрупка смерть-скелетик подпирает камень, на котором этот "сверхчеловек" стоит. И как мы понимаем, скоро смерть устанет держать этот камень.

Корнелия Пачка-Вагнер, "Женщина в пурпурном"
Корнелия Пачка-Вагнер, "Женщина в пурпурном"

Хотя в Сети картины "Обнаженная с розой" (выше была) и "Женщина в пурпурном" встречаются порознь, по они так похожи друг на друга, что кажется, будто они части какой-то общей большой картинки, такое есть у меня предположение. Конечно, это не так, потому что на "Обнаженной с розой" в правом нижнем углу есть подпись, то есть вправо она бы не могла продолжиться, а слева море ограничивает. Но в каком-то символическом пространстве смыслов это, безусловно, части одной картины.

Корнелия Пачка-Вагнер, "Молодая женщина у моря"
Корнелия Пачка-Вагнер, "Молодая женщина у моря"

Одна из самых энигматичных картин художницы, в которой, кстати, заметен ее любимый цвет - серо-голубой, который у нее буквально в каждой живописной работе, это цвет неба и морских волн - очень здорово. "Молодая женщина у моря" написана в свободной этюдной манере, и в этом ее очарование, все эти густые и грубые мазки контрастируют с профилем героини.

Корнелия Пачка-Вагнер, "Миф"
Корнелия Пачка-Вагнер, "Миф"

Закончить обзор я бы хотел картиной "Миф". Тут я вижу определенные этапы в жизни женщины - детство, под детством смерть, но вся картина больше, чем просто иллюстрация жизненного цикла.

Спасибо за внимание!

К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.

Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!