Народные предприятия, что это, зачем они нужны и что в них такого хорошего? Почему они не нравятся «директорскому корпусу»?
Потому что владеет таким предприятием тот, кто на нем трудится, рабочий. Рабочие не позволяют никому стать единовластным хозяином предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Оценив мнения хорошо разбирающихся в проблеме людей, понимаешь, почему их так мало в России, хотя и в США, и Европе, и в Азии они есть и экономика там намного эффективней нашей.
«Принцип народных предприятий положен и в основу зарождавшейся в середине прошлого века экономики Сингапура.
Сегодня там практически 100% компаний принадлежит их сотрудникам ( для сравнения: в России всего несколько десятков народных предприятий). Сингапур, крошечное государство, производит 1,4% мирового ВВП, представленного высокотехнологичной продукцией, а Россия – 1,7% ВВП.
Да и бурное развитие китайской экономики, на мой взгляд, не могло бы состояться без народных предприятий, которых там подавляющее большинство.
Так, в 1989 году на народных предприятиях ГДР VEB (Volkseigener Betrieb),было занято почти 80% населения. С объединением Германии и переходом к условиям мирового рынка в 1990 году примерно 8000 комбинатов и народных предприятий были приватизированы Опекунским советом по собственности бывшей ГДР.
При их приватизации было сокращено несколько миллионов рабочих мест. После чего в действие вступили нормы финансирования акционерного капитала, согласно которых народным предприятиям пришлось выступать только в качестве подпорок крупного материнского капитала, если, конечно, такие предприятия хотели получать финансирование на свое жизнеобеспечение.
В России нужно менять закон
В России народные предприятия тоже есть, пусть их еще и очень мало, но они уже положительно себя зарекомендовали. Не надо ходить далеко за примером. В Кабардино-Балкарии работают несколько таких предприятий, в основном в аграрном секторе. Люди сами работают на своей земле, и весьма успешно: в республике хорошими темпами развивается садоводство, виноградарство, овощеводство.
Напомню, что ФЗ о народных предприятиях был принят в 98-м году, однако принят был не сразу, первоначально он был отклонён Ельциным, который решил, что закон нарушает Конституцию (типа, опять «советы и социализм»).
После долгих согласований его приняли, но ввели такие ограничения, связанные с созданием народных предприятий, что они не приобрели массовый характер и не появлялись повсеместно.
Поэтому в народные предприятия смогли преобразоваться те немногочисленные акционерные общества, в которых руководители сами были сторонниками идей социализма на фоне разворачивающейся истерии по накоплению капитала, формированию контрольных пакетов, приобретению собственности и прочих «священных ценностей» либерализма.
Что нужно делать сейчас?
Необходимо законодательно поддержать возможность без рисков вкладывать средства в народные предприятия напрямую либо через специальные государственные фонды. Это означает, что в этом случае новая форма хозяйствования не только позволит расширить налоговую базу и создать дополнительные рабочие места, но и обеспечит возможность «работать» имеющимся у населения денежным накоплениям.
Словом, все зависит от самих работников и от понимания того, хотят ли они сами быть совладельцами предприятий или оставаться наемными и по сути бесправными работниками на производстве. Вот почему необходимо широко освещать эти проблемы и, конечно, работать с кадрами, особенно с молодыми».
«Нужно принять развёрнутый Федеральный закон "О народных предприятиях в РФ", в котором определить несколько условий для получения народными предприятиями льгот в создании таких предприятий и в их налогообложении.
В документальном фильме американца Майкла Мура «Капитализм: история любви» показаны два таких народных предприятия, успешно работающие в США. Там всё сделано именно так, как я описал выше: абсолютно равные права и доли во владении предприятиями и абсолютно равные, кстати, зарплаты. Посмотрите этот фильм. Все совладельцы этих американских народных предприятий совершенно довольны всем и счастливы!
Народные предприятия не должны иметь право выводить заработанные ими деньги за рубеж, должны вкладывать образовавшиеся прибыли в развитие своего же предприятия, его техническое и технологическое переоснащение, а также в создание его филиалов.
Что такое народное предприятие?
