Найти в Дзене
1 день - 1 экспонат

Самая страшная церковь Рима

Самая страшная церковь Рима — ротонда святого Стефана в районе Челио, совсем неподалеку от Колизея. Это круглое здание V века изнутри полностью расписано фресками с изображениями казней раннехристианских святых. 34 фрески, созданные в XVI столетии, описывают ужасы, с которыми столкнулись первые последователи Христа: распятие, сдирание кожи, сжигание заживо, травля дикими животными, побивание камнями и прочие кошмары. К каждой сцене прилагается табличка с описанием: «Христиане горят, как факелы, в садах Нерона», «Теренций и Максим насажены на колья» или «Святая Татьяна после бичевания обезглавлена»… Зачем изображать такое? В поучительных целях. Это служило, своего рода, наглядным пособием для монахов-иезуитов. Картины призваны были напоминать будущим миссионерам о возможных страданиях за веру, и вызывать не ужас, а благоговейное размышление о стойкости мучеников. Фрески подчеркивали, что смерть святых — не ужас, а победа веры над плотью. Большинство табличек заканчиваются неким моральны

Самая страшная церковь Рима — ротонда святого Стефана в районе Челио, совсем неподалеку от Колизея. Это круглое здание V века изнутри полностью расписано фресками с изображениями казней раннехристианских святых.

34 фрески, созданные в XVI столетии, описывают ужасы, с которыми столкнулись первые последователи Христа: распятие, сдирание кожи, сжигание заживо, травля дикими животными, побивание камнями и прочие кошмары. К каждой сцене прилагается табличка с описанием: «Христиане горят, как факелы, в садах Нерона», «Теренций и Максим насажены на колья» или «Святая Татьяна после бичевания обезглавлена»…

Зачем изображать такое? В поучительных целях. Это служило, своего рода, наглядным пособием для монахов-иезуитов. Картины призваны были напоминать будущим миссионерам о возможных страданиях за веру, и вызывать не ужас, а благоговейное размышление о стойкости мучеников. Фрески подчеркивали, что смерть святых — не ужас, а победа веры над плотью.

Большинство табличек заканчиваются неким моральным выводом — «Их кровь не пропала: она — семя новых христиан», «Взгляни, христианин, на эти примеры, чтобы и ты мог им подражать», «Эти тела пожирает огонь, но души огонь не побеждает», «О, христианская стойкость, которую не сокрушают ни огонь, ни пытки». Это не просто описание казней, а мини проповеди в духе иезуитской риторики того времени.

-3

Впрочем, на неподготовленных зрителей это, порой, производило шокирующе впечатление. Говорят, в XVII веке церковь даже закрывали для публики, потому что некоторые паломники теряли сознание от реалистичности изображений.

Антон Райхштат.