Найти в Дзене
В моем пузыре

Куда и зачем бежал капитан Волконогов...

«И отправился я, Федя, прямиком в Ад. Только вот никак не могу взять в толк — за что? Но все наши там. Знаешь, что мы там делаем? Бл*, Федь, ты чё, тупой? Мучаемся. Приговор у нас такой, вечные муки.» Наверное, стоит немного рассказать о судьбе фильма и как так вышло, что легально его посмотреть практически невозможно. Фильм был снят в 21 году и отправился на Канский кинофестиваль, где был тепло принят, затем проехался еще по ряду фестивалей и получил награды и как лучший фильм, и как лучший актер и как лучший сценарий. И даже дата премьеры у фильма была в апреле 22 года, но произошло то, что произошло и премьера фильма была перенесена, после заявлялась к показу в музее ГУЛАГа, а потом и вовсе снята по инициативе создателей с комментарием, что сейчас не время. И это немного странно, фильм снят в том числе при поддержке Министерства культуры, то есть отчасти на деньги налогоплательщиков, а фильмы с такой поддержкой все же чаще добираются до зрителей. Но к моему мнению как этот фильм см
Оглавление

Абсолютно неверный но такой наивно глупый перевод названия для Бразильского рынка.
Абсолютно неверный но такой наивно глупый перевод названия для Бразильского рынка.

«И отправился я, Федя, прямиком в Ад. Только вот никак не могу взять в толк — за что? Но все наши там. Знаешь, что мы там делаем? Бл*, Федь, ты чё, тупой? Мучаемся. Приговор у нас такой, вечные муки.»

Путь к экранам

Наверное, стоит немного рассказать о судьбе фильма и как так вышло, что легально его посмотреть практически невозможно.

Фильм был снят в 21 году и отправился на Канский кинофестиваль, где был тепло принят, затем проехался еще по ряду фестивалей и получил награды и как лучший фильм, и как лучший актер и как лучший сценарий. И даже дата премьеры у фильма была в апреле 22 года, но произошло то, что произошло и премьера фильма была перенесена, после заявлялась к показу в музее ГУЛАГа, а потом и вовсе снята по инициативе создателей с комментарием, что сейчас не время. И это немного странно, фильм снят в том числе при поддержке Министерства культуры, то есть отчасти на деньги налогоплательщиков, а фильмы с такой поддержкой все же чаще добираются до зрителей. Но к моему мнению как этот фильм смог получить гранты и пройти все стадии питчей, вернемся чуть позже.

Фильм показали в кинопрокате большого числа стран, даже удивительно большого, но на цифровые площадки он так и не вышел (вроде должен быть на прайм видео, но я так и не смог найти страну в которой он доступен). И вполне мог остаться этаким пропавшим реликтом, но в начале 23 года его пиратская копия была выложена в сеть, и он получил должное распространение. Вероятно, если бы это не произошло тогда, произошло бы чуть позже, благодаря французскому релизу.

Физический релиз во Франции
Физический релиз во Франции

О чем фильм?

И пусть таким непростым способом, но фильм добрался до зрителя. О чем же он, все очень просто и примитивно, давайте посмотрим на него глазами человека, который не хочет или не может смотреть вглубь. Почему я уверен, что этот слой поверхностный и фильм совсем про другое? Все, начиная от трейлера и заканчивая музыкальной темой кричит о том, что первый слой понятный и простой именно такой, но для того, чтобы его прочесть не нужно смотреть фильм, трейлера вполне хватит.

Трейлер с несбывшейся датой релиза

Если чуть шире, действие происходит в Ленинграде 1938 года, протагонист картины Федор Никодимович Волконогов, капитан НКВД который после начала внутренней чистки того самого «большого террора» 37-38 годов убегает от начальства и через магическое вмешательство своего убитого друга, пытается заслужить попадания в рай. Попал он туда или нет, по большому счету единственная загадка фильма.

Да, в прямую нам не говорят, что это Ленинград, но показывают Исаакиевский собор. Нам не говорят, что это 38 год, но показывают запуск дирижабля приуроченного к пятилетке 38 года, нам не говорят, что Федор служит в НКВД, но табличку органа, где он трудится можно мельком заметить.

Можно ли рассматривать что фильм исторический и нацелен на развенчание культа Сталинизма и критики в сторону людоедской политики государства? Безусловно, мне кажется именно под такую трактовку питчились создатели при получении гранта Министерства культуры. Получите ли вы удовольствие от фильма остановившись только тут? Да, конечно, у фильма множество плюсов, помимо того, о чем он предлагает задуматься.

О людях сделавших этот Фильм

Что бы не уходить в часть, где мы не сможем обойтись без обсуждения сцен, давайте обсудим то, что можем обсудить без этого.

Во-первых, это конечно работа дизайнеров костюмов. Тут не может быть двух мнений, все просто идеально. Персонажи картины четко делятся на два класса, и в каждой сцене сразу понятно кто есть кто. Надежда Васильева-Балабанова ответственная за костюмы и в этом фильме, и в дилогии Брат проделала титаническую работу. Каждый костюм каждого персонажа показывает его точное место в иерархии мира. От простейшего деления на серых обывателей и работников органов, до того что материалы, комбинация цветов, какой верх, какой низ однозначно показывает начинающий сотрудник или в высоком ранге. Цвета, так же играют на общую эстетику, по сути, весь фильм имеет всего 3 цвета: красный, черный и болотисто-грязносерый. И думаю сразу очевидно кто в каких цветах. Наверняка, задумка цветового решения больше, чем только работа дизайнера костюмов и это - рамка, рамка продиктованная авторами картины. Но в этой рамке сделано все что можно и даже чуть больше. В итоге мы видим младших работников органов в чистых, ярко алых спортивных костюмах (с отсылкой на продукцию компании Адидаслера, столь памятному каждому жившему с России 90-х как одежды бандитов низшего звена), как из дорогих плетеных материалов, так и из синтетических, которых, конечно, в реальном 38 году не было. И завершает на этом этапе черными мазками портупеи с табельным оружием.  Для более старшего звена это менее спортивные варианты, у которых красный верх заменяется на черный, появляются черные кожаные куртки. И для самых важных персон, черным уже становится низ, а красные оттенки уходят наверх, и все так же скрываются под темными куртками. Для обычных же граждан столь четких различий нет, но при этом все на своих местах, нелепые чепчики смотрятся уместно, комбинезонных заводских рабочих не выбиваются и все вроде как на своих местах. Тут стоит повториться, что Надежда Васильева-Балабанова имеет и огромный опыт и по сути является автором того самого образа Данилы Багрова. Ну он же одет серо и совершенно не приметно, при этом практически у каждого в голове живет его образ в безразмерном свитере.

Данила Багров
Данила Багров

Надежда Васильева-Балабанова вообще отдельное открытие для меня после этого фильма, посмотрите или почитайте ее интервью, очень интересный человек.

Одно из интервью Надежды Высильевой-Балабановой

Во-вторых, это конечно актерские работы. И с этим тут тоже все прекрасно, все на своих местах, всем веришь. Теперь уже оскаровский лауреат Юра Борисов в главной роли жуть как хорош, большую часть фильма он в кадре и все это время ни одного сомнения что это именно Федор Волконогов нет. Это первый фильм, где я вижу его тем, кто достоин наград, признания и всего того, что он получил с выходом Аноры, где, на мой взгляд, он не показывает и десятой доли того показывает в этой работе.

Никита Кукушкин, ничего про него не знал до этого фильма, и совершенно очарован его персонажем. Его краткие появления пусть и чуть театральны, но очень живые (даже там, где мертвы). Да и все остальные, все прекрасны, при всем желании придраться можно разве что к статистам на десятых ролях в массовке, иногда они кажутся чуть инородными. Да в касте в основном именитые актеры, но у каждого из них есть роли, где они проявляют себя посредственно, здесь все отыгрывают органично. Даже крохотная роль «братишки» Епифанцева максимально уместна и гармонична. Актеры и кастинг директора – выше всяких похвал.

Краткое содержание фильма от главных актеров
Краткое содержание фильма от главных актеров

В-третьих, безусловно общая работа команды. Красиво снято, красиво покрашено, красиво выставлены кадры, красивые декорации.  То, что принято называть пошлым словом «вкусно».  Визуально все на высшем уровне.

Вышло даже как-то слишком комплиментарно. В голове мне казалось, что все не так супер, но придраться то не к чему. Хотя, выделю один минус, или не минус. Фильм очень тягучий, это подходит и истории, и атмосфере и дает воздуха чтобы подумать. При этом для подавляющего большинства зрителей наверняка это покажется нудноватым, сейчас люди привыкли к шортсам, рилсам и максимуму информации на единицу времени. Этот фильм не такой. Во многом без этого фильм бы не получился, но тем не менее тем, кто смотрит его как историю из трейлера, покажется затянуто.

Что же в фильме?

А вот теперь давайте вернемся к истории, рассказанной в фильме, тому почему мне кажется, что это не просто сюжет о Сталинских репрессиях глазами исполнителя, а что-то совершенно иное скрытое за таким фасадом.

Фильм встречает нас звонкими звуками ударов, в которых безошибочно узнаются звуки насильственных ударов о кожу. И если мы хоть примерно знаем про что фильм, мы ожидаем увидеть сцену пыток. И в первой же сцене фильм нас обманывает говоря, что наши представления о том, что он из себя представляет в корне не верны. Это сцена игры молодых ребят в волейбол в антураже некого «господского дома». Тут нас знакомят с главными героями, Федором, Мальком и остальными, которые дальше будут выполнять роль статистов. И именно это сцена формирует в нас и уже упомянутую двойственность восприятия, и настраивает на цветовую палитру картины. В начальных сценах остается непонятным ни роль персонажей, ни их работа, тот же Волконогов преподносится как исключительно положительный персонаж, компанейский, веселый, но справедливый готовый прийти на помочь своим соседям по коммуналке, в которой проживает. Тут же, в прологе, мы видим сцену того, как Федор едет в трамвае, противопоставления ей будут то тут, то там мелькать на протяжении всего фильма и в поездках самого Федора и других персонажей. Федор уверен в себе, он тут «власть», при этом каких-то негативных эмоций это не вызывает.

Федор Волконогов едет на работу
Федор Волконогов едет на работу

И после такой экспозиции мы получаем инициирующие весь дальнейший фильм событие. Самоубийство одного из коллег Федора после того, как к в его кабинет с покрытым кровью сеном пытаются ворваться какие-то люди. Позднее мы узнаем, что этот коллега непосредственный начальник капитана Волконогова, и даже, как и сам Федор догадаемся, что это начало внутренней чистки. Причем это подано столь ненавязчиво, что зритель рискует пропустить почему так, и даже потеряться в мотивации героев. Да, в этот момент у нас уже есть все необходимые кусочки что бы понять, что это 38 год и значит, вероятно мы видим проявление так называемого большого террора. Но все это подано столь вскользь и незначительными фразами, что упустить проще простого. И осознавая все это, быстрее чем зритель, на фоне уходящих на «переаттестацию» коллег, капитан принимает решение бежать. И да, наверное, он мог бы взять с собой своего товарища, но это бы не дало ему выиграть немного времени для побега. То есть тут, образ персонажа Юры Борисова теряет однозначность, нет ответа сделал он так из расчета выиграть время, или из-за осторожности или по глупости. Каждая из трактовок может быть верной.

После побега Волкогонова мы и знакомимся со вторым основным действующим лицом – майором Головней. Который заступает на пост того самого вышедшего в окно начальника Федора.

Рассказывать по сценам весь путь капитана мне кажется нет смысла, но я бы хотел обсудить те моменты, которые не проговариваются вслух и остаются на откуп воображения зрителя и которые интересны для меня. Хочу поделиться с вами своей трактовкой этих вещей. Для того что бы понимать, о чем я говорю, все же придётся посмотреть фильм, что я конечно настоятельно рекомендую вам сделать. Если же вы не посмотрели, то можете пропустить следующую часть и проскроллировать до заключения.

Что же в фильме для меня?

Как я увидел, фильм — это вовсе не исторический опус, а притча, в которой нет ни реального мира, ни хороших и плохих персонажей. Слишком много ляпов и допущений если смотреть на это как на исторический фильм. Тут и отсутствие медицины для майора, вынужденного осматриваться у ненавидящего его персонажа. И телевизоры с запуском дирижабля, которые в 38 году были уже не то, что не в диковинку, а на закате своего существования. И НКВД-шники картинно включающие звуковые эффекты что бы скрыть звуки выстрелов, но при этом покорные расстреливаемые, и многое-многое другое. Слишком много внимания к мелочам что бы допускать такие ляпы. Для меня это явное указание на их специальность, для меня это притча о том, что все люди так или иначе заложники своего нежелания думать о том, что стоит за теми или иными поступками. Притча про то, что прощение извне не имеет значение, важно лишь свое принятие себя, готовность взять на себя бремя ответственности за то, что ты сделал. Притча о том, что рациональное всегда борется с чувственным, и победа одного над другим неминуемая смерть, или физическая или нравственная.

Так, очевидно, что красный цвет в костюмах, это прямое указание на деятелей причастных к красному террору. При этом мне хочется верить, что та же Раечка, это не девушка в прямом смысле слова, а образ рая в голове персонажа, находящегося в конструкте, где нет рефлексии, и этот рай при всей его близости и понятности обманчив и не ведет к истинному принятию. Где тот же майор, лишь образ бессмысленности и тщетности погони разума за тем, что уже находится в области чувств. Майор — это следующий виток осознания, он проходит тот же путь что и герой, но с совершенно другой исходной точки. Этот контраст ярко показан в сцене, где уже головня едет в трамвае, он серый забитый и ничем не хочет выделяться из толпы остальных. И лишь его старый товарищ вырывает его обратно в мир ребят в красном, чудовищной фразой о том, что всех уже расстреляли, работать не с кем. И после этого он пытается осуществить переход, но не справляется. У него не хватает не сил, не решимости, чтобы убить себя. И он вынужден придумать новые решение. То решение, которое с одной стороны закрывает возможность Волконогову идти понятным путем, но дает возможность прийти к истинному решению. К истинному решению, через принятие, покаяние и служение.

Капитан Волконогов бежит
Капитан Волконогов бежит

Отдельно хочу сказать про сцену с девочкой. Она и очень нужна, и очень инородна. Опять же если смотреть на нее как просто на историю, то все понятно, органы в союзе в 38 пытали лучше, чем фашисты и никто их никогда за это не простит. Но если смотреть так как вижу я, это про то, что пытки себя самого всегда страшнее чем любые внешние воздействия, и что принятие этого открывает в тебе искреннего ребенка, то как девочка открыла его в Федоре, сломала и помогла пройти свой путь.

Сцена в лоб, но иначе никак
Сцена в лоб, но иначе никак

Итоги

Капитан Волконогов бежал, чудесное название. Формально это констатация факта на языке канцелярита, но, по сути, бежать то он бежал, но вот сбежать от себя у него не вышло.

Фильм один из лучших что я видел, мне понравилось буквально все. Особенно возможность трактовать его так как я хочу. Мне дали много почвы для размышлений и завернули в прекрасную обертку.

P.S.

И да он оставил во мне огромное количество вопросов и вопросиков, про которые я не написал. Это и тот самый дирижабль, как он соотносится с трагедией дирижабля 38 года. И сцена с ребенком на горшке видящего майора в образе «вампира», и отсутствие девушек в органах (кроме конечно судмедэксперта, констатирующего смерть расстреливаемых), и диалог про то, что девушки чувствуют в героях «волков» и как это связано с тем, что капитан Волконогов, и связано ли?

Отдельные сцены заставляют думать о еще куче вещей, как например мысль про то, что все что рано утром было разным и столь непохожим, как ребята в красном на людей с улиц, к вечеру все закопаны бродягами в общей могиле без различий.

Или сцена с признанием того что люди то невиновны, но их нужно пытать, что бы они сознались, ведь иначе не по закону.

И многое, многое другое...