— Это, как и корпорация, тоже акционерное общество, доли в котором поделены на акции. На этом, пожалуй, принципиальное сходство заканчивается, и начинаются принципиальные различия.
В народном предприятии не менее 75% акций должно принадлежать работникам такого предприятия, при этом у одного работника должно быть не более 5% акций. Продажа акций осуществляется или между акционерами (работниками), либо же акционер может продать свои акции самому предприятию.
Понятия «контрольный пакет», «крупные акционеры», «мелкие акционеры», «скупка акций» и т.д. здесь практически отсутствуют, поскольку голосование по важнейшим вопросам осуществляется по принципу: один акционер - один голос (это очень важное отличие - в корпорациях голосование принципиально другое: «одна акция - один голос»).
Акциями наделяются все работники предприятия, при этом новому работнику акции должны быть выданы уже через 3 месяца после приёма на работу. При увольнении работник продаёт свои акции по выкупной цене, устанавливаемой собранием акционеров, — рассказал Евгений Бражников, Ставрополь.
От советских заводов и колхозов народное предприятие в современной интерпретации отличается тем, что все работники являются его акционерами, а значит, получают и зарплату, и некий процент от прибыли.
Другими словами, у каждого сотрудника есть стимул работать как можно эффективнее, чтобы компания приносила прибыль и развивалась.
Народные предприятия эффективно работают в «самой капиталистической» стране мира – США. Там 20 миллионов граждан на сегодняшний момент являются совладельцами действующих производств.
Элинор Остром получила Нобелевскую премию в 2009 году за то, что доказала, что коллективная собственность гораздо эффективнее, чем частная и государственная. В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. Увы, российские СМИ и общественность обошли вниманием это событие.
Евгений Бражников:
— Чтобы начать возрождение Родины и возврат собственности народу не обязательно ждать революции. Есть более простой способ - с помощью закона шаг за шагом завоёвывать информационное, экономическое и политическое пространство. Одно из направлений – борьба за народную собственность.
Олег Королев, губернатор, Липецкая область:
— Я убежден и всех хочу в этом убедить: если мы будем создавать народные предприятия, Россию никто не сможет обойти в развитии экономики.
Что мешает и почему о коллективной собственности почти не говорят в новостях, не рассказывают блогеры и экономисты?
Несовершенство правовой базы, отсутствие на федеральном уровне системы мер целевой господдержки эксперты считают главными препонами на пути становления народного предпринимательства.
Что в итоге
Кто должен принять такой закон? Очевидно, Госдума? А кто из думцев в этом кровно заинтересован? Никто. Перед принятием законопроекта каждый из народных слуг прикидывает: а что я лично буду с этого иметь?
К примеру, есть лоббисты у ряда законопроектов. У данного законопроекта нет поддержки, потому что думцам тут нечем поживиться.
За последние десятилетия в развитых странах мира до 10%, а в США — до 15% рабочих и служащих трудятся в компаниях подобного типа. Процесс этот набирает обороты, так как сулит демократизацию собственности, смягчение социального неравенства, стабильность в обществе, что так важно и необходимо современной России.
Народные предприятия приведут к созданию среднего класса — прослойки общества с приемлемым уровнем жизни.
Стать примером может народное предприятие по образу и подобию ГДР. Это — модель начала строительства экономики ГДР на базе рухнувшей системы фашистской Германии. Именно тогда народные предприятия ГДР оказались способны занять ведущее положение в экономике, и именно этот пример должен лечь в основу запуска аналогичного способа развития в России.
Всю эту вакханалию экономического разгула, рожденную капитализмом, способен остановить только рабочий класс.
Добавлю, что власть, государство, не любит коллективную собственность, потому что правящий класс — это буржуазия, с ее частной собственностью. А любое государство прежде всего защищает интересы правящего класса. Поэтому недоработанные законы, поэтому такое мизерное количество народных предприятий в огромной России, поэтому такое несправедливое потребление материальных благ и столько бедных.
И еще:
Слишком мало наверху людей, уважающих своих работников, желающих создавать им достойные условия труда, и хорошие примеры им совсем не нужны. Зачем нам народные предприятия в качестве успешных конкурентов антинародным? Так ведь можно и о народной власти задуматься (Олег Бабкин).