Как любят говорить некоторые журналисты, с уходом «Икаруса» с московских улиц окончательно забыта эпоха советского транспорта. Казалось, что после массовой отправки венгерских автобусов на металлолом об «Икарусах» окончательно все забыли. Хотя многие из них прослужили всего по 13-15 лет, по сути, детский возраст для такой машины.
Теперь уж высматривай - не высматривай на улицах столицы привычный угловатый профиль автобуса, ничего не изменится. Все, с советским городским автобусом номер один распрощались навсегда. Хотя и жаль, венгерские машины отработали на московских улицах более полувека.
Последний из могикан
И тут, как в кино, оказалось, что один «Икарус» все же избежал участи своих собратьев. Неожиданно для московских поклонников бренда «Мосгортранс» объявил о продаже на аукционе уже точно самого последнего из могикан. Это был комфортабельный автобус для междугородних рейсов, серия 256.21.Н, один из последних, которые собрали в Венгрии перед окончательным банкротством завода.
Все это время машина стояла на балансе у «Мосгортранса» и до 2023 года реально работала на перевозке рабочих и сотрудников предприятия, работающих в ночную смену. Фактически один рейс за ночь - собрать рабочих с остановок, а заодно развезти тех, кто отработал во вторую смену. Этого мало, чтобы напомнить москвичам о себе, о своем существовании. Так что машину практически не видели в городе.
Интересно, что по плану «Икарус» должен был быть списан еще в 2017 году вместе со всеми венгерскими автобусами. Но, видимо, у этой машины какой-то особенно везучий характер. По существующей легенде восемь лет назад «Икарус» не дал списать один из водителей «Мосгортранса».
Сам постоянно ремонтировал и восстанавливал технику, сам на ней и ездил по ночам за сотрудниками «Мосгортранса». В 2017 году подвижной состав начали заменять западными автобусами, а с 2023 года - электробусами. Но в суете событий начальники «Мосгортранса», видимо, махнули рукой, тем более в запасниках еще оставались новые запчасти на пожилой автобус.
История одного водителя
Уже в 2023 году «Икарус» встал окончательно. Его водителя сначала отправили дорабатывать на легковушку, затем человек просто вышел на пенсию по возрасту. Хотя, скорее всего, причиной была убыточность машины. В автопарках «Мосгортранса» начали работать электробусы, конкурировать с ними стало нереально, поэтому руководство выставило машину на аукцион.
И в этот момент машине еще раз крупно повезло. Удачливыми, оказывается, могут быть не только игроки в лотерею. Нерабочий, стоящий на колодках «Икарус» выставили за символическую сумму в 1,448 миллиона рублей.
Надо сказать, что у госпредприятий нет реальной возможности продавать свою списанную технику через аукцион. Либо списывать и передавать на утилизацию, а за это нужно платить просто огромные по нынешним временам деньги. Либо передавать по остаточной стоимости какому-нибудь частному лицу.
Неожиданный ажиотаж на аукционе
На всякий случай все решили оформить через аукцион, что было реально единственно возможным вариантом. Так что полтора миллиона рублей - это реальная балансовая стоимость старенького «Икаруса». Машина-то раритет, ей без малого 55 лет, а это уже совершенно другой уровень проблем.
А дальше события пошли несколько не по плану. После начала торгов оказалось, что потенциальных покупателей не один и не два. А целая группа частных коллекционеров, которые точно знают цену пожилым автомобилям. Тем более из последней партии, выпущенной заводом «Икарус». А это, в свою очередь, уже исчезнувшее с экономической карты предприятие, причем с огромной и богатой историей выпуска нескольких поколений автобусов.
В результате довольно быстрых торгов пожилой «Икарус» ушел за 2,534 миллиона рублей. Хотя реальная цена раритетов, за которые состязаются сразу несколько известных коллекционеров, взлетает с начальной, как минимум, в 4-5 раз. Но «Икарус» уже продан и, скорее всего, уедет в один из музеев за границу.
«Икарусы» продавали достаточно широко - в соцстраны, в Западную Европу и даже США. Так что в Москве этот автобус больше не появится. Но желающие могут увидеть еще один «Икарус», который остался в музее «Мосгортранса».
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв